В чем новизна предлагаемых изменений в избирательное законодательство

Грамадства Свежыя навіны

Белорусская модель народовластия показала истинную демократичность и достойна развития и распространения

2 ноября на Правовом форуме Беларуси завершилось широкое общественное обсуждение проектов двух важнейших законов нашей страны — «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании». И в этом действе видится не просто одно из проявлений настоящей демократии, а куда более глубокий смысл. В чем же новизна предлагаемых изменений в избирательное законодательство и перспективность его всенародной ревизии и совершенствования?

Совершенствование избирательного процесса

Главные изменения в Избирательный кодекс предлагаются такими.

Специальным разделом определен порядок избрания делегатов ВНС от местных Советов депутатов и гражданского общества.

Окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов образовываться не будут: их функции перейдут 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей.

Уменьшено количество членов районных, городских, поселковых и сельских комиссий. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 — 19 человек).

Возрастной ценз для кандидатов в ­Президенты увеличен до 40 лет, ценз оседлости — до 20 лет;

Установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано ­Президентом одно и то же лицо.

Регламентированы процедуры признания выборов неконституционными или нелегитимными.

Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования.

Оптимизированы сроки выборов в Совет Республики: они будут организованы после единого дня голосования депутатами местных Советов нового, 29‑го созыва.

Участки для голосования за рубежом образовываться не будут.

Предложено отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные Советы.

Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета: 1 процент от избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 ­подписей.

Лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, предоставлено право голосовать.

Председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко подчеркивает еще один важный момент совершенствования избирательного процесса — его полную и безусловную демократичность:

— Законопроект об изменении Избирательного кодекса соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках стран СНГ, которая существует уже 20 лет. Стоит отметить, что страны — члены ОБСЕ до сих пор не выработали подобного концептуального документа. Отсюда порождение двойных стандартов к оценке выборов в разных странах. Я же, как Председатель ЦИК, буду руководствоваться исключительно Конституцией и тем Избирательным кодексом, который будет принят. И мы готовы в рамках обсуждения законопроекта учитывать замечания и предложения граждан.

Настоящая демократия

О демократичности стоит сказать отдельно. Прошедшее в Беларуси общественное обсуждение своей массовостью и открытостью явило собой полный контраст с не первый год увядающей западной демократией. Еще по итогам 2018 года (задолго до пандемии, обострения кризиса мигрантов, санкционных бумерангов и газовых войн) исследовательская группа Economist Intelligence Unit журнала «Экономист» констатировала, что «демократия в Европе испытывает трудности в большей степени, чем в любом другом регионе мира». Эксперты отмечали, что в странах Западной Европы состояние демократических институтов ухудшалось третий год подряд. Впрочем, еще хуже дела обстояли в известных своим менторством Польше, Чехии и прочих странах Восточной Европы. «С тех пор как эксперты Economist начали составлять рейтинг в 2006 году, состояние демократии на территории бывшего советского блока постоянно изменялось к худшему», — констатировал телеканал Еuronews.

И именно эти страны постоянно обвиняют Беларусь в недемократичности! Впрочем, заведующий отделом социологии государственного управления института социологии НАН Беларуси кандидат философских наук, доцент Николай Щёкин тому совсем не удивлен:

— Белорусская модель государственности на сегодня является, пожалуй, одной из самых народных и демократических в мире, так как полностью соблюдается принцип баланса доверия власти и общества на основе справедливости.

Именно поэтому и референдум по обновленной Конституции, и всенародное обсуждение проектов законов об изменениях в Избирательный кодекс и о ВНС стали своего рода гарантированным стратегическим переходом на новый цивилизационно‑исторический этап своего развития. Беларусь в развитии демократических процедур и принципов обогнала большинство стран мира на десятилетия.

Причем белорусская демократия не требует какого‑либо признания со стороны коллективного Запада, подчеркивает эксперт и обращает внимание на существенный рост политического самосознания соотечественников:

— Некоторые сомневались, а примут ли конституционную и избирательную реформу граждане, поймут ли. И приняли, и поняли! Глава государства нашел тот универсальный ключ к сердцу (как всей нации, так и каждого), который раскрыл безграничные возможности личности не только в управлении страной, но и в формировании справедливой системы государственного управления. Прошедший марафон по разъяснению и обсуждению двух законопроектов стал своего рода университетом для всего белорусского народа и еще раз проявил зрелость белорусской государственности.

Белорусская модель демократии, основанная на диалоге, взаимоуважении, свободном волеизъявлении, законности и справедливости, уже проявила себя как высшее достижение исторической правды. И на этом работа не должна останавливаться: мы еще только в начале сложного, но исторически верного белорусского пути.

Достойно распространения

Нельзя не обратить внимания и на оперативность как подготовки важнейших законопроектов страны парламентариями и экспертами, так и общественного обсуждения их. Еще в ноябре 2020 года Глава государства подписал Указ № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности», которым была введена плановая подготовка законов, а также правовых актов ­Президента и Правительства.

И ныне ориентированность нашей страны на экспорт можно смело относить не только к сфере товаров и услуг, но и к весьма перспективной и по‑настоящему демократической модели законотворчества.

На состоявшейся по итогам общественного обсуждения пресс‑конференции в Минске директор Национального центра правовой информации Беларуси Андрей Мательский подчеркнул:

— Наличие многочисленных диалоговых площадок, возможность людям прийти, послушать, задать вопросы и вместе выработать какие‑либо общие подходы — это действительно уникальный опыт, заслуживающий внимания. И аналогов подобному на постсоветском пространстве мы на сегодняшний день не видим. Поэтому лично я предложение распространить такой опыт за пределы страны хорошо понимаю и разделяю. А мы со своей стороны уже думаем о технической компоненте совершенствования этого ресурса — сделать его еще более наглядным и доступным, еще более удобным для наших граждан.

выноска

Обновленной Конституцией введен единый день голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов — последнее воскресенье февраля. В 2024 году это будет 25 февраля.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси ­Александр ­Лукашенко:

— К обновлению Избирательного кодекса мы должны подойти системно и грамотно. Это важнейший законодательный акт, по которому осуществляются электоральные процессы в стране, начиная от республиканских референдумов и заканчивая сельскими Советами. В данном документе все должно быть понятно и для избирателей, и для членов комиссий.

На совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga