ВЕТЕРАНЫ: В самом аду, под Кенигсбергом

Падзеі

Тяжесть прожитых годов сгибает плечи, уже не та сила в руках, но как загораются глаза в наших ветеранов Великой Отечественной войны, когда начинается разговор про Великую Победу.
Победа. Для каждого она была своя, запоминающаяся. Некто в запале радости выводил на стенах берлинских зданий имена павших товарищей, чтобы и им, пусть и посмертно, досталось чуть этой Победы. Другой писал лист домой, мол, ждите, живой, здоровый, сейте хлеб, чтобы наши детишки более никогда не голодали. А Владимир Иосифович Некревич, солдат 443 стрелкового полка второго Беларуского фронта, из деревни Демьяновичи, встретил День Победы в слуцком госпитале, на больничной кровати. Тут местные медики «сражались» за его раненое колено…
Родился будущий ветеран в солнечном, шумном приморском городе Одессе в 1918 году. Однако большую часть жизни провел в беларуском Принеманьи. Сюда, в деревню Галынка, его отец Иосиф привез свою семью, подальше от кипучей жизни портового города, где после революции еще долго было неспокойно. Гостеприимная Беларусь стала для украинцев второй родиной. Когда сам Владимир Иосифович женился на местной девушке, молодая семья поселилась в Демьяновичах.
Большая Отечественная война ударила, как гром средь ясного неба. Жители Западной Беларуси даже опомниться не успели, как оказались под немецко-фашистской оккупацией. Конечно, местных мужчин призвать в армию не успели. Годы фашистского режима были тяжелые и голодные. Жизнь каждого человека на захваченной территории было на волосок от смерти. Никто не знал, каким будет следующий день, не принесет ли он сельчанам карательную операцию, расстрелы, пепелища, вывоз в германское рабство. Когда немцы и полицаи свирепствовали, население убегало за Неман, чтобы спрятаться там в партизанских лесах.
В 1944 году Беларусь освободили. В мае 44-го Владимира Иосифовича Некревича призвали в армию. Дома осталась беременная жена. Полк формировали в Козельске. Начались военные будни. Немцев гнали все дальше на восток, отвоевали Польшу, пошли на Восточную Пруссию.
Тогда ветерана и остановил самый тяжелый бой под Кенигсбергом. В этом аду, по советским данным, погибли 42 тысячи фашистов, еще 93853 немцев было взято в плен. Полегло много наших солдат, хотя по отчетам советских времен, «потери Красной Армии составили только 3700 человек».
Немцы понимали, что Кенигсберг — их последняя цитадель. Сдать его, значить, потерять надежные оборонительные позиции: на тот момент тут закрепилась восточнопрусская группировка гитлеровцев. Город имел три кольца защиты. Первое состоявшее из траншей, противотанкового рва, ограждений из проволоки и минных полей. На нем находились 15 фортов с гарнизонами по 150-200 человек и 12-15 пушками. Второе проходило по околицам города, включало в себя каменные строения, баррикад, огневых точек на пересечениях и минных участков. Третье находилась в центры города: это были 9 бастионов и башен, возведенных преимущественно в ХVІІ столетия.
Наступление началось 6 апреля 1945 года. Сначала ударила советская артиллерия. После выступили 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы, танки, самоходные пушки. Укрепленные форты пехотинцы старались обходить, их блокировали посредством самоходных пушек, саперов, огнеметчиков. Нашим солдатам приходилось тяжело:
— Под Кенигсбергом много бойцов «положило», — вспоминает Владимир Иосифович, — шли буквально по труппам. Мы идем, а из дзота «рубают» немецкие пулеметчики. Наших парней вживых осталось восемь. Мне пуля попала в колено, и товарищам пришлось меня тянуть. Пока добирались к санчасти, убили санитара. Я выжил и как «тяжелый» был направлен в слуцкий госпиталь. Там мне сделали операцию, вставили железный штырь. Там же и встретил Победу.
О том, что уже 9 апреля Кенигсберг капитулировал, а на следующий день в городе были уничтоженн последний очаг сопротивления, ветеран узнал позже. Заработанное в бою ранение и сегодня напоминает про себя: Владимир Иосифович ходит при помощи костылей. Но жизнь прошла недаром. После войны ветеран работал в местном хозяйстве строителем, на колхозной пилораме, на сеялке. Растил ребят — трех сыновей и дочку. Теперь у него есть восемь внуков, четыре правнука и три праправнука.
Хотя к Берлину Владимир Иосифович Некревич не дошел, но и его боевой подвиг лег в фундамент Большой Победы над фашизмом. Спасибо вам, Владимир Иосифович, за мирное небо над Беларусью.
И. КОВКЕЛЬ
ветеран Большой Отечественной войны У. И. Някрэвіч на своем подворье в деревне Демьяновичи.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *