«Вы можете эту нишу занять». Как Александр Лукашенко помог «Неману» вернуть белорусское стекло на мировой рынок

Свежыя навіны Улада

В 2005 году известный во всем мире стеклозавод «Неман» оказался, что называется, на лопатках (огромные долги, переполненные склады).

И подняться самостоятельно не мог. В этом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, каким образом государство помогло предприятию встать на ноги, как произведение мастеров из Березовки перепутали с работой богемских стеклоделов и какую белорусскую посуду из стекла и хрусталя любят в Монголии и Китае.

С чего начиналась история стеклозавода «Неман»

Березовка стала краем стекольных мастеров еще в 1883 году. На небольшом заводе помещика Зенона Ленского выдували бутылки. Владелец пригласил на работу главного инженера Дятьковского хрустального завода (ныне Брянская область) Вильгельма Краевского и художника Юлиуса Столле. Они сделали продукцию местного производства знаменитой не только в Российской империи, но и в Западной Европе.

Предприятие пережило войны и кризисы. Но в двухтысячных оказалось в долгах. Только на модернизацию руководство «Немана» просило выделить $10 млн. В общей сложности выход из кризиса обходился в $20 млн. К тому же завод был разворован: ежегодно сотрудники нелегально выносили их цехов порядка 30-35% продукции.
«Вводи с первого августа военную дисциплину на заводе! От моего имени. Определись, с кем ты будешь работать. Всучи ему пропуск и скажи: приходишь в это время, в это — уходишь. Плати деньги, что он заработает. Под оборудование получишь. И пусть пашут вместе с тобой день и ночь. Пока не выйдете на тот уровень, когда я буду видеть, что у вас что-то получается. Если я увижу, что у вас что-то получается, я вам помогу еще. Но сразу не получишь ни копейки просто так. Это народные деньги. Я не могу деньги забирать и выбрасывать», — подчеркнул глава государства, посещая предприятие в июле 2005 года.

На что способны современные березовские мастера

Александр Лукашенко согласился помочь, пусть и с жесткими условиями. Но только после того, как увидел, на что способны местные мастера. А продемонстрировать и вправду было что.

«Президент все посмотрел. В том числе и я докладывал ему на выставке наших новых разработок, как происходит процесс создания: от мысли в голове до уже готового изделия. Думаю, Президенту понравилось. Наши последующие выставки были в других местах. Там был глава государства, и он спрашивал, где тот бородатый дед-ученый, который ему рассказывал на заводе об этом всем. Но я, к сожалению, не на все выставки попал», — рассказывает ведущий художник предприятия Василий Самохвалов.
Несмотря на всю серьезность обсуждаемых вопросов, не обошлось и без курьезной ситуации.

«На выставке была достаточно новая разработка, которую мы назвали «Набор президентский»: рюмки, бокалы, стаканы, фужеры. Мы делали ее в том числе по заказу Администрации Президента. С монограммой, гербом, как положено. Не знаю, кто там из чиновников командовал, но преподнесли это как изделие богемских стеклоделов. Пришлось мне Александру Григорьевичу рассказывать, что это все-таки мы придумали и умеем делать не хуже богемских стеклоделов», — вспоминает Василий Самохвалов.

Почему государство не могло потерять завод «Неман»

«Неман» на протяжении практически всей своей истории был градообразующим предприятием. В 2005 году там работали две трети населения Березовки. Потерять такой завод — значит оставить без рабочих мест несколько тысяч человек. Государство так поступить с простыми людьми не могло.

«Было принято решение о проведении масштабнейшей инвестиционной программы по модернизации. В связи с этим была внедрена новая линия по производству стекловаты, что позволило заместить определенный ассортимент импортного сырья», — пояснил директор ОАО «Стеклозавод «Неман» Сергей Лапицкий.
«Производство стекловаты было запущено в апреле 2015 года, — отметил он. — Расчетная мощность производства составляет 50 т стекловаты в сутки. На сегодняшний день мы производим около 1,2 тыс. т стекловаты в месяц. Основными потребителями данного продукта являются страны Западной Европы».

Как на работе стеклозавода отразилась пандемия коронавируса

Александр Лукашенко посетил завод и в апреле 2020-го. Время было непростое — пандемия коронавируса. Каждое государство решало, как быть. Пока в Европе предприятия закрывались на карантин, в Беларуси продолжали работать.

«Период был сложный, но стоит отметить, что ни на один день предприятие не останавливалось. Климат в коллективе был спокойный. Все с пониманием относились к ситуации. И главное, что мнение было едино: останавливаться заводу было нельзя», — подчеркнул Сергей Лапицкий.
Президент детально ознакомился с работой стеклозавода. Оценил и организацию производства, и готовую продукцию. В 2005-м Александр Лукашенко пообещал помочь предприятию, если увидит, что завод дает результат. Сказано — сделано.

«Что касается ваших долгов, я рассмотрю этот проект указа. Он у меня на столе. Насколько чего вам отсрочить, чтобы вы смогли рассчитаться с государством. Вы же понимаете, и медикам, и врачам надо. Всем надо платить. И лекарства надо покупать — все это за бюджетные деньги. А чтобы вам долги отсрочить, это надо там, где вы взяли, туда положить за счет кого-то. Поэтому мы вас поддержим в этом плане. Но имейте в виду, что вам надо упираться. У вас есть спрос на хрусталь, на стекло, на стекловату есть спрос. Сейчас восстанавливается экономика в Европе. Вы раскручены. У вас есть товар, вы можете эту нишу занять. То, что могли бы занять другие, если бы вы не работали», — отметил Александр Лукашенко во время общения с трудовым коллективом стеклозавода в апреле 2020 года.

«Незамедлительно был принят указ Президента. Данный указ предусматривает реструктуризацию задолженности перед республиканским бюджетом и банками, а также освобождение от налога на недвижимость и передачу в коммунальную собственность непрофильных активов для предприятия. Именно решение главы государства позволило сохранить уникальнейшее производство хрусталя, а также коллектив, рабочие места, а самое главное — традиции и вековой опыт», — считает Сергей Лапицкий.
Что самое главное для такого уникального производства

Принято решение не только об оказании государственной поддержки предприятию, но и о расширении производства. Общаясь с коллективом завода, президент подчеркнул: стекловата востребована как в Беларуси, так и за рубежом.

«Вы молодцы, что работаете. У вас есть перспектива. Посмотрел я на ваше производство стекловаты. Главное, что мы увидели, что эта стекловата имеет огромный спрос на рынке.  Есть потребность в этом. Поэтому я принял решение о строительстве еще одного цеха здесь. Деньги мы найдем для этого. Но самое главное, что та продукция, которую вы будете производить, она нужна. На внутреннем рынке для строителей и на внешних рынках», — выразил уверенность белорусский лидер, посещая «Неман» в апреле 2020 года.

На заводе смогли сохранить коллектив в тяжелые для предприятия времена. А для такого уникального производства специалисты — это главное. Потерять школу легко, а вот обучить людей редким профессиям — долго и дорого.

«Здесь работали мой дед, мой отец. И это все потомственно, наверное, передалось. Да и само стекло привлекало. Интересно, что из стекла можно что-то слепить. Много красивых вещей можно сделать», — рассказывает выдувальщик 7-го разряда Вадим Барташевич.

Как устроен производственный процесс на «Немане»

Работа, скажем прямо, подойдет не каждому. Труд тяжелый и кропотливый. Температура стекломассы доходит до 1400 градусов. Обжигают изделие при 560 градусах. Это ремесло не для тех, кто привык работать в офисе с кондиционером. Есть еще много других профессиональных нюансов.

«Сложность в том, что стекломасса горячая. Когда набираешь эту массу на трубку, сложность в том, чтобы ее удержать. Нужно поймать момент, понимать, для чего нужна эта банка. Она нужна обдутая или продутая. Если люди работают на верстаке, сложно надуть рюмочную группу. У них свои трубки, своя специфика и другая работа», — поясняет Вадим Барташевич.
«На предприятии создана своя система подготовки кадров. Нового работника закрепляют за высококвалифицированным специалистом, который уже и обучает молодого специалиста выбранной профессии. Также с целью системного подхода к данному вопросу предприятие в 2023 году возобновило данную традицию обучения мастеров в учебных заведениях. Уже сегодня мы можем наблюдать, как молодые специалисты из Лидского политехнического колледжа проходят учебную практику у нас на предприятии. Очень приятно наблюдать, как наши заслуженные работники передают опыт молодому поколению», — рассказал Сергей Лапицкий.

Двух одинаковых изделий не бывает. Во-первых, стекломассу невозможно взвесить. А во-вторых, как измерить силу выдоха специалиста? Получается, что каждая ваза уникальна. А вот механизм создания универсален и налажен десятилетиями.

«Смешиваются компоненты — песок, сода и остальные ингредиенты. При температурном нагреве образуется стекломасса. Работники набирают на трубку стекло, делают небольшую баночку, формируют стекломассу из каждой банки в зависимости от изделия — большое оно или маленькое. Когда изделие сформировали, его отдают обдувщикам. Они обжигают его для того, чтобы оно не треснуло», — делится нюансами работы Вадим Барташевич.

От подиума с печью бокалы и вазы несут на специальную ленту, где они остывают. Крупным изделиям нужно около четырех часов. Мелким — полтора. Для переноса используют мягкие теплые ножницы, которые обматывают асбестовой лентой. От холода изделие может треснуть.

Где пользуются спросом изделия стеклозавода «Неман»

Каждый месяц в цехах предприятия перерабатывают 1,2 тыс. т сырья. Это и песок, и доломитовый порошок, карбамид, известняк, мел. Все это поставляют белорусские предприятия. Если чего-то не хватает, помогает Россия. Это делает предприятие независимым от экономического давления западных стран.

«Ежегодно на экспорт предприятие отправляет около 70% изделий из стекла и хрусталя на сумму свыше $6 млн. Конечно, основным рынком сбыта является Россия. Ежегодно в адрес российских партнеров мы отгружаем порядка 30% от общего объема произведенной продукции на сумму свыше $4,5 млн», — рассказала начальник отдела реализации стеклянной посуды управляющей компании холдинга «Белорусская стекольная компания» Диана Тарашкевич.

Россия, Китай, страны Европы. В каких странах пользуется спросом продукция стеклозавода «Неман»

Кроме России, изделия из стекла и хрусталя поставляют в Узбекистан, Молдову, Кыргызстан, США, Китай. Объем продаж в Казахстан в прошлом году увеличился в три раза. В этом году поставки продолжают расти.

«Что касается новых рынков сбыта, то основным для нас является рынок Монголии. Туда мы поставляем классические изделия: бокалы, рюмки, фужеры, стаканы с достаточно богатым и насыщенным декором. И обязательной обводкой золотом. В рамках дополнительных мер по продвижению белорусской продукции на экспорт наши изделия представлены на электронных торговых площадках. Таких как Wildberries, Ozon — это Россия. Изделия представлены на Amazon — это Англия, Франция, Италия, Испания. Что касается Китая, классическими позициями для поставки являются вазы для сервировки стола, а также вазы для конфет, печенья, мороженого», — отметила Диана Тарашкевич.
Чтобы продать изделие, оно должно быть не только качественным, но и соответствовать современным модным тенденциям. За этим на «Немане» тщательно следят: посещают международные выставки и проводят маркетинговые исследования. У завода 12 фирменных магазинов. В том числе в торговом центре «Першы гандлёвы».

БелТА

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga