5 шагов к частному бизнесу. Шаг 5: реклама

Падзеі

“Реклама – двигатель торговли” – гласит общеизвестная фраза, авторство которой приписывают разным людям, от немецкого предпринимателя Людвига Меццеля до русского поэта Владимира Маяковского. Но как тогда, так и теперь, все сходятся в одном: реклама – наймощнейшая сила “продвижения” товаров и услуг, которая не будет лишней для любого индивидуального предпринимателя.

Как правило, сегодня рекламой занимаются профессионалы – рекламные агентства – которым нужно только заказать нужный ее вид. Телефонный справочник города Дятлова и Дятловского района подсказывает, “Рекламное агентство” (ИП Леошко А.В.) есть даже в нашем райцентре. Не пременем узнать, на чем специализируются в нем.

— Наша деятельность заключается в изготовлении информационных вывесок, – говорит хозяин агентства Александр Викторович. – В основном мы работаем с госзаказчиками. Например, сейчас выполняем заказы на вывески нескольких СВК нашего района.

Учебники по рекламе (которая, кстати, выделяется отдельной специальностью на факультетах журналистики), по видам носителей разделяют рекламу на внешнюю, печатную, рекламу в печатных СМИ, рекламу в интернете, на радио и на телевидении. Даже тем, кто не получает соответствующее образование, а просто начинает свое дело, не повредят знания, как себя грамотно прорекламировать.

Наружная реклама – любая реклама, размещенная в городе: на стенах и крышах домов, на стендах, щитах и растяжках, на транспорте (вариант не для Дятлово, ведь общественный транспорт у нас вовсе отсутствует). Такой способ размещения рекламы относительно недорогой, к тому же, охватывает большое количество аудитории.

На Дятловщине можно встретить рекламу на архитектурных постройках города, чаще всего она свидетельствует о том, что в этом же здании работает соответствующая организация или предприниматель. Например, рекламные щиты и вывески, сосредоточенные в центре Дятлово. О том, каким образом реклама попадает “в город”, рассказывает директор Дятловского комбината бытового обслуживания населения Владимир Мармыш:

— Те, кто собирается разместить рекламу на здании “Дома быта”, обращаются к нам с заявкой, которая согласовывается с отделом архитектуры и строительства Дятловского райисполкома. Если рекламный объект не противоречит внешнему виду города, мы заключаем договор с рекламодателем, и реклама занимает определенное место.

Некоторые индивидуальные предприниматели размещают свою рекламу на досках объявлений, но, по разумению обычного обывателя, она теряется за личными объявлениями типа “продам козу” или “ семья снимет квартиру”.

Реклама в Интернете, как и сама всемирная паутина, постоянно развивается. Она все еще уступает традиционным методам, но  имеет ряд преимуществ. Во-первых, реклама тут относительно дешевая, во-вторых, ею можно охватить широкий круг пользователей всемирной паутины, разместив информацию на сайтах, тематически связанных с вашей деятельностью или просто популярных интернет-страницах. Для нашего региона такими, прежде всего, являются сайты райцентра и района, которые в числе первых отыскиваются при интернет-запросе на слово “Дятлово”. Каким образом попадает реклама в региональные интернет-ресурсы, объясняет создатель одного из сайтов Дятлово:

— Информация об услугах индивидуальных предпринимателей на сайт попадает из объявлений в газете “Перамога”, сообщений, размещенных на досках объявлений. Также сведения о своих услугах некоторые предприниматели размещают на сайте сами.

Еще один способ прорекламировать себя в Интернете – создать соответствующую тематическую группу или страницу в социальных сетях. И уже никого сегодня не удивляет, когда очередной пользователь сервиса “дружит”, наряду с Иваном Ковалевым и Ольгой Крыницкой – с мягкой мебелью, косметикой и домашней посудой.

Телевизионная реклама более дорогая, но и более наглядная, чем другие виды, запоминающаяся, эмоциональная. Это могут быть объявления в специальных рубриках или готовые телевизионные ролики (один из самых дорогих способов рекламы). В нашем районе телереклама представлена через внерайонные ресурсы, чаще всего, это лидское телевидение, которое транслируется в Дятловском районе через кабельное телевидение “Ростра”. Однако существенным минусом тут является тот факт, что “Ростра” уже сегодня уступает по количеству абонентов цифровому телевидению ZALA (в соотношениях 45% к 55%), и есть все предпосылки того, что перевес последнего со временем возрастет.

Печатная реклама – наиболее простой и доступный способ для предпринимателей в небольшом населенном пункте сообщить о себе. Некоторые начинающие рекламодатели создают и печатают рекламную продукцию дома на домашнем принтере. В свою очередь, качественная печать и профессиональное выполнение такой рекламы, как правило, можно получить в специализированных на печати государственных и коммерческих учреждениях.

В “Печатном салоне”, который работает от Дятловского филиала Гродненского облпотребобщества, предлагают не очень широкий спектр печатной рекламной продукции:

— Мы осуществляем изготовление визитных карточек по заказам клиентов, среди которых – немало индивидуальных предпринимателей, – рассказывает работница салона. – Раньше, когда работников у нас было несколько, мы выполняли сами и макет будущей визитки, теперь – только печатаем по готовым макетам.

Печатную рекламу (рекламные листовки, визитные карточки и т.п.) можно встретить в ряде объектов обслуживания населения. К примеру, в парикмахерских. Эффективен ли такой способ рекламы, рассказывает индивидуальный предприниматель Марина Шугля, которая занимается праздничным украшением мероприятий:

— Честно говоря, немногие клиенты обращаются ко мне именно по печатной рекламе. В основном люди видят рекламу в социальных сетях, или это  кто-то из гостей мероприятия, кому понравилась наша работа. Также мы тесно сотрудничаем с праздничными музыкантами: рекомендуем друг друга.

Почему печатная реклама не так эффективно работает на Дятловщине, как хотелось бы предпринимателям? Возможно, многие, кто всегда спешит куда-то, живет по привычке “проходя мимо – проходите мимо”, не слишком обращая внимание на информацию на своем пути.

Печатные средства массовой информации, а в нашем районе это газета “Перамога”, – другое дело: прессу читают не спеша, когда есть время “переварить” информацию. А, значит, вашу информацию гарантированно заметят, осмыслят в подробностях. “Районка”, которая выходит дважды в неделю, неизменно насыщена рекламными объявлениями, и определенная часть из них – реклама ИП. Способ, конечно, не бесплатный, но достаточно стабильный и эффективный, о чем свидетельствует наличие постоянных рекламодателей и спрос на размещение объявлений, который только повышается со временем. Можно давать текстовое объявление, когда делаете акцент на информации. А если хотите запомниться – предлагайте готовый запоминающийся рекламный макет.

Радиореклама, в отличие от газетной, позволяет охватить разнообразную аудиторию, от тех, кто целенаправленно слушает радио, до тех, кто случайно оказался поблизости с радиоприемником. Звуковое сообщение лучше воспринимается, однако адреса и телефоны запоминаются более сложно. Если говорить о радио в нашем районе, стоит отметить, что помимо республиканского и областного радиоканалов, на Дятловщине можно услышать местное “Радио “Дятлово”, которое пять раз в неделю вещает на территории нашего и Слонимского районов. Рекламное сообщение, предоставленное на радио, может озвучиваться диктором или запускаться в эфир в виде готового сообщения. О своем опыте работы с рекламой рассказывает редактор “Радио “Дятлово”, к тому же, по образованию, специалист в сфере рекламы, Ирина Голомзик:

— Реклама на радио отличается тем, что, как правило, она короткая, запоминающаяся и часто повторяющаяся. В создании ролика используются специфические музыкальные джинглы, звуковые эффекты (как скрип дверей или шум ветра), что делает его более ярким.

— Часто ли заказывают рекламу на радио?

— Достаточно часто, особенно государственные организации, в том числе, социальную рекламу. Обычно они предлагают свой готовый ролик. Индивидуальные предприниматели чаще всего обращаются к дикторской рекламе, которая сообщает об акции или открытии новых объектов.

— Целесообразно ли предпринимателю давать радиорекламу на местное радио?

— В целом, да. Несмотря на то, что аудиторию нашего радио составляют люди среднего и старшего возраста. При прослушивании запоминающегося ролика дальше срабатывает принцип “сарафанного радио”, когда информация передается людьми из уст в уста.

Другие виды рекламы (изготовление сувениров, спонсорство и другие) – выделяются согласно некоторым перечням. Оба эти способа заявить о себе довольно дорогие, поэтому, как правило, ИП их не используют. Однако есть и исключения. Ежегодно по традиции индивидуальные предприниматели помогают Центру социальной защиты населения  собирать малообеспеченных детей в школу. А во время конкурса “Краса Дятловщины” предприниматель Оксана Матук не только входила в состав жюри, но и награждала красавиц-победительниц подарками.

Выбирайте рекламу по своему желанию, возможностям и целесообразности, используйте один из способов или сразу несколько. Любая реклама хороша, если выполнена качественно и вызывает интерес у потребителей. Уважайте ваших клиентов, отобразите это отношение в рекламном сообщении. И тогда они обязательно откликнуться.

Н. ОВЕРЧУК



1 комментарий по теме “5 шагов к частному бизнесу. Шаг 5: реклама

  1. Добавьте ещё шаг 6: как пройти сертификацию товара по регламенту Таможенного союза

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *