В Дятловском районе функционируют 373 торговых объекта, в том числе 35 – в сельской местности.
Мы решили посмотреть, какова ситуация с торговым обслуживанием сельчан на Гродненщине, и отправились в Дятловский район. Выбрали агрогородки, где всего один магазин. Могут ли жители купить все необходимые продукты, а еще и побаловать себя к праздникам, не выезжая за пределы населенного пункта? Отправляемся на сельский «шопинг» вместе с заместителем председателя Дятловского райисполкома Ольгой Железовской, которая курирует вопросы экономики и торговли.Можно и под заказ
Первым посещаем один из самых отдаленных населенных пунктов района – агрогородок Белогурно. В нем проживают 185 человек. Здесь функционирует один торговый объект, принадлежащий потребкооперации. Соответственно, за продуктами и товарами первой необходимости люди, а среди местных много пожилых, пойдут именно сюда.
– Если что-то покупателю понадобится, по заявке привезем. Как только весенний сезон наступает, активно заказывают пленку для теплиц, удобрения, летом – стройматериалы. Все заявки выполняем, – говорит Светлана Петюк. – Скоро начнем составлять подарочные наборы к праздникам, учитывая запросы жителей. Главное, чтобы были покупатели, а товаром мы обеспечим. Несколько лет назад здесь был еще коммерческий магазин, но продержался три года и закрылся. А потребкооперация, как видите, село не бросает.
Полностью с ней согласна Наталья Загдай. Единственное пожелание, которое высказывают женщины, – добавить к промышленной группе постельное белье, полотенца в подарочных упаковках. Мол, эти товары жители покупали бы для подарков. Зампредседателя Ольга Железовская берет на заметку.
Ноу-хау в Раклевичах
Едем в агрогородок Раклевичи. Этот населенный пункт крупнее – здесь проживают 385 человек. Единственный торговый объект, также принадлежащий потребкооперации, работает без выходных. Заведующая Инна Пашукевич и продавец Наталья Грицук внедрили в этом году ноу-хау. В одном из мессенджеров создали группу под названием «магазин Раклевичи» и оповещают жителей о поступлении товаров, скидках, здесь же могут общаться с покупателями, узнавать об их предпочтениях.
– Ни разу не сталкивалась с тем, чтобы не было молока или хлеба. Всего достаточно. Сельский житель не избалован, но, конечно, приятно, когда чувствуем заботу о себе. Продукция свежая, продавцы приветливые, всегда оповестят о скидках. Сами понимаете, как слово «скидка» действует на покупателей, – улыбается местная жительница Наталья Стридинская.
Кристина Кульша тоже вполне довольна ассортиментом:
Жалоб стало меньше
Как проинформировала Ольга Железовская, в Дятловском районе функционируют 373 торговых объекта, в том числе 35 – в сельской местности, из которых 22 принадлежат Дятловскому филиалу облпотребобщества. Жителей малонаселенных пунктов обслуживают автомагазины. Всего их 9. Все, за исключением одного, принадлежат потребкооперации.
В предыдущие годы, по словам собеседницы, жалоб было гораздо больше, в текущем их практически нет. Ситуация с торговым обслуживанием находится на ее личном контроле. За весь период текущего года поступило только две жалобы. В первом случае люди сетовали на то, что недостаточно широко представлена школьная продукция. Но звонок поступил в июне, когда торговля еще не успела расширить ассортимент к новому учебному году. Вторая жалоба была по отсутствию спичек в автомагазине.
– Нерешаемых вопросов нет. Мы всегда идем навстречу покупателям. На днях поступил звонок от председателя Даниловичского сельисполкома. К нему обратились жители агрогородка Торкачи и попросили включить их улицу в маршрут автомагазина. В самом населенном пункте есть стационарный торговый объект, но жителям данной улицы далековато туда ходить, а автомагазин проезжает рядом в соседнюю деревню. Вопрос решили буквально в тот же день. Теперь людям удобно.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Ольга Карачун:
– Ассортимент товаров и комфорт в обслуживании важны не только городскому, но и сельскому покупателю. Поэтому мероприятия, которые проводит управление, направлены на оценку и в последующем выработку совместных решений с субъектами хозяйствования, сельскими исполнительными комитетами по ритмичному и равномерному торговому обслуживанию жителей сельской местности. Речь идет о работе как автомагазинов, так и стационарных торговых объектов. В этом вопросе, конечно, нужно исключить влияние, например, человеческого фактора, фактора искусственного дефицита, который опять же зависит от работы на местах. Тем более что в стране и в регионе в частности производится достаточно и в широком ассортименте продовольственной продукции, товаров повседневного спроса. Важно правильно выстроить логистику, маршруты своевременного завоза товаров, обеспечить полноту и своевременность подачи заявок на поставку той или иной продукции. Системная оценка реализации товара уже постфактум, покупательского спроса и насыщения сети, в том числе с учетом влияния сезонных факторов, позволит в полном объеме обеспечить торговые объекты востребованным товаром. Здесь нельзя исключать и работу по заявкам. Нужно быть мобильнее, маневреннее. В торговом обслуживании жителей сельской местности необходимо говорить не столько о коммерческой составляющей в работе торговых объектов и автомагазинов, сколько о доступности данной услуги населению. Контрольные мероприятия позволяют выявить узкие вопросы, требующие внимания. Например, где-то подсказать по ассортименту. Конечно, положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Работа с душой, исключая формализм и принимая во внимание потребности каждого жителя, всегда найдет добрый отзыв, благодарных и постоянных покупателей.