День 66-й… Обед по расписанию, полевая баня, мобильная школа — как живет лагерь беженцев в ТЛЦ.
Здесь они столкнулись с беспрецедентной жестокостью со стороны польских силовиков. Многие не выдержали испытания неизвестностью и вернулись домой. В лагере остаются те, для кого нет пути назад.
Ситуацию в ТЛЦ у пункта пропуска «Брузги» можно было бы назвать стабильной, если бы не отчаяние, которое читается в глазах его обитателей. Для обеспечения базовых потребностей людей здесь круглосуточно дежурят пограничники, волонтеры Красного Креста, медики. Все понимают: ожидание дается людям нелегко.
— У нас нет другого выхода, как оставаться здесь, — говорит мама четверых детей. — Приходится только ждать. Неужели мировому сообществу и всем демократическим силам нет никакого дела до нашей ситуации? Моя старшая дочь мечтает учиться на дизайнера, а муж хочет работать поваром в ресторане, как он это делал у себя на родине. Но в своей стране мы не чувствуем себя в безопасности и очень благодарны белорусам за ту помощь, которую они нам оказывают.
Вот уже более трех недель дети беженцев сразу после завтрака отправляются в «школу». Руководит образовательным процессом психолог Гродненского областного социально-педагогического центра Ольга Левко. У нее в помощниках — учителя английского языка из гродненских школ, представители ЮНИСЕФ, волонтеры из числа беженцев, имеющие педагогическое образование.
— В начале занятий делаем упражнения, направленные на эмоционально-волевую сферу, затем переключаемся на развитие мышления у малышей, — рассказывает о работе специалист. — В данной группе — дети до семи лет. Всего в день принимаем 5–6 групп в каждом из двух образовательных модулей. Третий день учим цвета, потому что ребятишки очень плохо запоминают. Для себя отмечаю, что развитие детей не соответствует возрасту. Сказывается пробел в образовании. Вторую неделю делаем акцент на вырабатывание мелкой моторики рук. Ребятишки с трудом вырезают, лепят, разукрашивают.
- Только представьте, что шестилетнего ребенка приходится учить держать в руках карандаш, а банальную лодочку из пластилина вместе с 14-летними подростками лепили 45 минут.
Начальник отдела по реагированию и чрезвычайным ситуациям Белорусского общества Красного Креста Игорь Трусов следит за тем, чтобы беженцы были сыты:
— Все механизмы помощи, которые за это время уже были отработаны в ТЛЦ, продолжают действовать. В двух палатках распределяем помощь, ежедневно завозится завтрак с горячим чаем. После обеда людям выдается индивидуальный пакет с продуктами на вечер, а также предметы первой необходимости и средства гигиены. Ежедневно раздаем 1,5—2 тонны продуктов, около 500 килограммов различных бытовых средств, а также одежду и обувь. Выполняем индивидуальные просьбы.
Член Совета Республики Национального собрания, директор областного драматического театра Игорь Гедич постоянно отслеживает ситуацию на границе:
— За весь период времени беженцам доставлено 225 тонн продовольствия, регулярно формируются новые запасы. Возле ТЛЦ дежурит бригада медиков. Только за последние сутки к ним обратились 50 человек. Восемь детей находятся в областной больнице, один взрослый также госпитализирован. В основном с респираторными заболеваниями. Безусловно, эти люди стремятся к нормальной жизни, они не теряют надежду на благоприятный исход, терпеливо ждут. Имея возможность выхода в интернет, знают о случаях насильственного вытеснения польскими силовиками таких же беженцев, как и они, за линию польской границы. Жестокость просто поражает. Получается, обеспокоенность судьбами всех этих людей обнаруживается только на словах, а на деле никто из представителей коллективного Запада не предпринимает абсолютно никаких действий. Все, что мы видим, — бесчеловечное отношение к тем, кто, спасаясь от войны, просится попасть в страны, где они смогут жить без страха за будущее своих детей
- Но путь к новой жизни отрезан колючей проволокой. И только белорусская сторона находит средства и силы для поддержки этих людей.