Валентина Малахова: “Я самая счастливая мать”

Падзеі

Каждый человек – эта эпоха. Бесчисленность событий, которые пробегают за, казалось бы, небольшой век человечий. История мест, городов и даже стран отмеривается не сухими датами, а судьбами, которые ее составляют. Одна жизненная история объединяет педагога музыки Валентину Николаевну Малахову и Новоельнянскую музыкальную школу.

Начинается она с детства, когда у тогда еще школьницы появилась возможность заниматься музыкой. Музыкальная школа только открылась, было много желающих учиться. Потому из каждой семьи брали на занятия только по одному ребенку. Младшей Валентине пришлось подождать год-другой. Она никогда не забудет, когда родители приобрели баян, и она впервые взяла инструмент в руки, это волшебное чувство, что ты уже можешь создавать музыку. То неповторимое впечатление и помогло понять: музыка – главное, чем хочется заниматься.

На Дятловщину Валентина Малахова попала из Могилевской области, и то не сразу:

По окончании школы хотела посмотреть мир и решила так: в Могилев поступать не поеду, ведь там тетя живет. А хотелось уже быть самостоятельной, – вспоминает Валентина Николаевна.

Так она поступила в Молодеченское музыкальное училище, по окончании которого поехала в 1970 году… куда распределили: в музыкальную школу в Ошмянах. Но там ей задержаться не довелось: обстоятельства принудили искать новое место работы, опять переезжать. И тогда вспомнила, что в этом году город Дятлово не досчитался одной выпускницы с их курса (она поступила работать в хор Ширмы), и там, вероятно, не хватает педагогов. И Валентина Николаевна со всей Гродненщины выбрала загадочный и неизвестный для себя город.

Помню первое впечатление от Дятлова, – вспоминает женщина, – стою в центре города, где, по моим наблюдениям, должна была находиться автобусная остановка, жду автобус к музыкальной школе. Холод ужасный, а я с полчаса надеялась, что вот-вот автобус придет. Пока одна женщина не подсказала: “Не стой, ведь у нас городские автобусы вообще не ходят”.

Не менее яркими и приятными были впечатления от коллектива музыкальной школы: директор Николай Антонович Белоус и коллеги поддержали, помогли по первому времени. В Дятловской музыкальной школе был первый, хотя небольшой, опыт руководителя: педагог преподавала специальность “баян”, а затем возглавила отделение народных инструментов в школе. Самыми запоминающимися стали первые на дятловской земле ученики, которые до сих пор напоминают о себе телефонным звонком, праздничной открыткой или визитом.

Валентине Малаховой было только 27, когда она стала директором новой музыкальной школы в Новоельне:

Много времени на размышления не было, Николай Антонович только сказал “Валечка, деточка, надо ехать, ты справишься”.

И пришлось ехать. Направились работать в Новоельню вместе с дятловским педагогом Валентиной Александровной Матюкевич и новоельнянцем Иваном Ермолаевичем Мазниковым. Будущая музыкальная школа – здание прежнего клуба железнодорожников – встретил их запустением. Большой зал, по обе стороны которого – две печки. Ремонт тут делать не переделать. А еще как раз настал сентябрь: надо было проводить первый набор учеников. Причем, открыть надо было все специальности сразу: баян, аккордеон, скрипку, цимбалы и обязательно – духовые инструменты, которыми всегда славилась Новоельня.

И что вы думаете? Справились. Звонила в Лиду, Новогрудок – искала преподавателей. Однако школа стала работать по всем предположительным специальностям.

По первому времени молодая директор Новоельнянской музыкальной школы ездила в Новоельню ежедневно из райцентра. И в одно такое утро, приехав на работу, застала в школе… взвод военнослужащих. Сильное удивление женщины сменила догадка: звонить начальству, там все пояснят.

Поймите ситуацию, – просили на том конце провода. – Военнослужащие приехали поработать на сельхозработах, им надо где-то остановиться. В свою очередь, они вам помогут сделать, что надо, по ремонту.

Так и решили. Большую часть зала военнослужащие отгородили плащ-палатками, сделав импровизированные спальные места. Сцена осталась для занятий. Не откладывая на потом, Валентина Николаевна собрала “постояльцев” в зале и пересчитала со сцены внушительный список дел, по которым нужна помощь. Реакция была разной, от готовности до возмущения “командирским” тоном девушки, однако фронт работ тихонько сдвинулся с места. Через некоторое время, когда военнослужащие уже собирались уезжать, в учительскую заглянул офицер со словами:

Где тут девушка, что моим солдатам приказывает? – а потом улыбнулся и добавил. – Все сделано, принимайте работу.

Новоельнянская музыкальная школа пережила после не один ремонт. Однако этот случай больше всего врезался в память Валентине Малаховой. Вся преподавательская жизнь вспоминается ей как череда светлых моментов: достижений учеников на музыкальном поприще, концертов, на которые с готовностью выделялся транспорт, малых и больших побед, приятных встреч и хороших традиций.

Одна из них – посвящение первоклассников в музыканты. Когда собирались старшие ученики и делали для первоклашек концерт, поздравляли их с присоединением к тайнам музыки.

Поступая к нам в музыкальную школу, дети иногда даже спрашивали, будет ли в этом году посвящение, – вспоминает Валентина Николаевна.

На базе Новоельнянской музыкальной школы был создан оркестр, в котором принимали участие учители и ученики. Музыканты участвовали в разнообразных концертах по всему району и даже записывались на радио, вспоминает Валентина Малахова:

Мы работали как аккомпанирующая группа с Аллой Авдейчик, которая теперь в Гродненской филармонии. Довелось пару раз даже записываться на радио в Кореличах. Без скромности замечу, что звучали мы тогда отлично.

Первый директор Новоельнянской музыкальной школы с особенной теплотой вспоминает работу в Новоельне, время которой скоро пролетело, как и молодые годы. Но видно, что рядом с изысканным музыкальным мотивом в жизнь женщины вплетен еще один, более тяжелый, больной, который оставил оттиск грусти на лице этой интеллигентной женщины. И про личное она старается не упоминать:

Что было, то миновало уже, нечего про плохое вспоминать, – говорит женщина. И не плачет о своей судьбе. А когда рассказывает про любимую музыку Шопена и “Времена года” Чайковского, в глазах появляется сентиментальная слезинка.

Уже почти десяток лет, как Валентина Николаевна передала дела в музыкальной школе в надежные творческие руки следующих поколений педагогов. Однако причин грустить нет: дочки Надежда и Вера – ее любовь, ее радость и гордость. Ежедневно радуется она новым успехам детей, их достижениям. Девочки живут в столице, и это не мешает им звонить маме по несколько раз на дню, приезжать к ней при первой же возможности – возвращать “с процентами” ту заботу и нежность, которые все это время дарила им мама.

Помню свое детство, – говорит Валентина Николаевна. – У нас семья была не очень богатая, но лучшие игрушки, цветные ленты были у нас одних из первых. Такого же принципа в воспитании детей придерживалась и я: дать детям все, что могу, и даже чуточку больше. Как бы ни сложилась дальше их жизнь, надо, чтобы детство для моих детей было радужным и ярким. Искренне вам признаюсь: я самая счастливая мать, ведь настоящее счастье – мои дети.

Наталья ОВЕРЧУК

Фото Виталия ОЛЕХНОВИЧА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *