Приближаемся к посту

Важнае Да ведама грамадзян Свежыя навіны

В церкви началась подготовка к самому продолжительному Великому посту.

В Православии ему предшествуют несколько подготовительных седмиц, начинающихся с воскресенья, которое по-церковнославянски звучит «неделя». Каждая из седмиц получила свое название от недели, которая была накануне. В подготовительный период входит неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя мясопустная (Масленица), неделя сыропустная (Прощеное воскресение). Продолжительная подготовка к Великому посту по свидетельству святых отцов необходима верующему для того, чтобы помочь человеку подготовиться к посту, научить его воздержанию.

Первая седмица подготовительного периода начинается с недели о мытаре и фарисее. Такое название она получила по евангельскому отрывку, который читается в церкви в этот день. В церковь пришли два человека помолиться. Один молился, перечисляя перед Всевышним свои заслуги. Другой молился со смирением, понимая своё ничтожество и духовную слабость. Первый был ослепленный гордостью и самолюбованием фарисей (религиозный учитель), а другой – презираемый народом сборщик подати, мытарь. Унижавший себя ушёл домой более оправданным, нежели фарисей. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» — заключает Господь Иисус Христос.

Вторую подготовительную седмицу (с 24 февраля по 2 марта) открывает неделя о блудном сыне. За воскресной божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки, в нем повествуется о человеке, у которого было два сына. Один из них захотел отделиться от отца, взять причитавшееся наследство и жить самостоятельно, независимо и свободно. Быстро промотав деньги, которые дал ему родитель, чтобы не умереть с голода, неразумный сын вынужден был наняться пасти свиней. От безысходности отрок стал доедать то, что недоели свиньи. Придя же в себя, он решает вернуться обратно к своему отцу простым рабочим.

Отец издали заметил своего сына. Он повелевает принести лучшую одежду, дает перстень на руку отрока (символ родства на Востоке) и обувь на ноги. Притчей Господь говорит, что никто из нас не имеет право судить другого человека, каким бы страшным грешником тот ни был. Даже самый отъявленный преступник может быть помилован, если он покаялся в совершенном преступлении и принес плоды покаяния. Также в притче содержится увещание не впадать в отчаяние от осознания бездны греха и напоминание о милосердии Небесного Отца. В субботу, 2 марта, Церковь будет особенно молится о православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения.

Третья седмица (с 3 по 10 марта) называется мясопустной, или о Страшном Суде. В церковных песнопениях и богослужебном евангельском отрывке этого дня говорится о сострадании и милосердии к близким. Христос говорит своим ученикам: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Церковь показывает страшную картину Второго Пришествия Сына Божиего на землю и Страшного Суда над человечеством. Нераскаянных, упорствующих в своих грехах грешников ждет незавидная судьба. В геенне огненной души будут мучиться вечно. От погибели могут спасти лишь дела милости, совершенные от чистого сердца во имя Христа.

В народе третью подготовительную неделю именуют Масленицей. Наши предки в этот день пекли блины, ели сами и угощали ими других. Традиция празднования Масленицы уходит своими корнями в языческие времена. Этот праздник являлся символическим завершением зимы и началом весны. В эту седмицу запрещалось употреблять мясные продукты, но разрешалось вдоволь, перед вступлением в Великий пост, совершить заговенье (в последний раз употребить скоромную пищу). Мясо уже не дозволялось употреблять по канонам церкви. Последний день масленичной недели в церковном Уставе называется неделей сыропустной, в которую вспоминалось изгнание Адама из Рая.

В этот день в церквях за вечерним богослужением совершается торжественный чин Прощения. Каждый верующий, подходя друг к другу, совершает поясной поклон и просит забыть нанесенную прежде обиду. В ответ можно услышать: «Бог простит, и я прощаю». Однажды побывав на этом чине, человек убеждается в том, что за ним происходит духовное очищение человека.

Игорь ЗИНЧЕНКО,
бакалавр богословия