В современном мире проблема обеспечения пожарной безопасности приобретает особую актуальность и является приоритетным направлением в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим для обеспечения эффективного функционирования противопожарной системы необходимо нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
В настоящее время в Республике Беларусь проводится кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов
и бизнеса. Ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет). Положения Декрета направлены на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования. Он предусматривает облегчение условий ведения бизнеса в стране, уменьшает количество требований
и создает более благоприятную обстановку для малого и среднего предпринимательства, минимизирует вмешательство должностных лиц
в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственности за свою работу перед обществом. При этом сохраняется необходимый уровень контроля
со стороны государства.
Согласно пункту 3.5 Декрета вводятся единые, систематизированные и упрощенные требования по пожарной безопасности к содержанию
и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Иные требования пожарной безопасности подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования.
Таким образом, действующие ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», ППБ 2.10-2001 «Правила пожарной Республики Беларусь на железнодорожном транспорте»,
ППБ 2.17-2004 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь
на метрополитенах», ППБ 2.30-2006 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций гражданской и государственной авиации», ППБ 2.33-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для геологоразведочных организаций», ППБ 2.34-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на судах внутреннего
и водного транспорта», ППБ 2.35-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при добыче нефти и переработке нефти»,
Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь
для субъектов хозяйствования в настоящее время носят рекомендательный характер.
Вместе с тем действующие ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь» остаются обязательными
для соблюдения гражданами, а также для применения в отношении жилищного фонда.
В рамках проводимой работы по либерализации условий экономической деятельности Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь реализован комплекс мер по оптимизации требований пожарной безопасности. Количество требований пожарной безопасности сокращено более чем в 12 раз (с 770 до 62). Результат достигнут за счет исключения дублирования, объединения схожих и более простого изложения требований с сохранением необходимого уровня пожарной безопасности.
Требованиями Декрета установлено, что ряд вопросов
по обеспечению пожарной безопасности определяет Совет Министров Республики Беларусь и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Так, Совет Министров Республики Беларусь определяет обязательные для соблюдения специфические требования:
по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов
с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей
(требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектах с одновременным пребыванием
свыше 300 человек, объектах социальной сферы и здравоохранения
с круглосуточным пребыванием людей);
по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных
и пожароопасных производств (требования постановления направлены
на реализацию комплекса мер по предотвращению и ограничению распространения пожара);
по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта (требования постановления направлены
на обеспечение пожарной безопасности объектов и подвижных составов железнодорожного транспорта);
по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена (требования постановления направлены на обеспечение пожарной безопасности для объектов метрополитена);
по противопожарному обеспечению полетов и обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации» (требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах гражданской и государственной авиации);
по обеспечению пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта (требования постановления направлены на обеспечение комплекса технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей);
по обеспечению пожарной безопасности в лесах
(требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде);
по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении геологоразведочных работ (требования постановления направлены
на соблюдение мер пожарной безопасности при производстве геологоразведочных работ).
В компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь входит определение следующие обязательных
для соблюдения требований:
форма плана эвакуации людей при пожаре (требования постановления направлены на установление формы плана эвакуации людей при пожаре);
инструкция о порядке хранения веществ и материалов (требования постановления направлены на установление порядка хранения веществ
и материалов на объектах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом их агрегатного состояния, совместимости их хранения, а также однородности средств тушения);
содержание общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности (требования постановления направлены на установление требований
при разработке обязательной общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности);
оформление наряда-допуска на проведение огневых работ
на временных местах (требования постановления направлены
на определение порядка оформления и установление формы наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах);
программы пожарно-технического минимум (требования постановления направлены на определение тем и минимального количества учебных часов, отводимых на их изучение, при подготовке работников, ответственных за пожарную безопасность субъекта хозяйствования, а также членов пожарно-технических комиссий);
инструкция о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (требования постановления направлены на определение порядка проверки состояния наружного
и внутреннего противопожарного водоснабжения);
нормы оснащения объектов первичными средствами пожаротушения (требования постановления направлены на определение вида и количества первичных средства пожаротушения с учетом физико-химических
и пожароопасных свойств горючих веществ, а также площади производственных помещений, открытых площадок и установок);
инструкция о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере (требования постановления направлены на установление порядка подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний
в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе);
требования к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского) изготовления, теплоемких печей (требования постановления направлены на обеспечение безопасной эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского) изготовления, теплоемких печей).
На основании изложенного можно отметить, что Декрет № 7 максимально упраздняет административные барьеры между государством и бизнесом, тем самым поддерживая инициативу, направленную
на поддержку сознательности субъектов хозяйствования
при осуществлении предпринимательской деятельности.