Первый год обучения — это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке.
Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой. В ответ на новые требования школы, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется индивидуальными особенностями ребенка.
У 6-летних детей сильно развита потребность в движении. При невозможности ее удовлетворить у них нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. По этой причине они на переменах бегают, шумят, дерутся.
Как же облегчить ребенку процесс адаптации к школе?
В первую очередь, ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности. Безусловно, на первых порах у школьника не все ладится. Однако это не должно менять отношения к нему самых близких людей дома.
Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Наиболее подходящим будет стол, высота которого на два сантиметра выше локтя стоящего рядом ребенка. Если стол выше, целесообразно под ноги поставить скамеечку, а на сиденье стула положить что-нибудь жесткое. Детский письменный стол и стул можно купить в магазине, их могут сделать под заказ, можно изготовить их даже своими руками. Для сохранения детского здоровья важно, чтобы вся мебель изготавливалась из натуральных материалов: к примеру, из массива древесины, обтяжка стула — из натуральных тканей. Они экологичны, не испаряют вредных и опасных соединений в воздух, которым дышит ребенок, как некоторые виды пластиков и плит из древесно-клеевых соединений. По этой же причине стоит изучить сертификаты выбираемых столов, стульев, полок и всего прочего: соответствуют ли они гигиеническим стандартам, предъявляемым к детской мебели.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. Проверить, соблюдает ли ребенок расстояние от глаз до поверхности стола (самым удобным является расстояние в 30-35 сантиметров до поверхности стола) можно, поставив на локоть руку, кончики пальцев при этом должны касаться височной области головы, а глаза
находиться на уровне большого пальца. Если ребенок постоянно пытается наклониться над столом ниже положенного уровня, необходимо обратиться к глазному врачу и проверить остроту зрения.
Стол ребенка должен быть хорошо освещен. Поэтому его лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны от сидящего за столом ребенка. В осенне-зимний период во второй половине дня одного естественного освещения недостаточно, и для работы школьника целесообразно использовать настольную лампу. Поместить ее на столе нужно так, чтобы свет падал со стороны левой руки ученика. Для равномерного освещения стола, кроме настольной лампы, включают и люстру.
При чтении полезно приучать пользоваться специальной подставкой для книг, устанавливаемой под углом в 40° к горизонтальной поверхности стола, что облегчает работу глаз и делает ее менее утомительной.
Чтобы адаптация к школе протекала легче, чрезвычайно важно с первого дня соблюдать режим первоклассника. Такая мера предохранит его от переутомления. В режиме дня необходимо предусмотреть время подъема, приема пищи, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе, выполнения домашнего задания, помощи по дому, гигиенических и закаливающих процедур, отхода ко сну.
В учебный период ребенок может смотреть телепередачи не более 20-30 минут и не чаще 2-3 раз в неделю, а в выходные дни до 40 минут. Помните: вечерние просмотры телепередач перегружают нервную систему ребенка.
Готовить уроки сразу после возвращения из школы не рекомендуется. Ребенок должен хорошо отдохнуть, поиграть на воздухе, чтобы снять усталость и восстановить силы.
В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках, секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они, плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Выполняя эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.
Е.В.Шейбак, главный врач
Н.И.Юреня, валеолог