Бытовое обслуживание населения является важным сектором потребительского рынка, участвующим в создании благоприятной среды жизнедеятельности человека. Главой государства было дано ряд важных поручений по развитию бытового обслуживания населения, в том числе и в сельской местности.
Гродненским областным исполнительным комитетом, районными исполнительным комитетами в рамках их выполнения проводится определенная работа, однако при этом оценка состояния бытового обслуживания населения в настоящее время выявляет ряд факторов, обусловливающих потребность в развитии данной сферы и принятии дополнительных мер по выполнению поручений Главы государства.
Несмотря на важность и перспективность сферы бытового обслуживания населения, в Гродненской области ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, доступность услуг особенно для населения, проживающего в сельской местности, невысокий уровень технической оснащенности организаций, не хватает профессиональных кадров, качество и структура оказываемых услуг не отвечают потребностям населения. К наиболее значимым проблемам отрасли относятся недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли, недостаточный уровень сформированности предпринимательской среды, особенно в сельской местности.
За 1 квартал 2017 г. не выполнен норматив государственных социальных стандартов по обеспеченности населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг в сельской местности уже в 4 районах — Вороновском, Гродненском, Дятловском и Щучинском. Статистическое выполнение норматива обеспеченности населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг в целом в других районах по области не обеспечивает в надлежащем объеме спектр качественных бытовых услуг и их доступность.
Высокую степень озабоченности вызывает ситуация в Вороновском районе. С 1 января 2017 г. не осуществляет деятельность Вороновское районное унитарное предприятие бытового обслуживания. При этом за 1 квартал 2017 г. зарегистрировались только один индивидуальный предприниматель (ритуальные услуги) и одно частное унитарное предприятие по оказанию услуг (услуги бань). В Щучинском районе после реорганизации Щучинского КУП КБО так и не организована в полном объеме работа комплексных приемных пунктов (далее – КПП) в сельской местности: из 10 КПП функционирующих до реорганизации, работают только 3 (аг. Василишки, Демрово, Острино). На 1 мая 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением Дятловского КУП КБО и недостаточностью оборотных средств в Дятловском районе функционирует только один КПП в аг. Гезгалы. В Гродненском районе функционируют только 5 КПП вместо 10, которые необходимы для выполнения социального стандарта. Из 9 зарегистрированных КПП в Ивьевском районе в феврале 2017 г. фактически деятельность осуществляют только 5 (сданы в аренду организациям частной формы собственности и индивидуальным предпринимателям), что искажает реальную картину по обслуживанию населения и выполнению социальных стандартов. В мае 2017 г. ситуация в Ивьевском районе не изменилась.
Только после обращения жителей аг. Подороск Волковысского района в Комитет государственного контроля Гродненской области, освещения проблемы в средствах массовой информации, в помещении сельского исполкома в агрогородке была организована работа парикмахерской.
Сокращение объемов услуг в районных комбинатах бытового обслуживания, закрытие комплексных приемных пунктов в сельских населенных пунктах, ликвидация районных комбинатов бытового обслуживания населения в Свислочском, Вороновском районах привело к избытку незадействованных производственных площадей. Но при этом в перечне неиспользуемых объектов недвижимости на официальных сайтах Гродненского областного исполнительного комитета и рай(гор)исполкомов информация об указанных объектах отсутствует.
Сложившаяся ситуация в сфере бытового обслуживания в Гродненской области указала на необходимость обсуждения ее на коллегии Комитета с присутствием должностных лиц областного и районных исполнительных комитетов, где будут даны конкретные поручения по безусловному выполнению поручений Главы государства, выработаны конкретные действенные меры по исправлению ситуации с использованием всех предоставленных законодательством рычагов воздействия.