За год в профсоюзные организации региона поступило более 5,4 тыс. устных и письменных обращений.
К слову, в 2020 году проверки и мониторинги за соблюдением законодательства о труде охватил 732 предприятия и организации области. Профсоюзные специалисты выявили более 2, 3 тыс. недостатков и нарушений. Большинство касалось применения контрактной формы найма, привлечения работников к дисциплинарной ответственности, порядка начисления зарплаты, отпускных и окончательного расчета при увольнении и т.д. В ряде случаев положения коллективных договоров предприятий не соответствовали нормам вышестоящих соглашений.
– Для устранения выявленных нарушений нанимателям выдали свыше 660 представлений и рекомендаций. По желанию работников профсоюзные специалисты составили 164 процессуальных и иных документов. Благодаря вмешательству профсоюза вернули более 840 тыс. рублей, которые были незаконно удержаны или невыплачены, и восстановили на работе 10 человек, – приводит цифры Инна Мельникова.
Большинство проблемных вопросов удавалось решить в ходе переговоров с руководителями организаций, предприятий и учреждений. Например, ряду работников, в том числе работнику с инвалидностью, продлили контракт, отменили дисциплинарные взыскания и приказы об увольнении. В случаях, когда наниматель отказывался выполнить обоснованные требования, профсоюз помогал работникам отстоять свои права в суде.
– Работник гродненской строительной фирмы обратился в профсоюз, чтобы взыскать с нанимателя невыплаченную зарплату, средний заработок за задержку окончательного расчета, а также изменить дату и основание увольнения. В суде стороны достигли мирового соглашения, по которому работнику выплатили 2 тысяч рублей и внесли исправление в трудовую книжку, – приводит пример Инна Мельникова. – Обращались члены профсоюза за правовой помощью и тех в случаях, когда комиссия по назначению пенсий отказывала в назначении пенсии по возрасту. Так, жительнице Ивьевского района профсоюзный юрист помог подготовить жалобу на решение комиссии и написать заявление для обращения в суд, чтобы установить факт необходимости постоянного ухода за престарелым родственником. В итоге женщине назначили пенсию.