А вы знали, что открытие шоколада приписывается цивилизации ольмеков, которая также дала и современное название дереву какао.
Историю развития шоколада продолжило племя майя. Благодаря язычеству шоколад стал очень ценным напитком. С ним было связано множество религиозных ритуалов и традиций. Ценность шоколада была велика, ведь он приравнивался к пище богов. Почему мы начали с этих интересных фактов? Все просто — новый выпуск YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы посвятили одному из самых интересных предприятий нашей страны — первой белорусской кондитерской фабрике «Коммунарка». В нем мы расскажем, как минская фабрика стала предприятием не просто республиканского, а всесоюзного значения. Почему приватизация сладкого бизнеса сделала несладкой жизнь обычных работников. Как Александр Лукашенко спасал фабрику от рейдерского захвата и чем сегодня удивляет один из крупнейших кондитеров в Беларуси.
Предшественницей фабрики «Коммунарка» стала модная кофейня-кондитерская, открытая в центре Минска в 1905 году. Ее предприимчивый хозяин Георгий Рачковский назвал свое небольшое предприятие на западный лад — «Жорж». Что стало с фабрикой после революции, остается только догадываться. В 1917 году на базе бывшей кондитерской «Жорж» был создан новый трудовой коллектив, названный позже Первой белорусской кондитерской фабрикой. А в 1929 году к годовщине Октябрьской революции предприятие получило современное название — «Коммунарка».
Правда, торжественная смена вывески не решила главных проблем: фабрика по-прежнему была стеснена как площадями, так и производственными мощностями. В эру советских промышленных свершений родилась достаточно смелая идея: создать в Минске новое современное кондитерское производство. Правительственная директива, утвержденная Сталиным, наметила запуск первого корпуса новой механизированной фабрики на 1 мая 1931 года. Это событие теперь принято считать официальным днем рождения предприятия.
«Вот на этой территории предприятие существует с 1931 года. Когда была Великая Отечественная война, это было очень тяжелое время для предприятия, потому что оно было практически полностью разрушено. От него остались только стены. Когда люди вернулись обратно на предприятие в 1944 году (когда освободили Минск), все бывшие работники по кирпичику начали восстанавливать фабрику, и буквально в считанные месяцы им удалось это сделать. И уже в декабре 1944 года новая продукция попала на полки магазинов. Фабрика начала снова производить кондитерские изделия. Настолько был велик дух и желание вернуть свое предприятие», — погружает в историю председатель первичной профсоюзной организации фабрики «Коммунарка» Татьяна Пармон.
Исторически «Коммунарка» обладала возможностями проводить полный производственный цикл — от обжарки какао-бобов до выпуска натуральных конфет и шоколада. Эта ставка на натуральность и ГОСТы помогла фабрике пережить и перестройку, и тяжелые 90-е, и смутные 2000-е. Правда, без поддержки государства современная история фабрики была бы куда прозаичнее. Об этом расскажем чуть позже.
Долгожители «Коммунарки» и необычный совет Президента
На фабрике есть несколько трудовых династий. Среди них Николай Комаев и его сын Игорь Комаев. Причем оба — заместители генерального директора.
«Мне просто повезло в далеком 1986 году прийти на «Коммунарку». С тех пор десятки лет я здесь работаю. Меня как-то спросили: «Вам не надоело десятки лет приходить каждый день в одно и то же место. Ответ мой был: нет. Потому что каждый день здесь что-то новое: новые задачи, новые встречи, новое общение. День на день не похож», — говорит Николай Комаев, заместитель генерального директора по производству.
Его сын Игорь пришел на фабрику всего лишь год спустя — в 1987-м. «Как так?» — спросите вы. В этом нет никакой загадки: просто мальчику на тот момент было 6 лет.
«Я был маленький мальчик, и папа брал меня на работу. Мне все понравилось, и потом в 2004 году я попал сюда по распределению. Сначала я был инженером-конструктором, потом механиком в карамельном цехе. Такого обилия оборудования, как сейчас, не было», — вспоминает Игорь Комаев, заместитель генерального директора — главный инженер предприятия.
Перед тем, как попасть в топ-менеджеры, Игорь прошел весь профессиональный путь инженера. И его отец рад, что сына заметили и предложили руководящую должность.
Оператор линии конфетно-шоколадного цеха Елена Хаменко работает на кондитерской фабрике «Коммунарка» уже четыре десятка лет. Она тоже рассказала, как попала на предприятие и за что любит свою работу.
«Моя бабушка очень любила готовить кондитерские изделия, в основном хлебобулочные. И я ей говорила, что тоже буду кондитером. Закончила 10 классов и поступила в техническое училище. Там как раз открылась группа карамельщиков, и мне предложили работать на «Коммунарке», — рассказала кондитер.
По ее словам, молодежи на фабрике тогда было не много и к молодым специалистам относились настороженно. «Не верили, что молодежь сможет работать. А работа была тяжелая: в карамельном цеху было очень много ручного труда. Например, конфеты «Раковые шейки» делались полностью вручную — с горячим сиропом, с горячей пралиновой начинкой. Было сложно и морально тяжело», — сегодня Елена Хаменко улыбается, вспоминая те годы.
Женщина также поделилась забавной историей. Несколько лет назад, аккурат перед пенсионной реформой, Елена Хаменко стала задумываться о пенсии. «Коммунарку» как раз тогда посещал Президент Беларуси Александр Лукашенко, и кондитер решила поинтересоваться у него, какие изменения ждут людей.
«Он на меня посмотрел, улыбнулся и сказал: «Какая вы бабушка?!» Я говорю: «У меня уже внук есть». — «Не важно, вас еще саму надо в декрет отправлять». Он Данченко (бывший генеральный директор «Коммунарки» Иван Данченко. — Прим. БЕЛТА) тогда сказал отправить меня в декрет. Я пошутила: «Только если вы будете крестным!» Сейчас об этой истории вспоминают многие. Кто-то с добром и улыбкой, а кто-то и со злостью говорит: «Это ты Президенту наобещала, что будешь работать», — рассказала необычную историю Елена Хаменко.
Как пытались приватизировать «Коммунарку»
После распада Советского Союза власти тут же начали распродавать государственные предприятия. Часть заводов и фабрик акционировали под видом так называемой ваучерной приватизации. В похожей ситуации в конце 90-х оказалась и «Коммунарка». Акции, а они принадлежали в основном коллективу, кто-то начал скупать, чтобы получить в собственность лакомый в прямом и переносном смысле кусок.
«Это вообще очень сложный период был. Доходило до того, что приходили посторонние люди и хотели остановить производство. Могли свет выключить. И таких моментов на моей памяти было несколько. Коллектив был небольшой, и люди старались сплотиться. Старались, чтобы на производство никто не попал, не проник», — вспоминает те годы Елена Хаменко.
Падала в то время и зарплата, но люди не спешили покидать фабрику. Елена Леонидовна считает, что если человек полюбил свою профессию и рабочее место, то будет оставаться до последнего. И это можно увидеть на практике: сегодня на «Коммунарке» работает еще с десяток ровесниц нашей героини, на предприятие женщины пришли работать в одно время.
Работники фабрики обратились тогда к Александру Лукашенко. Они просили разобраться с катастрофической ситуацией, которая сложилась на предприятии после его акционирования. Чтобы спасти фабрику, глава государства был вынужден впервые задействовать механизм так называемой «золотой акции». Он дает государству право вмешиваться в деятельность акционерных обществ с долей госсобственности, если в них сложилась неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Может, это и не рыночно, но в той ситуации Президент вынужден был действовать именно так.
«Тот, кто пришел к нам серьезно и надолго, не боится ни «золотых», ни «серебряных», ни прочих акций. Потому что знает: в Беларуси надо просто честно работать. Честно работать, и все будет нормально», — подчеркивал тогда Александр Лукашенко.
Глава государства сразу дал понять: в Беларуси методы «дикой» приватизации не пройдут. «Получается, люди еще поколение назад создали собственность, чтобы спокойно жить и работать. А сегодня пришел новый какой-то хозяин, дядя со стороны, и начинает выкручивать руки людям, которые сами своим потом и трудом создавали эти предприятия. Собственность не защищает, не участвует в защите самого главного для человека — возможности трудиться, чтобы жить», — отмечал Президент.
Александр Лукашенко убежден, что предприятия пищевой промышленности (кондитерские фабрики, молокозаводы, хлебозаводы и другие) должны находиться в руках государства, поскольку они обеспечивают продовольственную безопасность всей страны.
«Мы уже убедились, что всем, кто пытался принять участие в покупке акций «Коммунарки», нужен был лишь наш рынок. Если бы они пришли сюда, то, может быть, вы какую-нибудь карамель и делали бы. Но им не нужна была бы модернизация фабрики. Самый современный, пользующийся спросом шоколадный товар они делали бы в другом месте, у себя. Поэтому я не ошибся, когда остановил разбой и процесс продажи «Коммунарки». И правильно сделали — по вашему пути пошли другие кондитерские предприятия. Это прекрасные предприятия, которые сейчас хорошо работают, и нет необходимости в их приватизации, по крайней мере пока», — обращал внимание белорусский лидер.
Со временем механизм «золотой акции» отменили, и самый крупный пакет «шоколадного» актива «Коммунарки» оказался в руках бизнесмена из США. Впрочем, он не особенно стремился развивать фабрику. Свой капитал он заработал гораздо более легким способом: создал фирму-посредник, которая продавала сырье «Коммунарке» по завышенной цене, а готовые шоколад и конфеты уходили другим его компаниям, но уже по заниженной стоимости. Такой механизм эксперты называют «ножницами», которые с двух сторон «стригут» предприятие, снижая его рентабельность и лишая прибыли.
Показатели кондитерской отрасли были на нуле. Фабрика теряла не то что зарубежные рынки, но даже свой, белорусский. Темпы производства падали. И в конце 2012 года Александр Лукашенко принял жесткое решение — вернуть фабрику под государственный контроль. Главу государства пытались шантажировать: мол, подобный шаг может тем или иным образом сказаться на инвестиционном климате в Беларуси. Но Президент был настроен решительно. Инвестиционный климат его, конечно, беспокоит, но не за счет государства и белорусского народа.
Тут надо пояснить. Белорусский Президент совсем не против частной собственности. Но когда приватизация превращается в прихватизацию, мириться с этим власть не будет. Заполучить по дешевке готовое производство, выжать из него и трудового коллектива максимум и разбогатеть — дело нехитрое. Но в плюсе от такого подхода оказывается только сам бизнесмен. А если предприятие создано с нуля и его создатель радеет за свое дело — таких частников государство будет только поддерживать.
«С вашим производством я столкнулся, наверное, в первые годы своего президентства, когда началась массовая приватизация. Прежде всего расхватывали предприятия, которые производили продукты питания, одежду и прочее — то, что необходимо для людей. Я понял: если мы отдадим наши основные предприятия, «Коммунарку» (с нее начиналось) и «Спартак», неизвестно кому, значит, наши дети могут лишиться нормального шоколада, нормальных конфет. Вот я из чисто человеческих побуждений начал изучать эти процессы. Сегодня абсолютно не жалею о тех решениях, которые когда-то принял и вернул в руки государства эти предприятия. Я исходил не из каких-то частнособственнических побуждений. Я исходил из государственных интересов. Эти предприятия должны принадлежать государству», — сказал Александр Лукашенко во время посещения фабрики «Спартак».
После того, как «Коммунарка» перешла под государственный контроль, фабрика серьезно обновилась. Сегодня это крупное современное предприятие, оснащенное поточно-механизированными линиями и автоматизированными процессами производства. Ежегодно на предприятии выпускается свыше 27 тыс. т сладкой продукции. Ассортимент насчитывает более 350 наименований кондитерских изделий. Они поставляются более чем в 26 стран мира: в Россию, Китай, Азербайджан, Казахстан, Армению, США, Канаду, Германию, Израиль и другие.
«Я прошел этап, когда было участие частных лиц. Этот этап не оправдал себя. Задача бизнесмена — не вкладывать деньги в основное производство, не развивать дело. А государство смотрит в будущее. В этой непростой ситуации, в которой мы работаем, государство оказывает содействие даже в поставке сырья, чтобы не допустить простоя предприятия. И это удается делать при всех сложных условиях», — заявил Николай Комаев.
Такая же позиция и у главного инженера: «У нас фабрика оснащена не хуже западной Mondelez и других фабрик. И даже лучше многих фабрик, которые я видел в Польше. Там много ручного труда применяется. Есть и хорошие. Но я все-таки считаю, что наша одна из лучших фабрик на постсоветском пространстве. И не последняя по оснащению в Европе. Если смотреть по европейским меркам, у нас высшее оборудование. Все производители топовые».
Что происходит с «Коммунаркой» сейчас
За последние 10 лет в предприятие было вложено около $100 млн. Генеральный директор «Коммунарки», член Совета Республики Сергей Анюховский отметил, что этап развития фабрики на существующих территориях уже закончился: ей уже недостаточно производственных мощностей. Поэтому было принято решение построить еще одну фабрику. Она разместится в Заводском районе Минска, и там будут перерабатывать какао-бобы.
«Уже ведутся проектные работы, проводится тендер на закупку оборудования для переработки какао-бобов и производства шоколадных масс. Вторая очередь — это закупка линий для производства готовых кондитерских изделий. Конечно, основной акцент будет сделан на импортозамещение и производство экспортно ориентированной продукции», — рассказал Сергей Анюховский.
Пока действующие мощности позволяют «Коммунарке» перерабатывать 3 тыс. т какао-бобов в год. Новое производство сможет перерабатывать более 30 тыс. т ежегодно. «Мы будем обеспечивать какао-продуктами белорусского производства себя, другие кондитерские фабрики и белорусские предприятия. Половина будет экспортироваться», — отметил генеральный директор.
Как на «Коммунарке» стали выпускать президентский шоколад
Любопытно, что благодаря главе государства «Коммунарка» стала выпускать шоколад и конфеты без сахара. На полках магазинов горький шоколад «Президент» появился еще в 2017 году. Сегодня он выходит трех видов — с разным содержанием какао-бобов. Специально для этой серии технологи «Коммунарки» купажировали лучшие сорта какао-бобов: из Венесуэлы, Колумбии, Эквадора и Кот-д’Ивуара. А вот низкокалорийные конфеты без сахара — это эксклюзив и обязательная составляющая подарков от белорусского лидера.
«Однажды я гостил у Медведева, и он угостил меня импортным шоколадом. Потом я переговорил с технологами на «Коммунарке» и поручил, чтобы сделали шоколад, но без сахара.
Говорю: как хотите делайте! Они мне вариантов 20! Уже не рады, что со мной связались. Они нашли технологию. Шоколад достаточно сладкий, но без сахара», — рассказывал Александр Лукашенко во время «Большого разговора» несколько лет назад.
Со временем появился еще один шоколадный продукт под брендом главы государства. Для юных сладкоежек по поручению Президента разработали молочный шоколад «Нашим детям».
«В одной шоколадке содержится один стакан молока. Особенностью является уменьшение сладости шоколада на 15%. Конечно, шоколад был оценен маленькими детьми — дегустаторами из детских домов, которых мы пригласили к себе. Пропускным билетом был детский рисунок «Мечта». Каждый рисунок был особенным, но все рисунки объединяло одно — чтобы вся семья была вместе. Это мы и постарались отразить на упаковке нашего шоколада. Покупая шоколад «Президент», вы также становитесь участником акции «Поможем детям вместе» — часть денег передается в специальный фонд на поддержку детей в детских домах и детей с особенностями развития», — отметила заместитель начальника отдела маркетинга и рекламы Ирина Мацыгуд.
Как Лукашенко поручил сделать конфеты по китайскому рецепту
А недавно Александр Лукашенко поставил еще одну интересную задачу кондитерам — наладить массовое производство белорусских конфет из сухого молока. Почему вдруг? История интересная.
В июле во время одной из рабочих поездок по стране Президент Беларуси обратил внимание на популярный в Китае продукт — конфеты из прессованного сухого молока. Этого сырья в Беларуси достаточно, и глава государства предложил организовать такое производство и у себя. Чиновники быстро отреагировали на поручение Александра Лукашенко, и вскоре выпустили небольшую пробную партию.
«Тебе конфеты поручалось сделать. Сделал ты их или нет? Чтобы люди понимали, что у нас сухого молока обезжиренного — море. А в Китае мы подсмотрели их технологии производства разного рода кондитерских изделий, в данном случае конфет. Вообще без сахара из сухого молока. Можно добавлять туда какие-то растительные добавки. Особенно для детей. Честно говоря, когда Николай привез мне их из Китая, я попробовал сам. Конечно, это не для меня. Но дети, маленькие дети с величайшим удовольствием потребляют это лакомство. Почему мы не можем делать это и продавать? И, главное, своих людей обеспечить», — подчеркнул Президент, принимая с докладом вице-премьера Леонида Зайца.
Драже из сухого молока уже можно увидеть в фирменных магазинах «Коммунарки». Скоро полезными сладостями начнут угощать школьников. «В ближайшее время начнем поставлять фасованное по 50 грамм молочное драже комбинатам школьного питания — это те самые конфеты с высоким содержанием сухого молока (почти 40% от номинального веса конфеты)», — рассказал генеральный директор фабрики.
Как заметила заместитель начальника отдела маркетинга и рекламы фабрики «Коммунарка» Ирина Мацыгуд, в Китае поколение детей уже воспитано на таблетированных конфетах из сухого молока. Их употребляют в качестве перекуса.
История «Коммунарки» могла бы лечь в сценарий художественного фильма. Романтичное начало, напряженная кульминация и мотивирующий happy end. И это — благодаря решениям Первого. «Киноделы», берите на заметку!-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
БелТА
Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga