В этом году уже решен вопрос по распределению 93 процентов более чем из 7,3 тысячи выпускников. Учреждения высшего образования за счет бюджетных средств подготовили более 1,8 тысячи молодых специалистов. Потребность в выпускниках медицинского и аграрного университетов работодатели уже подтвердили на сто процентов. Кроме того, первое рабочее место получат 254 будущих медика, которые обучались на платной форме и также захотели получить направление на работу.
Более чем для 170 молодых специалистов, которые выйдут из стен ГрГУ имени Янки Купалы, рабочие места еще подыскиваются. С учетом выпускников ссузов и учреждений профтехобразования области дополнительно для трудоустройства необходимо более 500 мест. По их поиску управление образования облисполкома работает совместно с другими структурными подразделениями областного исполнительного комитета, а также напрямую с организациями и предприятиями. В каждом учреждении образования созданы комиссии, которые подбирают подходящие места работы в общереспубликанском банке вакансий Министерства труда и социальной защиты, а также в банке вакансий управлений по труду, занятости и социальной защите Гродненских областного и городского исполкомов. Для выпускников организуются ярмарки вакансий с участием работодателей. Депутаты Советов депутатов всех уровней на заседаниях сессий, планерках при председателях исполкомов рекомендуют нанимателям присмотреться к выпускникам, которые как раз в это время проходят преддипломные и выпускные практики в организациях, учреждениях и на предприятиях.
В управлении образования облисполкома отмечают, что не составляет труда подыскать работу для молодых специалистов в сфере торговли, общественного питания, легкой промышленности. Востребованы медики, педагоги, работники культуры. Сложнее обстоят дела с трудоустройством выпускников в строительной сфере, металлообработке, а также по электротехническому профилю.
Специалисты постоянно анализируют рынок труда области и корректируют контрольные цифры приема в зависимости от потребностей реального сектора экономики. В учреждениях профессионально-технического образования Гродненщины планируется приостановить прием по 32 специальностям и возобновить по 20. Также будет открыт набор на обучение по шести новым профессиям, востребованным на рынке труда, среди них фотограф, кровельщик, водитель погрузчика и рекламный агент.
При сокращении набора в учреждения профессионально-технического образования увеличится цифра приема в ссузы. Набор в медицинский колледж возрастет более чем на 130 человек. В колледже техники, технологий и дизайна будет открыта новая специальность «Мехатроника», на которую планируется принять 25 человек.
В этом учебном году впервые гродненским школьникам предоставилась возможность попробовать себя в той или иной профессии еще во время учебы в школе. В колледже техники, технологий и дизайна организована допрофессиональная подготовка учащихся девятых классов. Мальчики получают базовые навыки по таким специальностям, как слесарь по ремонту автомобилей, радиомеханик, слесарь-ремонтник, токарь. Девочки примеряют на себя профессии оператора связи, оператора ЭВМ, швеи, демонстратора одежды. Ребята занимаются в колледже по субботам. В шестой школьный день делается акцент на профориентации. Учащиеся с удовольствием посещают птузы, ссузы и вузы в дни открытых дверей. Принимают участие в мастер-классах. Проходят встречи школьников с выпускниками учреждений профессионального образования, а также лучшими представителями различных профессий.
КОМПЕТЕНТНО
Виктор Лискович, заместитель председателя Гродненского облисполкома:
– В Гродненской области в 2016 году первым местом работы были обеспечены все выпускники учреждений профессионального образования. Такой результат был достигнут благодаря тому, что в регионе уже с осени поименно отрабатывается маршрут каждого выпускника. Работа в этом направлении ведется как с заказчиками кадров, так и с отраслевыми комитетами и управлениями. В 2017 году продолжается реализация такого подхода. Активно сотрудничаем в этом направлении с работодателями, чтобы предотвратить необходимость решать вопросы в авральном режиме к самому распределению.
В системе профессионально-технического образования поставлены отдельные задачи в этом направлении. В частности, постепенно исключается дублирование подготовки по одним и тем же специальностям. Их перечень, а также цифры приема скорректированы в зависимости от потребностей реального сектора экономики . Кроме того, необходимо повысить качество профориентационной работы. Акцент на это сделан в шестой школьный день: школьники при посещении тех или иных учебных заведений получают возможность примерить работу на себя.