Детям всегда интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок за собой, а в своих играх использовать экономические понятия: покупают, работают, получают деньги.
Так правильно ли знакомить детей с понятием «экономика» в детском саду? Задумались? Именно поэтому тема «экономики» меня очень заинтересовала.
Конечно же семья — это реальная экономическая среда, в которой накапливается определенный «экономический» опыт. А этот опыт в дальнейшем я попыталась уточнить, обогатить и систематизировать.
Основная форма обучения в детском саду — игра. Поэтому в начале своей работы по экономическому воспитанию я начинала с создания предметной развивающей среды. У нас появился уже всем известный гном – Эконом.
Именно этот персонаж знакомил детей с новыми понятиями, приглашал к себе в страну Экономику. Мной был разработан «Экономический словарик для детей в картинках», в котором есть экономическое понятие, его значение, объяснение детям и картинка. Была создана картотека профессий, где красочные рисунки помогают понять, в какие экономические отношения входят взрослые той или иной профессии. Мы посетили выставку в музее «Ад лучыны да лямпачкі». В группе появились новые дидактические игры: «Бюджет семьи», «Можно купить — нельзя», «На что тратим семейный бюджет?». В них дети получают представление о семейном бюджете, его составляющих — пенсия, зарплата, пособие, стипендия, подсобное хозяйство, кредит, о том, что нельзя купить сразу все, что тебе хочется, что каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (понятие «планирование»).
Формировали понятие и умение экономить, работая по познавательно- исследовательскому творческому проекту «Нужная электроэнергия», по итогам которого была напечатана книжка малышка “Город Энергоград” (стихи, рассказы, рисунки детей и их родителей про экономию электроэнергии), проведена мини-выставка “Кукольный театр из старых лампочек”, выставка плакатов и рисунков “Берегите электроэнергию”.
Ответили на вопрос: «Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?». Читали художественные произведения, итогом стала викторина «Экономика в сказках».
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей: условного и реального – дало хороший результат.
Татьяна ЗЕНОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Дятлово