Что Лукашенко требует от переработчиков мусора?
В 1997 году на каждого белоруса приходилось 177 кг отходов. С тех пор количество выросло в два с половиной раза. Сейчас в стране на каждого человека приходится 435 кг мусора в год.
В 2021 году в Беларуси заработало предприятие по переработке еще одного материала, который практически не разлагается, — тетрапака. Его разложение в естественной среде занимает около 500 лет.
Об идее создать такое производство Александру Лукашенко рассказали на предприятии «Белгипс», которое Президент посетил в марте 2020 года. На «Белгипсе» производят строительные материалы, но внимание уделяют и другим отраслям, например переработке отходов. Главе государства рассказали, что предприятие возьмет в аренду Пуховичскую картонную фабрику и будет перерабатывать там тетрапак
По расчетам специалистов, в год в составе твердых коммунальных отходов образуется 9-13 тыс. т упаковки из этого материала. Президента проинформировали, что половину планируют перерабатывать в Пуховичах. Кроме того, здесь планировали использовать и другие промышленные отходы: стаканчики, тарелки, этикетку, отходы обоев. Из них можно производить восстановленную целлюлозу и поставлять ее на белорусские предприятия.
«Переработка отходов — это наша перспектива», — отметил инициативу Президент.
Тетрапак состоит из нескольких слоев бумаги, полиэтилена и алюминия. Каждый год в стране выбрасывают 20 тыс. т такой упаковки. В Пуховичском районе перерабатывают 300 т. Это немного. Но лучше, чем ничего. Из полученного сырья делают картон для мебельных предприятий, а полиалюминиевую смесь экспортируют в Россию.
В целом каждый год растет уровень извлечения вторичных ресурсов из коммунальных отходов. По словам Андрея Бекеты, за последние десять лет он вырос с 10% до 33,3%. А в этом году, по оперативным данным, цифра приближается к 38%.
Этому способствует строительство современных мусороперерабатывающих заводов и комплексов. Так, под Минском реконструируют уже существующее предприятие. Его готовность составляет 25-28%. Мощность завода по сортировке и переработке мусора увеличится в шесть раз по сравнению с нынешним. В эксплуатацию завод планируют ввести в следующем году.
«В настоящее время действуют заводы и комплексы по переработке коммунальных отходов в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Минске, Барановичах, Полоцке и Орше. В этом году будет введен объект в Бобруйске. Они также строятся в Волковыске, Гомеле и Новополоцке. Разрабатывается проектная документация на объектах в Пинске и Пуховичах», — отметил Андрей Бекета.
«В Волковыске реализован первый проект по сжиганию RDF-топлива на цементном заводе. Там этот вид топлива используют в качестве замещения природного газа и угля. Это позволяет как снижать себестоимость, так и повышать энергетическую составляющую. Первые тонны RDF-топлива уже получены на Гродненском мусороперерабатывающем заводе. Они прошли успешные испытания», — пояснил Андрей Бекета.
«Национальной стратегией предусмотрено энергетическое использование твердых коммунальных отходов путем создания из них RDF-топлива. Кроме того, одно из основных направлений — компостирование твердых коммунальных отходов с целью получения какого-то грунта, который потом может использоваться для озеленения территорий», — рассказал начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов.
Мусору можно дать вторую жизнь. Из макулатуры получают упаковку и санитарно-гигиенические изделия. Из стеклобоя — новые банки и бутылки. Из полимерных отходов производят, например, плитку. Так, во время рабочей поездки в Витебскую область в июне 2020 года как раз такую и продемонстрировали Президенту. Ее преимущества — вес и цена.
Тогда Александр Лукашенко потребовал в ближайшие 2-3 года решить проблему сбора и переработки бытового мусора. «Придется эту высоту брать штурмом. Это очень важное направление», — подчеркнул белорусский лидер.
«Это безобразие, что мы вывозим на свалки, закапываем, создаем горы вокруг. Это одно из направлений, которым надо заниматься. Во-первых, это рентабельно, а во-вторых, мы экологию подтягиваем, очищаем страну. Это же и рабочие места, и сырье для промышленности. Этим придется очень сильно заниматься», — отметил глава государства.
Рекультивация и закрытие полигонов — отдельный вопрос. Процесс этот небыстрый, но необходимый.
На встрече с активом Минска в декабре 2018 года Александр Лукашенко назвал важной темой сбор, переработку и захоронение твердых бытовых отходов. «Мощностей единственного полигона хватит года на три-четыре. Необходимы кардинальные современные экологические решения. В противном случае нам грозит то, что вокруг города-героя Минска появятся десятки гор. Только мы не знаем, что с ними делать, такие горы нам не нужны», — подчеркнул глава государства.
«В 2010 году в Беларуси было 3202 мини-полигона и 121 полигон. В настоящее время осталось 102 полигона. И мы ведем дальнейшую работу в этом направлении. Это касается строительства заводов. Рядом с заводом строятся современные комплексы, которые обеспечиваются всеми действующими экологическими требованиями», — обратил внимание Андрей Бекета.
В Беларуси есть ответственность за неправильную сортировку мусора. Штраф может доходить до 30 базовых величин (1 БВ — Br40). Специалисты Минприроды и рейды проводят соответствующие.
«Когда отходы попадают в отдельный контейнер, они отправляются на линию сортировки. В нашей стране 90 таких линий. Все отходы, в том числе собранные раздельно, проходят дополнительную сортировку. Отбираются вторичные материальные ресурсы из состава этих отходов. В дальнейшем они отправляются на различные объекты по переработке этих отходов», — рассказала Светлана Мацкевич.
На совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства в апреле 2022 года Президент отметил, что люди активно критикуют организацию работы с отходами. «За это уже мало кому-то не покажется. Проблема раздельного сбора мусора, переработки и дальнейшего использования этого переработанного добра решается отвратительно», — подчеркнул Александр Лукашенко.
По его словам, ежегодно в стране образуется более 4 млн т твердых коммунальных отходов. При этом в 2021 году заготовлено только 790 тыс. т вторичных материальных ресурсов.
«Послушайте, это Клондайк. К примеру, совсем просто, чтобы понятно было. Мы имеем огромную стекольную отрасль (и стеклооконные, и для автомобилей, и для телевизоров, бутылка и так далее). Это не должно умереть на свалке. Все это стекло, стеклобой и прочее надо переработать и получить из этого вторичного мусора, как мы его часто называем, нормальное стекло. Так работают все в Западной Европе. Возьмите ту же Швейцарию: там под 90% перерабатывается этого мусора. Это дешевый ресурс, дешевое сырье для дальнейшего использования. У нас все это спустя рукава», — обратил внимание Александр Лукашенко.
Согласно Национальной стратегии, уровень использования твердых коммунальных отходов в 2030 году должен достичь 70%. А еще через пять лет — 90%.
Выступая с докладом на VI Всебелорусском народном собрании, Президент отметил, что построение экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) невозможно без переработки вторичного сырья, однако пока к этому безалаберное отношение. В качестве положительного примера он привел Швейцарию, где перерабатывают практически весь объем вторсырья.