Многие ненавидят общественный транспорт. А я, наоборот, люблю. Здесь порой происходят сцены, которым позавидовал бы любой театр. Почему? Да, потому что не перевелись еще необычные и колоритные пассажиры. Они относятся к разряду тех, кто сам себе режиссер. А с тех пор как появились смартфоны, здесь еще и почти каждый оператор, который своим «искусством» озвучивания не перестает удивлять весь мир. Мы узнаем, кто у кого переночевал, у кого появилась любовница, у кого котлеты в холодильнике, кто что купил в качестве обновки, кому нужно зайти за пакетом кефира к ужину и кто на какой остановке выходить будет. Казалось бы, и рад был бы избавить свой мозг от этой ненужной информации, но уж слишком вещание громкое происходит…
А тут еще разговорчики-диалоги. Ну, просто-таки родненькие.
— Вы будете сходить на следующей?
— Сходят в ума…
— Девушка, вы выходите?
— Выходят замуж.
— Вы выходите!
— Нет. Я вас вовсе не спрашиваю, я вас предупреждаю…
И т.д. и т.п.
Каждый много раз слышал подобные перлы из уст пассажиров.
Да, одна из большущих проблем нашего транспорта в том, что людей туда набивается значительно больше нормы. Но если никто ни к кому не жмется, то проехать по своему маршруту можно вполне удобно. С другой стороны, ничто так не может сблизить наших людей (зачастую злых, раздраженных, равнодушных, апатичных), как общественный транспорт в час пик. Нигде так не ощущается чувство локтя.
Но народного колорита тут не занимать. Идут в ход всякого рода оскорбления, толкания, выяснение отношений и т.п. Случаются ярко выраженное хамство, даже сравнения с животным миром. Но, я заметил, они разгораются чаще всего лишь тогда, когда ответчик сам активно включается в диалог с отъявленным хамом или хамкой. Понятно, что культура поведения здесь обратно пропорциональна плотности пассажиров.
… В 21 веке многие мужчины без зазрения совести продолжают сидеть в общественном транспорте, женщины к этому привыкли. А иные так уткнутся в смартфон, что ничего и никого вокруг не замечают. Многие же мужчины сидят с закрытыми глазами: им больно видеть, как женщины стоят…
В транспорте режиссеры не только пассажиры, здесь работают и водители, и кондукторы со своими жизненными правилами и философией. Например, повелительный приказ кондуктора «Проходите вперед!», произнесенный грубо за вашей спиной, действует как наглый, бесцеремонный толчок.
Товарищи пассажиры! Не нужно ломиться в двери, дайте другим выйти — и тогда только заходите сами. Ни в коем случае не проталкивайте маленьких детей вперед, чтобы те скорее заняли места. Ребенок пяти лет в состоянии уже постоять. Глупо смотрится, когда большой мальчик или девочка сидят на коленях мамы, бабушки. Воспитывать прилюдно своего ребенка также не следует, это можно будет сделать дома.
Молча предлагать свое место также не стоит, необходимо сказать: «Пожалуйста, присаживайтесь!» Если вам уступили место, нужно обязательно поблагодарить. Не нужно стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров Нужно обязательно снимать с плеч рюкзаки и большие сумки. Не нужно стряхивать зонтик. Нельзя пристально разглядывать других пассажиров, тем более нельзя приставать к незнакомым людям, их поучать, воспитывать. Бестолково выглядят те, кто начинает причесываться, краситься, пудриться, подтягивать белье. Не нужно что-то есть. Громкие разговоры (в том числе, по мобильному) мешают другим пассажирам.
В общественном транспорте не следует толкаться, вести себя озлобленно, агрессивно. Не нужно кричать, громко что-то обсуждать, истерически смеяться. Пространство здесь принадлежит всем. Нужно держаться за поручни, а не болтаться как селедка в бочке.
Я как пассажир уверен, что в тех многих случаях, когда кондуктора оскорбляют, даже избивают, виноват и он тоже. Ибо ведет себя нагло, бесцеремонно, вызывающе: будто он владыка автобуса, а все остальные такая моль бледная… А автобус то не его вовсе, а государственный…
Да, личный автомобиль – прекрасно. Большая скорость, несравненный комфорт. Но повсеместная автомобилизация 21 века принесла и много недостатков. Наши улицы стали вмиг отличаться недостаточной пропускной способностью. Пробки появились даже там, где в 20 веке нельзя было и подумать. Не хватает мест для парковок, для стоянок. Дворы наших домов также заполонены не только действующими авто, но и автохламом. Нельзя не сказать и про шум, загрязнение воздуха. Поэтому понятно, почем в городах сохраняют даже убыточные линии общественного транспорта. Ведь выгоды от уменьшения автомобилепотока видны всем.
А мы, пассажиры общественного, каждый раз вздыхаем об очередном повышении стоимости проезда, хотя разумнее, наверное, было бы сделать вообще общественный транспорт бесплатным. Во многих городах мира так и поступили. Не надо было бы платить зарплату многочисленным кондукторам, контролерам. Не нужны станут всякого рода ограждения, билетные кассы, печатание и продажа талонов, проездных, электронные карты и жетоны.
Понятно: если бы транспорт стал бесплатным, им бы пользовалось больше пассажиров – а значит, меньше ездили бы на машинах. Воздух стал бы чище, ибо активнее всего негативно влияет на экологию море легковушек. Города освобождались бы от пробок. Бесплатный общественный транспорт должен принадлежать всем. А то не понятно: почему иные категории в нем ездят по-прежнему бесплатно, а врач, педагог, библиотекарь, пекарь, сантехник, представители других профессий должны на работу добираться за свои деньги? Тем более, что транспорт преимущественно и нужен больше всего для производственных целей. Автопредприятиям, в конце концов, могли за своих работников приплачивать и предприятия.
Не обойтись, конечно, здесь и без просвещения: надо искоренять из сознания образ машины как символа благополучия. А то у нас даже сто метров предпочитают проехать. А как же здоровый образ жизни? Ходьба, движение, которое и есть жизнь?.. Нам нужны зеленые города, а не серые.
Во многих городах мира активно пользуются велосипедами. Нам необходимо увеличивать количество велодорожек, велостоянок. Не обойтись и без формирования
толерантности водителей к велосипедистам на проезжей части. Должен четко быть отлажен прокат великов.
В конце концов, если вы готовы постоять за других – начинайте ездить в общественном транспорте! Помни, что на каждое свободное место легко найдется своя бабулька. Он просто прекрасен: вы только посмотрите, как все дружно выходят на конечной…
Константин КОРНЕЛЮК