В вопросах шоковой терапии разбираемся с экспертами.
Промышленность терпит бедствие
Вводя санкции против Беларуси, а позже и России, еврочиновники вряд ли подозревали, что в этот момент наносят удар по своим же странам и что обернется он масштабным энергетическим кризисом и рекордной инфляцией. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина отмечает: сложившаяся ныне ситуация – уникальная. До сих пор в мировой истории подобного не было.
– Санкционный пакет, который использовали в отношении Беларуси, а потом и России, стал по итогу зеркальным. Сценарии, которые планировались для наших стран, практически в полном объеме воплотились на инициаторах давления. Потому как экономическая взаимозависимость всех государств в условиях глобализации очень сильна, – говорит Ольга Лазоркина. – С чем столкнулся Евросоюз, мы прекрасно видим. В первую очередь это повышение цен на энергоносители. Прогнозы на сегодняшний день очень пессимистичные. Пусть даже сейчас ситуация кажется более-менее стабильной, но с наступлением отопительного сезона все изменится. Более того, рост цен на энергоносители всегда порождает рост цен в других сферах и прежде всего в промышленности. Соответственно, растут цены для потребителей. И это не только население, но и смежные предприятия, бизнес. Этот фактор напрямую влияет на продовольственную безопасность, которая в нынешнем году также не уходит с основной повестки.
Итак, производство терпит бедствие. И проблема не только в энергоносителях, но и в отсутствии инфраструктуры для того, чтобы совершить диверсификацию импорта. Так что неприятности будут лишь нарастать.
– Простой пример: из Беларуси перестали импортировать калийные удобрения. Это означает, что продукция, которая производится благодаря этим удобрениям, будет значительно сокращаться. А с ней и рабочие места, – говорит аналитик. – Как показывает исторический опыт, население очень бурно реагирует на подобные вещи, а значит, в скором времени ЕС ждут массовые протесты.
Если быть точнее, они уже охватили часть стран. Так, в Кёльне прошли массовые акции протестов. Люди требовали отмены антироссийских санкций и выступали за возобновление работы «Северного потока-2», а в Амстердаме протестующие требовали отставки премьер-министра.
Кто кого обидел
Тем не менее европейский истеблишмент принципиален в своей недальновидности. Вместо того чтобы признать ошибку и решать проблему за столом переговоров, лица, принимающие решения, играют в рулетку. Сначала всячески блокируют «Северный поток-2», пытаясь таким образом «противодействовать» России, потом требуют установления «потолка» цен на энергоносители, а после и вовсе заявляют, что следует отказаться от российского газа.
Такой сценарий, отмечает Ольга Лазоркина, вполне реален. Евросоюз уже пошел по пути газовой «расцепки» с Россией, рассчитывая сохранить лицо «проводника демократии» и при этом создать новую модель энергетической безопасности.
– Как показал опыт 2022 года, зависимость от одного поставщика создает много проблем. И Евросоюз не столько беспокоится о своей промышленности, сколько переживает об очень неустойчивом сегменте, оказывающем существенное влияние на их взаимодействие с партнерами. Речь об идеологии. Миссия проводника демократии, которую избрали страны Западной Европы, предполагает определенную ответственность. И в сложившейся ситуации эту миссию необходимо либо продолжить, либо «похоронить». Второй вариант нежелателен, поэтому коллективный Запад идет по пути нанесения ущерба собственным государствам. Избранная стратегия складывается из двух составляющих. В первую очередь это диверсификация поставок газа и нефти из России за счет поиска других партнеров. Второй путь – включение режима экономии в энергоемких отраслях и домашних хозяйствах, что уже можно наблюдать во многих странах ЕС.
Но и тут не все гладко. Те государства, которые могут быть потенциальными партнерами Евросоюза по поставкам энергоносителей, демократическими не являются. Напомним, это основной пункт «воспитательной программы» ЕС. По сути, происходит подмена понятий: «авторитарную» Россию показательно отменяют, приглашая на авансцену множество других «авторитарных» государств. При этом страны ЕС даже не предполагают, с какими проблемами могут столкнуться. К России-то уже давно привыкли, и как поставщик страна давно завоевала свой авторитет. А как будут выстраиваться отношения с другими странами – большой вопрос.
Мечты не сбываются
Что касается установления «потолка» цен на российские энергоносители, эта тема развивается достаточно давно, правда, на уровне разговоров и намеков.
– Делается это, чтобы показать России, будто бы могут быть применены столь жесткие механизмы. Но воплотить эту идею на практике практически нереально. Официальные лица России уже неоднократно заявляли, что никто не может заставить РФ продавать свои ресурсы по ценам, удобным кому-то другому, – говорит Ольга Лазоркина. – Затишье на «газовом фронте» – это больше бравада со стороны Евросоюза. Кстати, выступление Владимира Путина на Восточном экономическом форуме подтверждает, что так просто, в обход экономических законов, которые создавались десятилетиями, заставить работать систему невозможно.
Все дороги ведут к инфляции…
За ростом цен на продукты и рекордной инфляцией в странах Евросоюза мы наблюдаем уже около года. Ситуация не просто не меняется, но усугубляется. И то, что ведущие государства, которые имеют серьезные финансовые возможности и инструменты для подавления инфляции, не могут ей противодействовать, свидетельствует о том, что в экономике не только отдельных стран, но и в целом на макроэкономическом уровне намечаются серьезные проблемы. Об этом уже не раз говорили международные эксперты. Простыми словами, инфляция, как и санкции, касается всех. Поэтому и урегулировать ситуацию нельзя на уровне одной страны.
– Зима будет сложной для всех, но по-разному. Беларусь подходит к своей внешней политике обдуманно и сдержанно. Мы думаем на шаг вперед, а не разбрасываем эмоции. При этом стоит понимать, что белорусы на всю эту ситуацию не смотрят с ехидной улыбкой. Если у нас есть некоторые проблемы с отдельными правительствами европейских стран, это не значит, что мы «враждуем» с другими народами. Мы всегда выступали и выступаем за мир и дружелюбие и не привыкли радоваться чужой беде, – заключила эксперт.
Весна покажет
Между тем свои интересы Беларусь отстаивает твердо. И в условиях санкций не идет на «перемирие» ценой удушающих уступок, а переориентирует экономику на Восток, открывает новые рынки и направления. Ливан, Пакистан, ОАЭ, Иран, Египет – товарооборот с этими странами вырос во много раз, и этот перечень не предел.
– Кроме прочего, Беларусь далеко не первый год вкладывается в импортозамещение, потому сегодня мы можем говорить об определенных успехах, в том числе по сельскому хозяйству. Достаточно взглянуть на нашу технику – тракторы, комбайны, самосвалы. Мы выпускаем все, чего когда-то не производили в Советском Союзе. Кроме того, за эти годы у нас значительно улучшились агротехнологии, мы имеем собственные удобрения. Мы сегодня не зависим от Запада при всем его желании, – говорит политолог, эксперт РОО «Белая Русь» Пётр Петровский. – Главное, что у нас есть, – продовольственная и энергетическая безопасность. Это то, чего сейчас так не хватает Западной Европе.
Как будет развиваться ситуация, вряд ли можно доподлинно спрогнозировать. Пётр Петровский уверен, что все зависит от решения энергетического вопроса. Если зима будет холодной и Западная Европа все-таки решится переходить на неудобные и затратные в логистике источники энергии – Африку, Латинскую и Северную Америку, то инфляция будет лишь расти, причем ускоренными темпами. Как говорится, весна покажет, кто был прав…