«ЦТ по двум предметам плюс внутренний экзамен» — ректор ГрГУ о компромиссном варианте отбора в вузы

Грамадства Свежыя навіны

Вступительная кампания этого учебного года будет уникальной.

И не только из-за того, что заработает новая система отбора в вузы. Сегодня каждый может высказать свое мнение — по всей стране ежедневно проходят опросы, коллегии, круглые столы и дискуссионные площадки на эту тему. Продолжаем следить за ходом обсуждения. Почему мы так активно обсуждаем возможные модели вступительной кампании? Это очень ответственные решения, актуальные для молодежи, университета, страны, считает Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Важно не просто усовершенствовать систему отбора абитуриентов в высшие учебные заведения, но, главное, увидеть нашего завтрашнего и даже послезавтрашнего студента, дать ему возможность сделать правильный выбор в соответствии со способностями, интересами, потребностями общества, экономики, государства. Один из посылов: не «сломать» существующую систему. Основной вопрос — какой может быть система вступительных испытаний: централизованная или у каждого вуза своя? Известны и приняты общественностью преимущества централизованного тестирования, однако мы слышим и немало упреков. Расширение роли университетов может иметь положительный эффект.

Если у каждого университета будет свой экзамен, то это поставит абитуриентов перед необходимостью определиться с выбором университета заранее и мотивирует его на активное взаимодействие с учреждением образования. У учреждений высшего образования расширятся возможности оказать содействие абитуриенту, как при выборе специальности, так и при подготовке к вступительным испытаниям, видеть своих абитуриентов еще на стадии профориентационной работы — в 10-11-м классе, а то и раньше.

Сегодня необходимо выстраивать работу так, чтобы в университеты поступали мотивированные ребята, четко осознающие, кем они хотят стать. Мы уже давно пришли к тому, что своего абитуриента нужно видеть задолго до того, как он пришел в приемную комиссию. В профориентационной работе Купаловский университет придерживается одного очень важного принципа – раннее погружение в профессию. Оно проявляется в разных формах. Это «Школы юных», фестиваль педагогических классов, Дни университета в различных районах области, олимпиады, конкурсы и семинары, другие разнообразные акции и мероприятия для абитуриентов, родителей, учителей.

В большинстве случаев, как, например, на специальности «Белорусская филология», мы знаем практически каждого будущего абитуриента. Кафедра белорусской филологии ведет работу с этими ребятами задолго до того, как они становятся одиннадцатиклассниками. Их приглашают на университетские мероприятия, им рассказывают о перспективах будущей профессии и условиях, в которых они будут обучаться. Выстраивается серьезное взаимодействие, которое выгодно и университету, и нашему потенциальному студенту. Ведь когда молодой человек чувствует, что в нем заинтересованы, что его рады будут видеть в качестве студента, у него появляется больше мотивации и желания поступить именно к нам.

Отмечу, что уже сегодня в нашем учреждении образования действует система внутренних вступительных испытаний, которая себя оправдывает. Они проводятся по специальностям «Журналистика» «Физическая культура», «Изобразительное искусство» и «Компьютерная графика», по ряду специальностей филологического профиля и военного факультета, для выпускников колледжей, поступающих на сокращенную форму обучения.

На мой взгляд, достаточно привлекательным выглядит компромисс, когда сохраняется система ЦТ по двум предметам, а специфические потребности университета и особенности абитуриента учитываются на основе внутривузовских испытаний: экзамены, олимпиады, творческие конкурсы, собеседования и т.п. Уже несколько лет в университете успешно осваивают образовательные программы выпускники педагогических классов, поступившие без экзаменов по рекомендациям педагогических коллективов учреждений общего среднего образования. Положительный эффект приносят льготы для абитуриентов, награжденных золотой (серебряной) медалью или имеющих диплом с отличием.

Сочетание различных подходов может позволить сохранить объективность и прозрачность оценки абитуриентов и гибко реагировать на их особенности и специфические потребности.

СБ

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga



Теги: