Почему Александр Лукашенко призывает покупать белорусское? История минских «атлантов»

Свежыя навіны Улада

Многие, когда оценивают советский период, забывают (или намеренно умалчивают) о важном нюансе: именно в это время был сформирован научный и производственный потенциал, за счет которого по сей день живут многие постсоветские страны.

И Беларусь в том числе. Мы не стали разрушать все это. Так, как сделали наши соседи по настойчивым просьба с Запада. И теперь белорусам есть чем гордиться. Только один пример — предприятие «Атлант». Сегодня его бытовая техника хорошо известна не только в постсоветских республиках, но и во многих европейских странах и даже в далекой Австралии. Как обычный производитель закаточных машинок и кукольных колясок стал главным заводом холодильников и почему белорусского «Атланта» не сломали ни трудные 1990-е, ни опасная пандемия? Какой стиральной машинкой пользуется Александр Лукашенко и за что заводчане благодарят белорусского Президента? Обо всем этом мы расскажем в новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого».

Когда был создан первый белорусский холодильник

История белорусского «Атланта» началась в далеком 1959 году. Именно тогда Совет Министров БССР постановил модернизировать Минский завод газовой аппаратуры и освоить выпуск электрических холодильников. Через три года предприятие, которое до этого производило простые товары народного потребления — дверные замки, закаточные машинки и кукольные коляски, — выпустило первый холодильник. Назвали его по-простому — «Минск-1».

У истоков этой модели стояли муромские специалисты, помогавшие белорусам осваивать новые технологии, рассказывает член наблюдательного совета ЗАО «Атлант» Михаил Зуй. На предприятии он прошел путь от слесаря механосборочных работ до заместителя генерального директора по управлению качеством.

Как выглядели первые белорусские холодильники

«В апреле 1962 года была произведена партия холодильников «Минск-1″. Они были сделаны по форме кухонного стола. Здесь были полочки для хранения продуктов и сам холодильник с морозильным отделением. На то время в малых квартирах было очень удобно иметь такой холодильник, который одновременно выполнял функцию и стола, и тумбочки, и холодильника. Не хватало только объема для хранения продуктов», — объясняет Михаил Зуй.

Чтобы решить эту проблему, была поставлена задача разработать новый холодильник. Через пару лет с конвейера сошел «Минск-2». Это была уже по-настоящему массовая модель. Если в 1962 году завод выпустил только 800 холодильников первой модели, то в 1964-м с ленты сошло 30 тыс. единиц обновленной техники.

«Появилась необходимость создания отдельно стоящего холодильника, отвязанного от стола. Изменились кухонные планировки, кухни увеличивались, и можно было делать перестановку. Если посмотреть динамику развития всей линейки холодильников под маркой «Минск», мы видим увеличение объема как морозильного отделения, так и холодильного отделения», — показывает первые модели наш экскурсовод.

Как минские холодильники стали завоевывать Европу

В 1971 году завод отметил праздник — с конвейера сошел миллионный экземпляр. Через два года увидел свет первый двухкамерный холодильник «Минск-7». До белорусов за его производство в Советском Союзе не брался никто. Примерно тогда же была выпущена первая партия холодильников с пенополиуретановой теплоизоляцией. Да, минские конструкторы не раз диктовали тренды другим производителям. Вот еще парочка примеров: именно в Беларуси был выпущен первый в СССР бытовой морозильный шкаф. А в 1980-е годы с минского конвейера стали сходить холодильники с нижним расположением морозильной камеры — новинка того времени.

По минской документации осваивались холодильники во многих городах бывшего Советского Союза: в Алитусе, Баку, Душанбе, Кишиневе и Самарканде. К сожалению, экспортировать белорусскую бытовую технику в другие страны в те времена было невероятно сложно. Однако ради Минского завода холодильников правительство все же пошло на уступки. Поставка первых партий в Грецию и Польшу в 1973 году положила начало успешной деятельности предприятия на мировом рынке. В итоге оценить технику смогли жители Швеции, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Финляндии и даже Австралии.

Как холодильники стали призванием заводчанина

Знаковым для Минского завода холодильников стал 1977 год — это дата основания объединения по выпуску бытовой техники «Атлант». Вместе с Минским заводом холодильников в него вошли еще три предприятия — из России и Литвы.

«Это мое первое и единственное рабочее место. Я пришел сюда после службы в армии в 1979 году, мне было 20 лет. И вот все 44 года работаю на заводе «Атлант». Из них 42 года — бригадиром на участке сборки. В 1980-е годы, когда я пришел на завод, мы выпускали, наверное, пять-шесть моделей. А теперь у нас очень большой модельный ряд. Мне это интересно — новые модели. Я подхожу к ребятам на конвейер, когда начинаем собирать, мне хочется попробовать, самому что-то поставить, продемонстрировать», — с теплотой отзывается о своей работе слесарь-сборщик бытовой техники, заслуженный работник «Атланта» Николай Свиридович.

Что происходило на белорусском «Атланте» в 1990-е

С развалом Советского Союза распалось и производственное объединение. Это нарушило прежние хозяйственные связи, но минский конвейер не остановился. Необходимые компоненты, которые раньше поставлялись из Литвы и России, стали производить в Беларуси. И вскоре «Атлант» расправил плечи.

«Никогда, даже в любые сложные времена, руководство не считало, что надо продать предприятие. Наоборот, думали, где что-то купить и как расширить свои производственные мощности. Когда было открытие Завода бытовой техники, Президент посетил предприятие. У нас осталось в архивах — хорошие впечатления, задачи, которые были поставлены «Атланту» по развитию. «Атлант» имеет еще более 20 предприятий, которые работают сегодня на поставку комплектующих. Это, соответственно, создание рабочих мест. Поэтому, на мой взгляд, мы выполняли государственную задачу, привлекая, развивая эти малые города», — отмечает Михаил Зуй.

И если в 1993 году предприятие фактически являлось монопроизводством, выпуская всего несколько наименований холодильников и морозильников, то с годами оно превратилось в диверсифицированное современное предприятие.

«У нас три производственные площадки: две в Минске, одна в Барановичах. Есть сельскохозяйственное предприятие. При этом мы расширили гамму выпускаемой нами продукции. То есть кроме бытовой техники, которая на сегодняшний момент представлена более чем 50 моделями холодильников и морозильников и почти 30 моделями стиральных машин, мы являемся достаточно крупным производителем промышленной продукции. Наш филиал в Барановичах — единственный на территории бывшего Советского Союза, кто производит оборудование по переработке пластмасс полного цикла. Это большой объем станкостроения. Это и работа по холодильной медицинской тематике, и торговое оборудование», — рассказывает генеральный директор «Атланта» Дмитрий Соколовский.

Александр Лукашенко еще в 2000-х подчеркивал, что только крупные, хорошо оснащенные предприятия способны устоять в конкурентной борьбе и при этом обеспечивать динамичное экономическое развитие. Беларусь не пошла на поводу у западных советчиков, которые рекомендовали раздробить промышленные и сельскохозяйственные объединения. Это был бы путь к краху, пояснял Президент. И сегодня «Атлант», как и другие ведущие белорусские предприятия, — завод европейского уровня.

Какой техникой пользуется Президент Беларуси

Кстати, а есть ли техника «Атлант» у главы государства? Александр Лукашенко рассказал об этом в 2020 году, встречаясь с работниками завода.

«Я очень преданный своему государству и народу человек. Я за то, чтобы холодильники, стиральные машины и прочее были с нашего завода «Атлант». Очень горжусь этой продукцией и очень-очень давно, не один десяток лет знаком с этой продукцией. Я был причастен к открытию вашего завода стиральных машин. Мне ваш коллектив тогда подарил эту стиральную машину. До сих пор эта машина у меня работает без ремонта. Есть у меня и ваш холодильник. Хорошо поставлен вами сервис: без всяких проблем приедут, починят, надо — заберут, а потом и взамен начали давать холодильники и так далее. В этом самое главное. Ни один иностранец так не будет обслуживать на белорусском рынке, как мы. Конкуренция, все понятно. Но свой рынок надо защищать и поддерживать. Призываю вас покупать белорусское», — сказал тогда Президент.

Почему Беларусь решила идти своим путем в период пандемии

Конечно, в современной истории «Атланта» были и взлеты, и падения. Все мы помним, как в разные годы штормило мировую экономику. Эти кризисы не могли обойти стороной и Беларусь с ее открытой экономикой, и предприятия, ориентированные на экспорт своей продукции. Но власти никогда не оставляли заводы один на один с их проблемами. И это безусловный плюс государственной политики, уверены обычные заводчане.

«Я хочу честно сказать. На мой взгляд (может, я что-то и не понимаю), наш глава государства и наше правительство всегда поддерживают нас. Нас — государственную структуру. Я думаю, нам легче теперь, чем у какого-то частника. Частник мог бы развалиться, где бы он взял деньги? А Александр Григорьевич всегда помогает. Самому человеку, самому предприятию тяжело. Если есть господдержка, все работают, все живут. Поэтому есть уверенность в завтрашнем дне, что мы придем на работу, будем работать, что нам не скажут: сегодня работы нет, уходите, ищите работу. Я думаю, что так правильно», — считает заводчанин Николай Свиридович.

Конечно, тут хочется немного уточнить. Поддержка со стороны государства вовсе не означает бездумное и безумное вливание средств. Белорусский Президент всегда требователен и принципиален в этих вопросах: государство обязательно подставит плечо, но нужна отдача. Опускать руки и придумывать отговорки недопустимо.

В начале 2020 года, назначая нового руководителя на предприятие, Александр Лукашенко признался, что «сосед» давно напрягал его.

«Атлант»… он меня давно «напрягал». Когда я получил информацию, что у вас с финансами несладко (а вы ведь занимались финансами), я понял, что, наверное, с «Атлантом» надо что-то делать. Я хочу, чтобы вы понимали: «Атлант» — это государственное предприятие, кому бы вы там эти акции ни раздавали. Это сосед Президента, через дорогу: каждый день, бывая во Дворце Независимости, я смотрю на «Атлант» и сразу вспоминаю все недостатки и болячки, которые у вас есть. На «Атланте» я побуду (я бывшему директору об этом говорил), и там мы посмотрим на вашу работу. Но разговоры, что на рынке тяжело, конкуренция, кто-то заполонил что-то в России и так далее… Это всем понятно. Наша страна вся такая, реальный сектор экономики. И мы как-то конкурировали раньше. А сегодня кое-кто руки опустил, в том числе и на «Атланте». Поэтому думайте, как мы будем выходить из существующего положения», — поставил задачи новому руководству глава государства.

Через несколько месяцев Александр Лукашенко на самом деле посетил «Атлант». Это был сложный период не только для минского предприятия. И не только для Беларуси: весь мир накрыла пандемия коронавируса. Как по щелчку закрылись границы. А также фабрики, заводы, кафе и рестораны, музеи — все государства, запаниковав, замкнулись в себе. Все, кроме Беларуси. Власти, трезво оценив ситуацию, не стали поддаваться панике и решили идти своим путем. Не останавливая жизнь в стране и не замораживая экономику.

Да, где-то двигались на ощупь. Где-то набивали шишки. Порой подвергались очень жесткой критике со стороны. Но уверенно шли вперед. Быть первыми всегда непросто, но результат того стоит. И последующие события подтвердили правильность выбранного Президентом курса.

За что Александр Лукашенко ставил «Атлант» в пример другим предприятиям

В 2020 году «Атлант», как и все другие предприятия, оказался в непростой ситуации. На внешних рынках появлялись все новые ограничения, но завод не стал останавливать производство. И в итоге оказался единственным, кто смог удовлетворить возросший спрос на крупную бытовую технику в регионе. В марте был установлен рекорд по продажам: своих владельцев нашли 90 тыс. холодильников. Такого ни разу не случалось за все 60 лет истории «Атланта».

«Во время той паники, которая была три месяца тому назад, может, чуть больше, мы выбрали свой курс, им пошли. И убеждены, что тогда мы поступили правильно. Если бы мы тогда закрыли производство, мы бы никогда его не открыли. Вы в марте впервые в истории завода установили рекорд. Вы никогда столько не продавали, сколько в марте. В апреле, мае и июне также высокие показатели. Чуть пониже, но очень высокие. Почему? Потому что когда весь мир в панике закрыл производства, как в народе говорят, «скукорежился», мы работали. И оказалось так, что в эти месяцы в основном на прилавках магазинов была продукция Беларуси, в данном случае холодильники и стиральные машины. Вот в чем мы оказались правы. Но главное здесь (хочу еще раз подчеркнуть) заключается в том, что мы выстояли, не закрыли производства, и сегодня мы можем продавать свою продукцию. Это естественно — мы занимаем свободные рынки. Главное — их потом удержать и никому не отдавать», — подвел итоги Александр Лукашенко.

В том же году «Атлант» отличился еще раз. На заводе запустили производственный проект для молодежи, трудоустроив 13 студотрядов со всей Беларуси. В плюсе оказались все. Летом, когда обычно увеличиваются объемы производства, у предприятия появились дополнительные рабочие руки. А студенты неплохо заработали за время каникул. Более того, за два месяца работы на «Атланте» ребята получают профессию слесаря-сборщика бытовой техники первого разряда. В качестве участников студотряда они также имеют возможность участвовать в спортивных и творческих мероприятиях, патриотических акциях, посещают музеи и театры. Многие целенаправленно идут работать на предприятие после учебы в вузе. Даже если фраза «работаю на заводе» для кого-то звучит не совсем гламурно и современно.

«В самом начале: как это так, девочка на заводе? Потому что у людей представления о том, что я стою за станком и выпиливаю какие-то детальки и так далее. Я училась в технологическом университете, специальность моя «красочные покрытия». На данный момент я работаю в инструментальном отделе, который производит технологическую оснастку: штампы и формы. На сборке я тоже работала. Это своеобразный опыт, но очень тяжело. Однотонная работа, если ты не привык к этому, утомляет. В ближайшем будущем планирую перейти в отдел по покраске, так как хочу все-таки попробовать свою специальность, которой училась 4,5 года. Когда я пришла впервые на завод, больше всего волновалась по поводу своего коллектива, но он оказался очень доброжелательный. То есть на работу я хожу с удовольствием», — смущенно улыбается инженер-технолог Ксения Ахрамович.

Какими новинками готовится порадовать «Атлант»

На заводе анонсировали скорый выпуск холодильника и стиральной машины с функцией дистанционного управления с помощью приложения на смартфоне или планшете. Говоря о сроках их выхода, руководитель предприятия пояснил, что такой холодильник появится до конца 2023 года, а стиральная машина — в 2024-м.

По словам Дмитрия Соколовского, экспериментальные образцы уже были изготовлены и он сам их тестировал. С помощью приложения можно будет дистанционно контролировать работу холодильника, например изменять режимы работы, понижать или повышать температуру.

Хорошо, если задуматься: так в чем же секрет «Атланта»? В том же, в чем и секрет всей Беларуси — в обычных людях. В трудолюбивых белорусах, которые, несмотря на сюрпризы или даже капризы судьбы, всегда двигаются вперед. Не прогибаясь ни под какие обстоятельства.

Даже шутка такая есть:

— А як па-беларуску будзе «вперед»?

— Наперад…

— А «назад»?

— А ў беларусаў няма слова «назад». Калі патрэбна, яны разварочваюцца — і наперад!

БелТА

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga



Теги: