Есть дорожные происшествия, которые носят ярко выраженный сезонный характер.
Это наезды на пешеходов, велосипедистов, возчиков. Совершаются они и летом, и зимой, но осенью их вероятность возрастает многократно. Сказывается сокращение светового дня и игнорирование ими правил использования световозращающих элементов. Такие люди ошибочно полагают, что видны водителям благодаря свету фар.
Самый главный источник получения человеком информации об окружающем — зрение. Глазами воспринимается 80-85 процентов. Темнота же действует угнетающе. С ее наступлением ухудшается видимость дороги, окружающих объектов, нарушается представление о пространстве, притупляется наблюдательность, зрение утомляется гораздо быстрее, чем днем. Лучи автомобильных фар создают световую полосу, за пределами которой видимость практически отсутствует. Положение усугубляется тем, что одежда пешеходов может иметь темные цвета и слабо контрастировать с окружающим фоном. Слабую видимость и не лучшую обзорность ухудшают дожди, туманы.
Опаснее всего — необозначенные световозвращаюшими элементами в темное время суток нетрезвые пешеходы. Шатаясь по проезжей части или находясь на ней в горизонтальном положении, они в большей степени рискуют попасть под колеса.
Одна из основных обязанностей пешехода – это двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение пешехода по краю проезжей части дороги навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Всем велосипедистам и водителям гужевого транспорта необходимо помнить требования, которые нужны для безопасной езды и обязательны для исполнения.
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
Движение по проезжей части дороги на гужевых транспортных средствах и всадников разрешается только в один ряд на расстоянии не далее одного метра от ее правого края. Водителям гужевых транспортных средств запрещается водить животных по дорогам общего пользования с усовершенствованным покрытием вне населенных пунктов.
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде и гужевом транспортном средстве должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.
Госавтоинспекция рекомендует всем велосипедистам и водителям гужевого транспорта, заботящимся о своем здоровье, приобретать яркие жилеты со световозвращающими вставками повышенной видимости.
Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Республики Беларусь такими участниками движения как пешеход, велосипедист, возчик гужевого транспортного средства предусматривает штраф в размере от 1 до 3 базовых величин, если же нарушение было совершено в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния опьянения, влекут административную ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин.
Госавтоинспекция