В декабре 1942 года Иосиф Филидович повторил подвиг Ивана Сусанина.
Остров жизниПервый партизанский отряд на оккупированной немцами Дятловщине образовался 5 мая 1942 года. Каждый, кто мог держать в руках оружие, становился в ряды народных мстителей. Партизаны отряда Павла Булака громили вражеские обозы, подрывали машины с карателями, устраивали диверсии и нападали на полицейские участки. К зиме 1942-го в лесах Липичанской пущи действовали уже три партизанских отряда: «Победа», Ворошилова и «Борьба», на базе которых образовалась прославленная Ленинская партизанская бригада. Активность местного населения сильно возмущала новых «хозяев», и они устроили геноцид деревень-партизанок, проведя чудовищную карательную операцию «Гамбург» в деревнях Дубровка, Великая Воля, Трахимовичи, Городки, на хуторах.
– Осенью 1942 года немцы блокировали Липичанскую пущу, – рассказывает историк-краевед Михаил Лукьянчик. – Партизаны отражали атаки врага, но имели потери, потому количество раненых увеличивалось. Оставить их лечиться на хуторах или в деревнях было бы слишком рискованно. Необходимо было срочно создавать партизанский госпиталь.
По воспоминаниям бывшего начальника госпиталя Ленинской партизанской бригады Ивана Калмыкова, такой госпиталь сперва размещался возле деревни Острово Зельвенского района, однако после начала блокады Липичанской пущи его передислоцировали в Дуборовщинский лес Дятловского района.
– Наступала осень, первые заморозки, – писал он. – Люди лежали под открытым небом, и только тяжелораненые – в палатках. Дальше так жить стало невозможно. Через несколько дней меня вызвали в штаб и дали поручение организовать стационарный госпиталь. С помощью связного Иосифа Филидовича мы нашли временную стоянку в Липичанской пуще, недалеко от его хутора. Правда, и тут приходилось жить в палатках, потому что место было низкое. Филидович продолжал поиски подходящего места. В итоге он предложил остров среди непроходимых болот. Так и появился островной госпиталь.
Землянки-пещеры, прикрытые лапником, чтобы не было видно с самолета. Палата, хлебопекарня, склады, баня … Медики спасали и лечили раненых в сложнейших условиях. Говорят, один потрясающий профессор делал операции прямо на улице. Иосиф Юрьевич вместе с сыном Иваном и внуком Фёдором доставляли раненых до госпиталя по потаенным тропкам, кладкам и в установленном месте передавали санитарам. Старались действовать тихо и незаметно. Затем тропу старательно засыпали хвоей, заранее убрав кладки. А когда немцы особенно лютовали, в госпитале соблюдали строжайшую дисциплину, чтобы ничем себя не выдать: разговаривали шепотом, еду временно не готовили, пользовались сухим пайком.
Накануне трагедии, чувствуя опасность, Иосиф Филидович отправил старшего сына Ивана и внука Леонида за Неман. Он уже лишился двух младших сыновей Константина и Николая, которые ушли на фронт в 1941-м и пропали без вести, а потому стремился обезопасить близких. На хуторе остался лишь он, его невестка и двенадцатилетний внук Федя, которые помогали ухаживать за больными.
Тропинка в один конец
Ранним декабрьским утром 1942-го (по некоторым данным – 16 декабря) Липичанская пуща была разбужена ревом фашистских самолетов, бомбивших лес, в котором, по сведениям немцев, находились партизаны и партизанский госпиталь. После неудачного поиска госпиталя фашистские каратели ворвались на хутор к Филидовичу.
Из творческой работы праправнука героя Даниила Ивашевича (Филидовича):
«Сильный стук сапог в дверь заставил вздрогнуть Иосифа Юрьевича. В черных блестящих плащах, в стальных касках в дом ворвались фашисты. Хутор окружили около полусотни карателей. Свыше трехсот – направились к ближайшим хуторам. Всех троих – старика, женщину и мальчика – вывели из дома и поставили к стене. Было ясно: Филидовича кто-то выдал.
– Выбирай, старик, или ты покажешь, где госпиталь, или им – смерть, – сказал переводчик. – Филидович молчал. Тогда фашисты направили автоматы на невестку и внука. Мальчик прижался к матери…»
Как позже вспоминал этот выживший мальчик Фёдор, каратели их сильно били. Чтобы окончательно лишить партизанского связного воли, несколько раз накидывали на шею внуку петлю и имитировали повешение. И Иосиф Юрьевич не выдержал, попросил отпустить ребенка, вызвался отвести немцев к госпиталю…
Он шел по лесу не спеша, следом за ним – отряд карателей. Офицер нервничал, а переводчик в который раз спрашивал: «Где госпиталь?!» На что сельчанин невозмутимо вел их дальше – вглубь, в болотистую топь… О чем думал в те мгновения мудрый 68-летний сельчанин? Конечно же, не о себе. Он спасал беззащитных людей – своего внука, невестку и тех раненых партизан, которые были не в состоянии передислоцироваться с острова.
Он долго водил немцев по потаенным, известным только ему стежкам. Завел в непроходимые дебри, откуда обратной дороги не было. Фашисты, их лошади и тяжелые повозки с минометами проваливались в болотную топь… Поняв, что сельчанин-проводник перехитрил их, его расстреляли. Выбравшиеся из трясины немцы еще долго бродили по Липичанской пуще, которая, в конце концов, безвозвратно их поглотила. Чудом выжившие погибли от партизанских пуль.
– Весной 1943 года, когда растаял снег, моего прапрадедушку нашли партизаны, – рассказывает Даниил. – Он лежал в лесной чаще в десяти километрах от госпиталя, абсолютно в противоположной стороне. В затылке – две пули. Он сделал свой выбор, отдав жизнь ради спасения обитателей и персонала госпиталя. Это настоящий подвиг! Похоронили его с воинскими почестями, спустя годы посмертно наградили медалью «За отвагу».
Оставшийся в живых внук Фёдор вернулся к полыхающему дому, который сожгли оккупанты. «Больше месяца лежал на животе, со спины все мясо слезло. Долго еще страшно заикался. А в 15 лет начал седеть», – вспоминал он свое военное детство. Он был последним, кто видел дедушку Иосифа Филидовича живым.
К Фёдору Ивановичу часто приходили школьники и слушали его воспоминания о том, как они с дедушкой проводили раненых партизан на крошечный островок среди топкого болота. Нынче эту историю транслируют правнуки и праправнуки. Они делают все возможное, чтобы история их предка дошла до каждого юного земляка, чтобы новое поколение понимало, какою ценой завоевано счастье.
В памяти и сердцах
Спустя десятилетия – в 1980-м – многие бывшие партизаны, воевавшие в здешних лесах, собрались в Дятлово на открытие памятника Иосифу Филидовичу. Фигура мощного крестьянина с целеустремленным взглядом (памятник создан гродненским скульптором Иваном Солятыцким) возвышается на постаменте с надписью «Иосиф Юрьевич Филидович, житель деревни Пуща Липичанская. В декабре 1942 года, спасая партизанский госпиталь, он повторил подвиг Ивана Сусанина» и напоминает всем дятловчанам и гостям райцентра о мужестве и силе духа советского человека.
Одна из улиц райцентра названа именем героя. Подвигу Филидовича поэт Андрей Вознесенский посвятил свое стихотворение, а местный поэт Н. Янушкевич – балладу «Пущанский Сусанин», о подвиге снят фильм. Материал о Филидовиче и партизанском госпитале есть в Дятловском историко-краеведческом музее, где теме Великой Отечественной посвящены экспозиции трех музейных залов. В музее экспонируется картина «Подвиг Филидовича» художника П. Светоховского. Каждый школьник на Дятловщине знает, кто такой липичанский Сусанин. Нынче в районе создается новый велосипедный маршрут по партизанским местам, который завершается именно на точке «партизанский госпиталь». Это станет данью памяти потрясающему человеку, пожертвовавшему жизнью ради спасения других жизней.
На месте дома Иосифа Юрьевича Филидовича на хуторе стоит валун с мемориальной плитой. Сюда приезжают потомки бесстрашного героя.
Нити памяти
Правнучка Иосифа Филидовича Алла Ивашевич работает учителем в средней школе №3 г. Дятлово. Она родилась ровно через сто лет после рождения прадеда, очень трепетно относится к передаче новому поколению сведений о людях, прославивших Дятловщину.
– Часто вспоминаю о событиях детства, – рассказывает она. – Открытие памятника прадеду в Дятлово, посещение хутора Пуща Липичанская, где ранее жил мой прадед с семьей… Воспоминания о его подвиге проходят красной нитью через всю мою жизнь. В настоящее время я как учитель рассказываю своим воспитанникам об истории подвига Иосифа Филидовича и о том, что мирное небо, крепкая семья – это самая большая ценность.
В этой же школе воспитывает подрастающее поколение и правнук Анатолий Филидович, а правнучка Елена Чайковская трудится главным специалистом отдела образования Дятловского райисполкома.
– В Год исторической памяти особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, – подчеркивает Елена Чайковская. – В моей семье это часть нашей семейной истории, которая живет не только в наших воспоминаниях, но и в сердцах жителей всего Дятловского района.
Николай Филидович – электросварщик ОАО «Дятловская сельхозтехника» – сын того 12-летнего мальчика Феди, который вместе со своим дедом переправлял партизан в лесной госпиталь. Вместе с военкоматом, райисполкомом и краеведами Николай участвовал в мероприятиях по поиску точного места расположения госпиталя. В детстве он вместе с отцом часто бывал в тех местах.
– Вспоминаю рассказ отца о том, как он проводил партизан и использовал специальный пароль – один выстрел в небо, – делится Николай Фёдорович. – Тогда по специальным кладочкам выходили партизаны и забирали раненых в госпиталь. При этом раненым закрывали глаза, чтобы сохранить в тайне месторасположение госпиталя.
Все истории, рассказанные отцом, Николай Фёдорович хранит в сердце и рассказывает своим детям Евгению и Ольге Филидович. Это уже поколение праправнуков Иосифа Филидовича. На пятом курсе Гродненского государственного медицинского университета учится праправнучка Илона Чайковская, которая еще на первом курсе писала реферат на тему «Славутыя асобы, мясціны, падзеі на маёй малой радзіме – Дзятлаўшчыне» и рассказала о подвиге Иосифа Филидовича.
– Много нового узнала о тех героических годах и людях военной закалки, – говорит девушка. – Ведь прапрадед не думал, что он совершает героический поступок, он просто защищал своих детей, внуков, землю, Родину, раненых, которым необходима была медицинская помощь. И благодаря ему и многим славным героям Победы я сегодня осуществляю свои мечты и планы. И горжусь своей семьей, корнями, малой родиной, оказавшей мощное сопротивление фашистам.
Даниил Ивашевич (Филидович), изучив семейную историю, все объединил и создал интернет-проект (сайт), чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к подвигу необыкновенного советского человека – его прапрадеда. На конкурс было подано более 200 работ из разных уголков Беларуси, в финал прошли 55, среди которых и работа юного дятловчанина «Наследие поколений, или Я – праправнук липичанского Сусанина».
– Реализуя проект, я провел большую исследовательскую работу, – делится Даниил. – Вместе с мамой изучал домашние архивы и историческую литературу, высоко оценил значимость подвига моего прапрадеда и сделал акцент на важности сохранения связи поколений. Ведь все мы обязаны старшему поколению за мирное небо и возможность жить в согласии и взаимопонимании.
История предков помогла понять талантливому парню, что роду Филидович из поколения в поколение передаются трудолюбие, преданность малой родине и соблюдение семейных традиций. И что из таких историй – разных и похожих – пишется история современной Беларуси, а корни и нити памяти – то, что делает нас сильными и держит на этой земле.