Жизнь не стоит на месте, общество динамично развивается — сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития.
Очевидно, что изменились запросы и потребности людей, произошла трансформация и модернизация социума, возникла необходимость обновления политической системы. Все эти факторы сформировали объективные предпосылки изменения Конституции Республики Беларусь.
Этот запрос, эту необходимость чутко уловил и озвучил Президент, инициировав работу над изменениями Основного Закона. Новая Конституция страны разработана с учетом конструктивных мнений белорусских граждан, прошла всенародное обсуждение и вынесена на референдум.
Вспомним: всегда, когда нужно было решить ключевые проблемы, волновавшие социум, возникала необходимость сделать очередной шаг — стратегический для дальнейшего развития страны, Президент советовался с народом. Свидетельство тому — история прошедших в Беларуси референдумов.
О том, как и в каких общественно-политических условиях они проходили, и переменах, которые влекли, наш разговор с учеными, государственными и общественными деятелями. Наш собеседник — политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Алексей Дзермант.
Эпохальные события, определившие траекторию развития
— Алексей Валентинович, в суверенной Беларуси референдумы проходили трижды — в 1995, 1996 и 2004 годах в разных общественно-политических условиях. Как вы считаете, с позиций дня сегодняшнего в чем значимость каждого из них в определении путей развития нашего государства?
— Каждый референдум показал определенный этап становления государства. Первые в 1995—1996 годах обозначали во многом переход от советского периода к новой государственности, но при этом с сохранением определенной преемственности. Напомним: вопросы, связанные с русским языком, интеграцией с Россией, с государственной символикой, — все они перебрасывали определенный мостик от советского периода к новому, новейшему, не допуская при этом разрыва. Мы видели, что нарушение этой преемственности приводили многие государства к гражданским конфликтам. В принципе, у нас тоже были предпосылки для определенных конфликтных ситуаций в политике, в обществе, но референдумы позволяли эти противоречия и противостояния сглаживать, устранять. Волеизъявление граждан по важным вопросам помогало власти, государству уверенно двигаться дальше. Это были эпохальные референдумы, которые определили траекторию дальнейшего развития. Наша республика стала президентским государством, где власть сосредоточена в руках сильного лидера, — всенародное решение помогло найти консенсус в обществе по этому вопросу, дать те полномочия Главе государства, чтобы он уверенно, спокойно управлял государством, твердо держал бразды правления. Это тоже было судьбоносное решение.
Каждый референдум обозначает важнейшие вехи в развитии государственности — он ее закрепляет, легитимизирует. Соответственно, каждый из них не только формирует особенности нашей государственности, но и становится историческим, знаменательным событием в жизни страны, которое определяет облик ее будущего.
Действенный способ демократии
— Каждый референдум — своего рода точка бифуркации в жизни государства и общества: когда предлагается выбор между двумя путями развития. Как мы помним, в ходе предыдущих референдумов был продемонстрирован беспрецедентный уровень народной поддержки путей развития страны, предлагаемых Президентом. Что из опыта состоявшихся плебисцитов можно использовать в будущем, чтобы противостоять деструктивным силам, которые пытаются и будут, наверное, пытаться навязать обществу какой-то иллюзорный путь развития?
— Мне кажется, что сам референдум как форма волеизъявления людей — это уже само по себе некое наше ноу-хау, наш метод поступательного развития. Потому что где-то парламенты какие-то решения принимают, где-то элиты это кулуарно делают. У нас же все главные вопросы принимаются только после широкого обсуждения с людьми — мы всегда обращаемся к ним напрямую, эти вопросы не решаются закулисно, кулуарно, они всегда решаются открыто, через широкое обсуждение, через доведение до нашего общества максимально полной информации о том, что будет приниматься на референдумах. Такой способ осуществления демократии в Беларуси важный и действенный. При этом здесь мы не изобретаем велосипед: знаем, что в Швейцарии референдумы проходят часто, что в других странах Конституции меняются через них.
В соответствии со своими интересами мы выбираем те формы осуществления демократии, которые соответствуют нашему представлению о демократической традиции. Поэтому я считаю, что мы берем из опыта референдумов самое главное — показываем, что это действительно явление всенародное, решения принимаются подавляющим большинством наших граждан. И они приобретают обязательную силу, потому что большинство так решает. Последнее обстоятельство, наверное, ключевое: обозначает мандат доверия народа по тому или иному вопросу. На предстоящем референдуме — по вопросу изменения и дополнения Конституции люди должны четко сказать, принимают они поправки в Основной Закон или не принимают. Таким образом, все мы вместе выскажем открыто, ясно свое мнение и определим дальнейший путь развития страны.
— Можно ли утверждать, что проведение конституционных референдумов — механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества, а также закрепленная в Конституции новая роль ВНС — свидетельствует о сложившемся в Беларуси балансе прямой, консультационной и представительной форм демократии?
— Да, я думаю, мы можем говорить о нашей модели сочетания различных форм демократии. Мы можем говорить о том, что этот белорусский опыт успешен, он позволяет нам решать государственные задачи, а не противопоставлять одну форму демократии или одну ветвь власти другой. Да, это наш уникальный белорусский путь, по которому мы идем исходя из собственных интересов. Мы не копируем слепо чужие формы, потому что понимаем, что нельзя автоматически, механически какие-то механизмы демократии взять и на нашу почву безболезненно, без каких-то побочных эффектов перенести. Мы изначально шли своим путем, сочетая вот эти различные формы демократии. И то, что их у нас несколько (и прямая, в виде референдума, и через представительство в виде Парламента, и появится конституционный орган — Всебелорусское народное собрание), говорит о том, что Беларусь как государство становится зрелым, находит те формы, которые нужны, которые работают эффективно и позволяют государству быть устойчивым.