IX Форум регионов Беларуси и России завершился подписанием бизнес-контрактов на рекордную сумму

Свежыя навіны Улада

IX Форум регионов Беларуси и России завершился подписанием бизнес-контрактов на рекордную сумму в 2,5 миллиарда белорусских рублей

Ежегодная встреча собрала в Гродно более полутысячи представителей власти и руководителей регионов, бизнесменов и директоров предприятий, ученых и деятелей культуры. В центре внимания экспертного сообщества — межрегиональное сотрудничество и углубление интеграционных процессов Союзного государства.

На выгодных условиях

Во главе угла белорусско-российского сотрудничества стоит стремление к приумножению благосостояния граждан двух стран. Об этом говорили как многочисленные участники форума регионов на полях мероприятия, так и Александр Лукашенко с Владимиром Путиным в своих видеообращениях.

Насколько удалось продвинуться в экономической кооперации благодаря интеграционным процессам в Союзном государстве, рассказал заместитель Премьер-министра Беларуси Юрий Назаров:

— В российских регионах создано 37 сборочных производств белорусской техники. По результатам четырех месяцев этого года товарооборот между Беларусью и Россией составил 12,6 миллиарда долларов (112,6 % к прошлому году). Вместе с тем сегодня наши страны вынуждены работать в новой реальности тотального санкционного давления со стороны недружественных государств. В результате наша экономическая модель столкнулась с серьезнейшим вызовом. С учетом ситуации главами наших государств принято решение об углублении интеграции, прежде всего в сфере импортозамещения, а также об увеличении взаимного товарооборота.

По словам заместителя Премьер-министра, сегодня до 30 % белорусской продукции, производимой на экспорт, может быть переориентировано на российский рынок. Это машинное оборудование, транспорт, металлоизделия, продовольствие, продукция строительной и химической отраслей, легкой промышленности и другое:

— Закупки Россией аналогичных импортных товаров доходили до 40—60 %, поэтому свободная ниша для нас имеется. В машиностроении уже есть примеры успешного кооперационного взаимодействия — БАТЭ и КамАЗ. Только в 2021 году поставлено автокомпонентов на сумму 164 миллиона российских рублей, а в этом году сумма уже идет на увеличение. Аналогичная продуктивная работа налажена у «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». В 2022 году для производства российской техники планируем поставить белорусских компонентов на 216 миллионов российских рублей.

Хотя есть и другие примеры, когда отдельные компании вместо того, чтобы проявлять добрососедские отношения, пытаются спекулировать на санкциях. Заместитель Премьер-министра привел пример:

— Гомельский химический завод для производства удобрений много лет закупает российское сырье. Начиная с 2020 года из-за снижения объемов поставок апатитового концентрата мы были вынуждены увеличить закупки фосфоритов из Марокко. Однако из-за санкций возникла проблема проведения платежей, что привело к полной остановке поставок из того региона. В такой ситуации хотелось бы, чтобы российские компании подставили плечо своему многолетнему партнеру. Но они объявили о повышении цены на 77 %, — констатировал Юрий Назаров. — Было бы правильно, если бы в таких непростых ситуациях мы находили компромиссы, а не руководствовались только меркантильными интересами.

По мнению заместителя Премьер-министра, важно, чтобы сегодня с учетом санкций белорусские товары были приняты на российском рынке как свои:

— Для того чтобы мы могли заместить западную продукцию, необходимо создание равных условий для предприятий России и Беларуси путем равного доступа к закупкам, программам субсидирования и так далее.

Санкции делают нас сильнее

В условиях беспрецедентного экономического давления на Беларусь и Россию со стороны коллективного Запада импортозамещение — тема № 1. Пока одни компании и предприятия только планируют им заняться, жодинские машиностроители уже презентовали результат союзного сотрудничества. Гибридный самосвал БелАЗ 7513-М — машина, у которой нет конкурентов во всем мире. А еще она полностью защищена от импорта: абсолютно все комплектующие и материалы белорусского и российского производства.

— Около года назад мы решили рискнуть и реализовать принципиально инновационный проект — создать самосвал, который состоит из гибридной установки на борту и тяговых аккумуляторов, — рассказал генеральный директор ОАО «БелАЗ» Сергей Никифорович. — Японская компания Hitachi предложила концепт и высказала возможность создания таких самосвалов. Однако представлены на практике они не были, задумки восточных коллег остались на бумаге. А мы сегодня показываем машину, которая уже в ближайший квартал пройдет необходимые регламенты сервисной работы и будет отгружена потребителю.

Конструкторы нового гибридного самосвала преследовали несколько целей. Главная — создать продукт без рисков со стороны недружественных стран.

— Вместе с тем акцент сделан на энергоэффективности. Данная машина потребляет меньше дизельного топлива, которое так ценно для отдаленных регионов, где техника БелАЗ незаменима и всегда желаема, — подчеркнул гендиректор предприятия. — Снижение углеродного следа — еще одна фишка самосвала ­БелАЗ 7513-М. Мы идем в ногу со временем.

Принцип работы такой: тяговые двигатели, находящиеся в редукторном мотор-колесе, работают за счет электричества от тяговых электроаккумуляторов. Они заряжаются от дизельной генераторной установки. Плюс есть такое понятие, как рекуперация, — машина на спуске по серпантину в разрезе накапливает в аккумуляторе энергию, которая высвобождается при торможении.

Что важно, сразу после презентации техники на полях форума регионов состоялось подписание Соглашения о намерениях к сотрудничеству между БелАЗом и кемеровской компанией «Стройсервис». Испытывать самосвал-гибрид будут в горно-технических условиях потребителя.

Наталья Кочанова, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:

— Был сделан акцент на том, что мы должны работать совместно, решая вопросы по импортозамещению. Где-то не конкурировать, а там, где у нас есть лучшие компетенции в плане экономики, промышленности, агропромышленного комплекса, развивать их, создавая совместные предприятия и технологии.

Не менее важна для нас сегодня работа по импортозамещению в социальной сфере. Мы должны работать на будущее, на перспективу. А это наша молодежь. Поэтому очень важно сотрудничество наших молодежных организаций. В частности, для нас это Молодежный совет, который создан при Национальном собрании, это молодые парламентарии России, это замечательный проект «Поезд Памяти», где наши ребята проехали города России и Беларуси и познакомились со знаковыми местами времен Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание не только молодежи, но и всего общества в целом, мы считаем, должно стать основополагающим.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания России:

— Как сложилось по традиции, президенты наших государств в начале пленарного заседания форума задают векторы по углублению интеграции. Так было и на этот раз: главы государств выступили с содержательными докладами, высказали свои оценки текущей ситуации, обратили внимание на те направления в регионах, которые наиболее актуальны.

Интеграция — это объективный исторический процесс. Не только воля президентов, но и воля народов. Они видят в Союзном государстве обеспечение безопасности, сохранение суверенитета наших стран и умножение усилий в ускоренном развитии экономической и социальной сфер. Главная цель — улучшение уровня благосостояния наших граждан.

Форум регионов — это не просто о «поговорить». Мы видим осязаемые и конкретные результаты, с каждым годом появляется все больше взаимной заинтересованности в таком реальном экономическом взаимодействии, торговле и кооперации.

ЦИФРА

С финансированием Союз­ного государства действует 69 программ. Они работают в области обороны, безопасности, электроники, медицины, высоких технологий, в космической сфере, биологии и агросфере.

ФАКТ

Х Форум регионов Беларуси и России пройдет в 2023 году в Уфе (Республика Башкортостан).

СБ

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga