Александр Лукашенко требует определения четких перспектив развития мотовелозавода

Свежыя навіны Улада

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует определения четких перспектив развития мотовелозавода.

Для обсуждения этой темы глава государства собрал совещание по вопросам развития отечественной мотовелотехники, передает корреспондент БЕЛТА.

Президент напомнил, что производство первой отечественной мото- и велопродукции началось в 1945 году и пережило распад Советского Союза.

В последние годы во всем мире сформировался огромный запрос на здоровый образ жизни, а спортивная активность стала популярной как никогда. Но то ли еще будет. Мировой рынок велотехники растет быстрыми темпами, и, несмотря на пандемию, прогнозы говорят о его ежегодном увеличении на 9%», — отметил глава государства.

Александр Лукашенко констатировал, что таким образом сложились лучшие условия для развития производства в этой сфере. В Беларуси сохранено производство вело- и мотопродукции отечественных торговых марок «Аист» и «Минск», освоено более сотни новых моделей велосипедов и десятки моделей мототехники. «Но, к сожалению, финансово-экономические показатели, мягко говоря, не радуют. И доля белорусских велосипедов на внутреннем рынке снижается из года в год и составляет сегодня примерно пятую часть», — сказал Президент.

По его словам, и экспорт слабый, не решает проблему продаж.

Александр Лукашенко намерен посетить мотовелозавод в Минске, чтобы окончательно определить перспективы его развития

Президент Беларуси Александр Лукашенко намерен в ближайшее время лично посетить площадку мотовелозавода в Минске, чтобы окончательно определиться с перспективами развития производства мотовелотехники. Об этом сообщил журналистам заместитель премьер-министра Юрий Назаров по итогам совещания у главы государства по вопросам развития отечественной мотовелотехники, передает корреспондент БЕЛТА.

Предстоит определиться прежде всего по двум основным вопросам: по каким направлениям развивать отечественное производство мотовелотехники и как задействовать большие площади, на которых расположен завод.

Что касается производства, то здесь, по словам вице-премьера, есть абсолютная уверенность, что оно необходимо. «Решение принято простое: предприятию быть, оно должно развиваться дальше. Единственное, было несколько вариантов развития предприятия, — заявил Юрий Назаров. — Президент принял решение, что с выездом на эту площадку примем окончательное решение, вплоть до того, в каком корпусе будет новое производство».

Как рассказал вице-премьер, на совещании у Президента обсуждалось несколько вариантов развития мотовелозавода, в том числе создание нового высокотехнологичного производства, ориентированного в первую очередь на экспорт. «Рядом расположен крупнейший потребитель — рынок Европейского Союза. По оценке специалистов, его ежегодная емкость — до 30 млн штук веломототехники, — пояснил Юрий Назаров. — Смотреть надо в первую очередь на этот рынок, он маржинальный. С каким продуктом можно прийти на этот рынок? Очевидно, что с самым дешевым туда приходить не стоит, потому что дешевое ассоциируется с некачественным. Туда надо прийти с качественным продуктом».

«На существующих площадях и при существующих технологиях создать современный качественный продукт уже невозможно, — продолжил он. — Можно еще прирасти. По планам предприятия, они до 2023 года собираются удвоить производство велосипедов. Но это уже не развитие, а движение по инерции. Мы предлагали вариант создания абсолютно нового производства».

По расчетам экспертов, рынок Евросоюза будет ежегодно прирастать в потреблении мотовелотехники примерно на 9%, при этом рост будет происходить в основном за счет электротранспорта. А в Беларуси как раз есть компетенции, свои наработки в данной сфере, в частности, у завода «Оптрон».

Один из возможных вариантов развития мотовелозавода — создание нового производства с использованием средств инновационного фонда столицы.

Что касается больших площадей завода (а это порядка 27 га), то предлагается передача незадействованных площадей минскому технопарку. «На этой площадке в рамках технопарка надо постараться развернуть производство комплектующих: кто-то спицу будет производить, кто звонок для велосипеда и так далее. Вот тогда будет реализована идея генерации производства на этих площадях», — отметил Юрий Назаров.

Отвечая на вопрос, есть ли уверенность, что отечественную продукцию допустят на европейский рынок, вице-премьер сказал: «А почему не пустят? Да, есть определенные ограничения. Чтобы прийти с электромотовелотранспортом на европейский рынок, нужно получить их сертификат. Многие производства в Беларуси имеют аналогичные европейские сертификаты. Поэтому бояться, что нас туда не пустят, не надо. Не так просто туда зайти? Да. Но над этим надо работать», — подчеркнул он.

По словам Юрия Назарова, поставки именно в страны ЕС наиболее эффективны с экономической точки зрения, так как этот рынок маржинальный, растущий и географически близко расположенный. «Сегодня надо говорить не просто о том, что мы на этих площадях прирастем в объеме производства или создадим, допустим, 100 рабочих мест. Надо говорить о создании принципиально нового высокотехнологичного производства с максимальной локализацией. Сегодня она 41%, а если реализовать эту бизнес-идею, то она вырастет до 60%, и это уже хорошо. И если мы в локализацию вовлечем площадку, чтобы она максимально работала как сборочное производство мотовелозавода — будет еще лучше», — подытожил вице-премьер.

БелТА