Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере создана при Совете безопасности в соответствии с указом Президента Беларуси. Это будет постоянно действующий коллегиальный орган, осуществляющий координацию работы государственных органов и организаций по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере. Более подробно о функционировании комиссии рассказал государственный секретарь Совета безопасности Беларуси Станислав Зась в интервью.
— Станислав Васильевич, чем обусловлено принятие такого решения?
— Создание Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере обусловлено интенсивным наращиванием опасных тенденций в глобальном и национальном информационном пространстве, необходимостью повышения эффективности деятельности субъектов, решающих разноплановые задачи по обеспечению информационной безопасности.
Отмечу, что в стране создана и функционирует система обеспечения безопасности в информационной сфере. Однако защита национальных интересов именно в этой системообразующей области общественных отношений требует скоординированной работы всех ведомств.
Причем мы не идем по пути создания каких-либо новых государственных органов и организаций (этот ресурс у нас достаточно эффективен), а приводим в соответствие с требованиями времени существующие механизмы управления и координации.
Такая форма работы достаточно позитивно себя зарекомендовала. При Совете безопасности создан и эффективно работает ряд межведомственных комиссий, решающих важные задачи в различных сферах.
— Насколько создание комиссии связано с развитием информатизации в нашей стране?
— Связано непосредственно. Развитие информатизации является одним из приоритетных интересов Беларуси и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. За сравнительно небольшой период времени информационное общество в Беларуси ощутимо продвинулось вперед.
В рейтинге Международного союза электросвязи по индексу развития информационно-коммуникационных технологий Беларусь занимает 31-е место среди 175 государств. Эти технологии составляют основу управления экономикой, финансовой сферой, транспортом, системами жизнеобеспечения населения, а также становятся неотъемлемой частью повседневной жизни граждан.
В то же время наряду с прогрессивными преобразованиями в информационной сфере динамично развиваются и негативные процессы, которые мы обязаны учитывать и своевременно на них реагировать. Могу отметить, что буквально две недели назад эти вопросы обстоятельно обсуждались на ежегодно проводимой в Минске и крупнейшей на пространстве СНГ международной научно-практической конференции по проблемам национальной безопасности.
— Какие из вызовов и угроз информационной безопасности Вы бы выделили в число наиболее актуальных на сегодняшний день?
— Широкое применение информационных технологий в социально-политической области, экономике, обороне, общественной безопасности делает их все более уязвимыми перед преднамеренными или случайными воздействиями.
По различным данным, в настоящее время около 60 стран занимаются разработкой средств компьютерного шпионажа и хакерских атак, почти столько же государств их закупают. Число кибервоздействий на финансовые организации в мире ежемесячно увеличивается на треть, количество киберпреступников составляет не менее 40 млн человек, а ущерб от их деятельности к 2021 году может составить до $6 трлн. От утечек персональных и корпоративных данных к этому времени могут пострадать более 1,5 млрд человек.
Международный опыт свидетельствует об активном применении информационных технологий в военно-политических целях для нарушения суверенитета и территориальной целостности государств, международного мира и безопасности.
Процессы в информационной сфере непосредственно затрагивают и нашу страну. Постоянно фиксируются попытки несанкционированного доступа к государственным информационным системам, внедрения в информационную инфраструктуру вредоносного программного обеспечения, похищения информации из белорусских электронных ресурсов при помощи специальных программных средств.
— А негативное воздействие на общественное сознание?
— Безусловно, отмечается наращивание информационно-психологического воздействия на общественное сознание, что позволяет вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, дискредитировать их конституционные основы и властные структуры, вовлекать граждан в террористическую и экстремистскую деятельность, распространять националистические и ксенофобские идеи и теории, разжигать межнациональную и межконфессиональную вражду, формировать протестные настроения, разрушать традиционные духовно-нравственные ценности.
Современное общество пока не выработало надежного социально-психологического и правового иммунитета к данной угрозе и нуждается в государственной защите. Эта задача в числе приоритетных также будет находиться в сфере деятельности межведомственной комиссии.
— Учтен ли зарубежный опыт деятельности в данной сфере при подготовке предложений главе государства о создании комиссии?
— Анализ зарубежного опыта нами проводится постоянно. Он показывает, что многими странами, в том числе соседними с Беларусью, предпринимаются беспрецедентные системные меры, связанные с формированием, функционированием и обеспечением безопасности в информационной сфере. Национальные доктрины и концепции информационной безопасности разработаны и действуют во многих странах. Новые центры кибербезопасности в экстренном порядке создаются на Западе и на Востоке. Ведущие страны наращивают потенциал национальных вооруженных сил за счет подразделений, действующих в киберпространстве, и рассматривают его как сферу военного противостояния. Создаются информационные войска.
Проблемы информационной безопасности волнуют буквально весь мир. Например, в текущем году им было посвящено внимание ежегодной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, собравшей в России участников из 95 стран.
Как видите, динамика обустройства информационной безопасности в мире очень высока. Мы внимательно изучаем эти процессы, прежде всего для совершенствования собственной системы обеспечения безопасности в информационной сфере.
— Какие задачи возлагаются на новый коллегиальный орган и каков его состав?
— В соответствии с указом на межведомственную комиссию возложены задачи по оценке состояния информационной безопасности Беларуси и эффективности мер по ее обеспечению, выработке приоритетных направлений и координации деятельности государственных органов и организаций в данной сфере, совершенствованию концептуальных и правовых основ, повышению результативности научного, методического и кадрового обеспечения этой деятельности.
В ее состав включены руководители Государственного секретариата Совета безопасности, Администрации Президента, государственных органов, осуществляющих непосредственную деятельность по обеспечению информационной безопасности, ведомств, отвечающих за развитие информационного общества, представители парламента, некоторых ведущих СМИ.
Обращаю внимание, что это именно межведомственная комиссия, а не экспертная дискуссионная площадка. И задача комиссии — прежде всего обеспечить скоординированную работу ведомств.