Договору о коллективной безопасности в этом году исполнилось ни много ни мало 30 лет.
Этот военно-политический альянс начал формироваться практически на руинах советской системы безопасности и через 10 лет превратился в амбициозную международную организацию. Какие страны отказались от продления договора и что происходит в ОДКБ сейчас? За что критикуют и ставят в пример организацию? И почему ОДКБ никогда не станет аналогом НАТО? Разбираемся в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого».
Когда был подписан Договор о коллективной безопасности
Договор о коллективной безопасности подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года. Подписи под ним поставили лидеры Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. На следующий год к договору присоединились Беларусь, Азербайджан и Грузия. После завершения процедур национальной ратификации 20 апреля 1994 года договор вступил в силу.
Ключевая четвертая статья договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства — участники настоящего Договора».
Страны обязались в таком случае предоставлять партнерам необходимую военную помощь и поддержку. Но на практике оказалось, что все далеко не так просто. Об этом чуть позже.
Сколько стран входит в ОДКБ
Договор был заключен на пять лет с возможностью продления. И в 1999 году его участники подписали соответствующий протокол. Все, кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана. Они решили сконцентрировать свои усилия в ГУАМ — созданной ими организации за демократию и экономическое развитие. Ее целью была интеграция в европейские и евроатлантические структуры, в том числе НАТО. Но со временем деятельность ГУАМ сошла на нет. Чего не скажешь об ОДКБ.
В 2002 году Договор о коллективной безопасности, который до этого представлял собой, по сути, региональное соглашение, стал приобретать очертания международной организации. 7 октября в Кишиневе на саммите СНГ главы Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана утвердили Устав ОДКБ. В декабре 2003 года он был зарегистрирован в Секретариате ООН. Эти страны с тех пор и являются членами организации.
Целями ОДКБ в уставе названы укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены и принципы, которыми руководствуется ОДКБ: приоритет политических средств перед военными; неукоснительное уважение независимости, добровольность участия; равенство прав и обязанностей государств-членов; невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию.
Интересно, что в 2006 году Узбекистан вернулся в семью ОДКБ. Напряженная внутриполитическая ситуация и обострение на этом фоне отношений с Западом заставили его искать союзников среди старых друзей. Но это членство носило формальный характер, и в итоге через несколько лет Узбекистан вновь покинул альянс. Официальная причина — несогласие со стратегическими планами на афганском направлении. Однако многие понимали, что дело здесь совсем в другом. Александр Лукашенко не единожды обращал внимание на «тройную игру» Узбекистана и призывал его наконец определиться со своими целями.
«Даже Узбекистан, занимая сегодня особую позицию, в конце концов поймет, что без ОДКБ ему трудно будет сохранить свою независимость, — сказал Александр Лукашенко в 2011 году на встрече с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ в Минске. — Нам надо принимать решение по Узбекистану. Потому что тройная игра, которую сегодня ведет Узбекистан, не позволяет ему находиться в ОДКБ».
Сейчас же Ташкент занял более взвешенную позицию и взял курс на неучастие в любых военно-политических блоках.
ОДКБ — оборонительный союз, а НАТО?
Почему ОДКБ нельзя сравнивать с НАТО? У стран Североатлантического альянса единая политическая направленность. Главные враги — Россия и Китай. Ради эфемерного противостояния в Европе появилось ядерное вооружение. А в приграничных с Россией странах и в близости от Китая — все новые и новые военные базы. Еще несколько лет назад в Европе находилось 180 американских термоядерных бомб. Они хранились на военных базах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Даже если сейчас их и перевезли в другие страны, наверняка от этого боеприпасов меньше не стало. А вот больше — вполне возможно. На хранение ядерного потенциала в Европе Пентагон ежегодно выделяет $100 млн, и это не считая содержания штата в 3 тыс. человек, занятых техническим обслуживанием вооружений.
Да, стратегия НАТО носит якобы оборонительный характер. Но только взгляните на эти цифры: после Второй мировой войны в 153 странах произошло более 250 военных конфликтов, и 80% из них — дело рук США и их пособников по альянсу. То есть с момента основания НАТО фактически нет ни одного года, когда бы военные блока не принимали участие в вооруженном конфликте в той или иной точке планеты. Иными словами, НАТО не несет мир, а развязывает войны.
«Давайте вспомним Югославию. Это был первый случай в современной истории, когда государства НАТО общими усилиями уничтожили одну из европейских стран. И это, наверное, был спусковой крючок, который показал сущность этой организации. Для всего мира стало понятно, что же в конечном итоге представляет собой НАТО», — отметил доктор военных наук профессор Николай Бузин.
Сама цель создания НАТО все объясняет, ее озвучил первый генсек альянса британский генерал Гастингс Лайонел Исмей: «Держать СССР за пределами Европы, американцев — внутри, а немцев — в подчинении». А вспомните об обещаниях не расширяться на Восток. Какой альянс, такие и обещания.
«НАТО никогда не был оборонительным союзом после распада Советского Союза. У него на протяжении долгих лет не было противника как такового. Кризис НАТО, который в последние годы только нарастал, в принципе, был преодолен только за счет начала боевых действий в Украине. Это то событие, которое позволило реанимировать НАТО. Многие эксперты сходятся в том, что это была спланированная акция для возрождения НАТО как военно-политической силы. В принципе, они решили эту задачу. У НАТО появился противник — реальный, а не виртуальный, который был на протяжении долгих лет. Появилась необходимость и обоснование для развития военно-промышленного потенциала и возрождения военно-промышленного комплекса», — подчеркнул Николай Бузин.
ОДКБ — противник НАТО?
Но в чем не покритикуешь НАТО, так это в слаженности и наличии лидера. Именно под его дудку и пляшут остальные члены альянса. Но, с другой стороны, благодаря ему страны и наращивают свою военную мощь. Что мешало ОДКБ интенсивно развиваться? Государственные интересы в организации зачастую превалировали над коалиционными. Именно отсутствие лидирующего государства в общей системе ОДКБ на протяжении многих лет замедляло развитие организации, поясняет ученый.
«Нельзя ОДКБ противопоставлять НАТО именно как противника. Мы не противники. Более того, мы готовы к взаимодействию, сотрудничеству с НАТО. И об этом говорилось в том числе на встрече глав государств. К сожалению, это только наше стремление, инициатива. Ответа мы от НАТО не получили, хотя видим, как развивается ситуация, и хотелось бы это взаимодействие организовать. Потому что бывают ситуации нестандартные. Тот же инцидент с ракетой в Польше. При отсутствии связи, взаимодействия даже между Россией и НАТО мы видим, к чему это приводит», — отметил в свою очередь военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай.
За что Лукашенко критиковал ОДКБ
ОДКБ — более многогранная и сложная организация. У каждого государства свои проблемы. Россия обеспокоена действиями США и их союзников, нацеленных на подрыв архитектуры международной безопасности. Беларусь беспокоит расширение НАТО и нарастание напряженности у западных границ. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан озабочены ситуацией в Афганистане, то есть на южных рубежах Центральной Азии. У Армении прямое противостояние с Азербайджаном.
И когда личные интересы начинают довлеть над общими целями, жди беды. ОДКБ за свою историю неоднократно сталкивалась с внутренним кризисом доверия. Кыргызстан трижды обращался за помощью к партнерам и каждый раз получал отказ. Это было в 1999-м году, когда в страну вторглись вооруженные исламисты из Афганистана и Таджикистана. В 2010-м, когда произошел кровопролитный межэтнический конфликт между кыргызами и узбеками. В 2021-м — во время жесткого вооруженного конфликта на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Кроме того, в том же 2010 году, по мнению Александра Лукашенко, ОДКБ могла бы вмешаться в ситуацию и предотвратить в Кыргызстане государственный переворот. Не ради того, чтобы спасти политическое руководство страны. Глава государства считал, что напрямую воевать против стран ОДКБ Запад не станет, а вот подорвать ситуацию изнутри, в том числе по арабскому сценарию, попытается. Что подтвердили и январские события в Казахстане.
«В последнее время я аргументировано высказываюсь в адрес этой организации, особенно в связи с последними событиями. Что это за организация, если в одной из наших стран льется кровь, происходит государственный переворот и… тишина? Почему? Нетрудно догадаться, исходя из этих событий», — заметил Президент Беларуси в 2010 году.
Почему ОДКБ не вмешивается в конфликт между Арменией и Азербайджаном
Но если невмешательство ОДКБ в дела Кыргызстана можно объяснить отсутствием как таковых причин, мол, все события носили внутренний характер, то почему тогда организация не откликается на просьбы Армении? А ведь страна — на минуточку — находится в открытом конфликте с Азербайджаном. Война между ними в 2020 году унесла жизни 6,5 тыс. армянских и азербайджанских военнослужащих. Конфликт был заморожен при посредничестве Москвы. Но в этом году снова дал о себе знать. Двое суток, 13 и 14 сентября, вдоль армяно-азербайджанской границы гремели тяжелые и бессмысленные бои, уносящие жизни.
Помните четвертую статью Договора о коллективной безопасности? Если одно из государств подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться как агрессия против всех участников договора. Так почему ОДКБ не вмешивается в ситуацию, чтобы защитить своего партнера? Жизнь порой куда более многогранна, чем соглашения, законы и правила. Это не значит, что их надо нарушать. Но и рубить сплеча не стоит. Поэтому среди принципов организации — приоритет политических средств перед военными.
На внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 28 октября, созванной по просьбе Армении, Александр Лукашенко расставил все точки над i. Ни слова не сказав из заготовленных тезисов, глава государства ответил на все повисшие в воздухе вопросы. Как всегда, прямо и без увиливаний.
«Вопрос очень чувствительный и щепетильный. Это не то, что, вот, с одной стороны — ОДКБ и мы, члены ОДКБ, а с другой стороны — Азербайджан. Это наши дружественные две страны. Я подтверждаю то, что сказано Президентом Путиным, что и Армения, и Азербайджан — это родные нам государства. И в этом особенность ситуации. Это мы не можем не учитывать», — подчеркнул глава государства.
Как урегулировать армяно-азербайджанский конфликт
Когда-то Армения и Азербайджан были частью одного государства. Сейчас они являются дружественными странами для всех государств на пространстве СНГ. Более того, считает Александр Лукашенко, конфликт нужно решать сейчас, пока у власти в Азербайджане находится Ильхам Алиев — лидер, с которым можно договариваться.
«Вы поставили перед нами два вопроса. Первый, читаю: «Оценка событий и позиция ОДКБ». Вы потребовали от нас определиться с нашей позицией. Вы что, не знаете нашу позицию? Мы хотим, чтобы между соседними государствами был урегулирован конфликт мирным путем. Второй вопрос: «Дайте дорожную карту по восстановлению территориальной целостности Армении». Какую дорожную карту? Я вам на это сразу отвечаю: сядьте с Ильхамом Алиевым, если надо, попросите Президента России и примите решение. Не примете сегодня, будет же хуже, вы же сами это понимаете. Нам не нужен этот конфликт», — обратил внимание Александр Лукашенко на саммите 28 октября.
Но будет неправильным говорить, что ОДКБ остается в стороне от конфликта между Арменией и Азербайджаном. В сентябре в Армению была направлена миссия во главе с генеральным секретарем организации Станиславом Засем и начальником Объединенного штаба Анатолием Сидоровым. Миссии было поручено оценить обстановку и подготовить обстоятельный доклад с предложениями по деэскалации возникшей напряженности.
«Армению не оставили один на один с ее проблемами. Ей помогли в период эскалации конфликта. Но все остальное и сегодняшние шаги должны решаться в рамках политического диалога. Задействование военной силы — крайний шаг, который должен быть использован как последний аргумент. Сегодня мы не дошли до этого положения», — считает Николай Бузин.
Где были задействованы войска ОДКБ
Лишь однажды лидерам ОДКБ пришлось задействовать свои войска. В начале 2022 года в Казахстане вспыхнули кровопролитные протесты. И вечером 5 января Касым-Жомарт Токаев обратился к коллегам по ОДКБ с просьбой о миротворческой поддержке. Он объяснил ее действием в стране террористических банд, подготовленных за рубежом. Ночью председатель Совета коллективной безопасности премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил, что организация направляет в Казахстан коллективные миротворческие силы. И уже 7 января в Казахстан прибыли первые подразделения. Главной целью миротворческого контингента ОДКБ стала охрана важных государственных и военных объектов, оказание содействия местным силам правопорядка в стабилизации обстановки и возвращении ее в правовое поле.
Операция ОДКБ получила большой резонанс. Западных партнеров поразил не столько ее масштаб, сколько решительность президентов и оперативное развертывание сил. Оказалось, что сформировать за сутки группировку военно-транспортной авиации из 80 самолетов и за пару дней перебросить в Казахстан более 2 тыс. военнослужащих и 250 единиц техники из пяти стран — для ОДКБ проще простого.
«Это было довольно серьезным шоком для представителей западных элит, которые увидели, что на постсоветском пространстве имеется сила, способная решать задачи по обеспечению национальной безопасности входящих в нее государств. Это была серьезная демонстрация возможностей ОДКБ в рамках военной составляющей», — отметил Николай Бузин.
Встречая в Минске вернувшийся из Казахстана миротворческий контингент, Александр Лукашенко подчеркнул, что принятые по линии ОДКБ меры позволили уберечь Казахстан от развития ситуации по самому негативному сценарию, не дали разгореться очередной цветной революции.
Военная безопасность не единственная задача организации. Из сугубо военно-политического блока ОДКБ превращается в многопрофильную площадку. Коллективные силы призваны бороться с транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противостоять нелегальной миграции, киберпреступности и разжиганию информационных войн. Это не масштабные военные действия, а точечные операции, поэтому репортажи о них не всегда появляются в информационном пространстве.
Например, с 2003 года ОКДБ проводит антинаркотическую операцию «Канал», пресекая поставки в регион наркотиков и психотропных веществ. В конце сентября ею руководили из Беларуси. В операции были задействованы почти 10 тыс. представителей правоохранительных структур, пограничных и таможенных органов, службы государственной безопасности, подразделений финансовых разведок.
Во время операции было изъято из незаконного оборота более 430 кг наркотиков, выявлено 361 наркопреступление, разоблачена 41 наркогруппировка. За незаконные операции с наркотиками к административной ответственности привлечены 298 человек. Изъято 43 единицы огнестрельного оружия и около 2,5 тыс. боеприпасов. Подразделения финансовых разведок выявили 1,3 тыс. подозрительных финансовых операций. Все это — результат работы за несколько дней. Годовые объемы изъятых из незаконного оборота наркотиков иногда превышают 10 т.
«Этот год для ОДКБ стал, наверное, самым сложным за всю 20-летнюю историю организации и 30-летнюю историю Договора. Потому что все 6 государств были вовлечены в те или иные кризисные ситуации, — заметил военный аналитик БИСИ Андрей Чернобай. — В следующем году Беларусь будет председательствовать в ОДКБ. Мы знаем многие инициативы, которые выдвигались Минском, часть из них реализована. Президент выдвинул еще ряд важнейших инициатив. Скорее всего, эти инициативы придется Беларуси реализовывать во время председательства, показывать пример своим личным участием. Возможно, придется принимать непростые решения. Потому что мы видим, как непросто развивается ситуация в зонах ответственности ОДКБ».
Сейчас в военных блоках состоят практически все страны мира. Даже Австралия и Новая Зеландия объединились с США для укрепления своей безопасности. По договору они даже принимали участие в афганской операции и иракской кампании. И обязуются примкнуть к США, если Америка вступит в гипотетическую войну за Тайвань.
Поэтому не состоять в каких-либо военных альянсах сегодня себе могут позволить только уж очень самоуверенные страны. Ну а тем, кто, как и Беларусь, находится на перекрестке всех дорог, выбирать не приходится. И ее выбор здесь очевиден.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
БелТА
Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga