У раёне 15 чэрвеня прайшоў Адзіны дзень інфармавання насельніцтва (абноўлена)

Падзеі

Яго тэмы: “Нацыянальная турыстычная індустрыя. Забеспячэнне даступнасці паслуг па арганізацыі ўнутранага турызму для беларускіх грамадзян. Бязвізавы парадак уезду ў Беларусь”; “Аб ходзе выканання Дэкрэта Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 15 снежня 2014 года №5 “Аб узмацненні патрабаванняў да кіруючых кадраў і работнікаў арганізацый”, “Аб рэалізацыі раённага праекта “Лета-2017 – час сацыяльна значных справаў асабовага самаўдасканалення”.

Раённыя інфармацыйна-прапагандысцкія групы наведалі працоўныя калектывы. Інфармацыйная група старшыні райвыканкама А. Дубовіка сустрэлася ў Дзятлаве з працоўным калектывам лясгаса. Па названых тэмах перад прысутнымі выступілі намеснік начальніка аддзела адукацыі, спорту і турызму райвыканкама Д. Ёда, начальнік аддзела арганізацыйна-кадравай работы райвыканкама С. Багдановіч, начальнік аддзела адукацыі, спорту і турызму райвыканкама Н. Белаус.

Старшыня райвыканкама А. Дубовік адзначыў, у прыватнасці, што павелічэнне даступнасці паслуг унутранага турызму – актуальная для нашага раёна задача. Нашы госці выяўляюць інтарэс да яго прыроды, да цікавых гістарычных мясцін. Трэба гэты інтарэс яшчэ павялічыць і максімальна выкарыстаць для развіцця рэгіёна.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГРАЖДАН. БЕЗВИЗОВЫЙ ПОРЯДОК ВЪЕЗДА В БЕЛАРУСЬ

По оценкам Всемирной туристской организации (далее – UNWTO), международный туризм сегодня – это 7% мирового экспорта товаров и услуг (третья позиция после экспорта углеводородов и продуктов химического производства) и 10% мирового ВВП.  Каждое одиннадцатое рабочее место создано в сфере туризма.

По данным UNWTO в 2016 году по всему миру совершено 1,2 млрд. туристических поездок (на 4% больше, чем в 2015 году), в том числе
615 млн. поездок в Европейский регион, 309 млн. – в Азиатско-Тихоокеанский, 200 млн. – на континенты Северной и Южной Америки, 58 млн. – в Африканский регион, 54 млн. – в регион Ближнего Востока.

Ожидается, что к 2030 году количество международных туристических прибытий достигнет 1,8 млрд.

В Беларуси сфера туристических услуг является одним из перспективных секторов экономики. Факторами, определяющими быстрые темпы ее развития, являются:

выгодное географическое положение нашей страны;

наличие трансъевропейских транспортных магистралей и туристической инфраструктуры;

многочисленные памятники истории и культуры, расположенные практически по всей территории Беларуси;

реализация государственных программ по развитию туризма и инвестпроектов республиканского и регионального значений;

продвижение положительного имиджа «Спортивной Беларуси» на международной арене, развитие спортивной инфраструктуры, увеличение количества проводимых международных спортивных мероприятий;

развитие системы учреждений здравоохранения и санаторно-курортного лечения, открытие объектов европейского и мирового уровня;

сохранность естественных ландшафтов Беларуси, богатство флоры и фауны.

Основные цели и задачи по развитию туристической сферы
определены Государственной программой ”Беларусь гостеприимная“ на 2016–2020 годы, законами Республики Беларусь (”О туризме“ и др.), указами Президента Республики Беларусь, поручениями Правительства Республики Беларусь и другими нормативными документами.

  1. Виды туризма в Беларуси

1.1. Агроэкотуризм

Относительно новый для Беларуси вид отдыха. Сегодня гостей принимают в более чем 2 тыс. агроусадеб, расположенных в живописных уголках нашей страны.

По данным Министерства спорта и туризма, в 2016 году белорусские агроэкоусадьбы посетило свыше 300 тыс. чел., что на 2,5% больше, чем в 2015 году. Граждане Республики Беларусь составили 90% отдохнувших. Иностранцев было почти 30,5 тыс. чел. из 74 государств (в том числе 24 тыс. россиян). Согласно данным Министерства по налогам и сборам сумма оплаты предоставленных в прошлом году субъектами агроэкотуризма услуг в сравнении с 2015 годом увеличилась на 22,5% и составила 14,6 млн. рублей.

1.2. Медицинский и лечебно-оздоровительный туризм

Становится все более востребованным среди иностранных граждан. По данным Минздрава Беларуси, в настоящее время у приезжающих из-за рубежа наиболее востребованы в нашей стране такие виды медицинской помощи как кардио-, нейро- и внутрисосудистая хирургия, эндоскопические операции, эндопротезирование, лечение онкологических заболеваний, стоматология, офтальмология, репродуктивная медицина, диагностические обследования, профилактическое лечение, восстановление после перенесенных заболеваний.

Беларусь входит в число 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом. По количеству органных трансплантаций на 1 млн. населения Беларусь является лидером на постсоветском пространстве и опережает многие европейские страны. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн. населения (в среднем по Европе – 55,9, в России – 10,1, в Украине – 3,2). Доступность операций на открытом сердце в республике составила 360 на 1 млн. населения. Число операций аортокоронарного шунтирования достигло в 2016 году 1813.

Среди пациентов, получивших медицинскую помощь в Беларуси, отмечены граждане 128 стран мира. В 2016 году в организациях системы Минздрава медуслуги получили более 150 тыс. иностранных граждан. За январь–март 2017 г. было пролечено более 32 тыс. иностранцев.

Данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Пример платной

 услуги

Беларусь, долл. США Ближнее зарубежье, долл. США Европа,

долл. США

Эндопротезирование коленных суставов 4 300–6 200 Россия – 5 000–6 000;

Украина – 4 200–6 000

7 000–19 200
Экстропоральное оплодотворение 2 600–3 500 5 000–6 000 7 000–10 000
Протезирование клапанов сердца с искусственным кровообращением 9 200 Украина (только расходные материалы) – 3 500;

Россия – 5 000–7 000

Литва – от 12 000 евро;

по Европе – от 25 000 евро

 

 

В 2016 году экспорт медицинских услуг через все каналы реализации составил 35,2 млн. долл. США (в 2015 году – 33,5 млн. долл. США). Темп роста экспорта медицинских услуг в январе–марте 2017 г. составил 106% или 8,4 млн. долл. США. Более чем в 2 раза увеличен экспорт в Литву, Грузию, Польшу.

По данным Минспорта, в 2016 году в санаторно-курортных и оздоровительных организациях Беларуси размещено 190 тыс. иностранных граждан (на 17 тыс. чел. больше чем в 2015 году). Из стран СНГ размещено 178 тыс. чел. (в том числе из России 170 тыс. чел.).

В Беларуси рост доходов от медицинского туризма ожидается на уровне 3–10% ежегодно в зависимости от экономической ситуации в соседних странах и, как следствие, доходов потенциальных пациентов.

Организацией медицинских туров в Беларусь занимаются специальные компании, которые учитывают все аспекты поездки.
К примеру, оператор Med Travel Belarus (ООО ”Ви энд Ви Медикал“) ежегодно обслуживает около 700 клиентов из-за рубежа.

1.3. Образовательный туризм

Образование, полученное в Беларуси, становится все более привлекательным для иностранных граждан.

Организациями, подчиненными Министерству образования, в 2016 году реализовано услуг на экспорт на сумму 33,6 млн. долл. США (темп роста экспорта услуг к уровню 2015 года – 99,7%), в том числе  туристических услуг – 3,3 млн. долл. США; в I квартале 2017 г. – 8,2 млн. долл. США, в том числе  туристических услуг – 0,7 млн. долл. США.

Сегодня в учреждениях образования Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

В Республике Беларусь созданы образовательные программы разного уровня, представляющие интерес для иностранных граждан: бакалаврские, магистерские (на английском языке), ”двойных дипломов“, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, образовательные программы в сетевой форме, летние школы, курсы русского языка, дистанционное обучение и др.

В ТОП–4000 международного рейтинга университетов Webometrics в январе 2017 г. вошли:

Белорусский государственный университет – 637 место;

Белорусский национальный технический университет –2 891 место;

УО ”Гродненский государственный университет Янки Купалы“ –
3 122 место;

УО ”Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники“ – 3 500 место.

В 2016–2017 годах Центром международных связей Минобразования организовано более 10 образовательных программ профессиональной мобильности для руководителей и специалистов учреждений образования России, Казахстана, Литвы и Польши. Участники программ ознакомились с опытом инновационной деятельности белорусских учреждений образования, а также с культурными и историческими достопримечательностями нашей страны.

Республиканский институт высшей школы проводит образовательный фестиваль ”Международная летняя школа белорусистики“. В 2015 году в нем приняли участие 30 иностранных граждан, в 2016 году – 62.

На состоявшемся 7 июня 2016 г. заседании Координационного Совета по развитию дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь и Российской Федерации была утверждена Программа туристских маршрутов, рекомендованных для посещения учащимися Беларуси и России в 2016/2017 учебном году.

1.4. Спортивный туризм

За последние пять лет введено в строй более 100 объектов физкультурно-спортивного назначения.

Спортивная база страны включает 23,2 тыс. физкультурно-спортивных сооружений, в том числе 136 стадионов, 52 манежа,
958 плавательных бассейнов, 35 спортивных сооружений с искусственным льдом.

Ежегодно растет количество крупных международных спортивных мероприятий, проводимых в Беларуси: 30 – в 2015 году, 67 – в 2016 году, по плану на 2017 год – более 80. В 2016 году обеспечено участие в них
10,6 тыс. чел. – представителей иностранных спортивных делегаций
(из 37 тыс. всего). Из знаковых традиционных мероприятий – Международный Минский полумарафон (33 страны), Международный биатлонный фестиваль ”Гонка легенд“ (65 стран).

Минспортом заключено 42 соглашения о сотрудничестве в области физической культуры, спорта и туризма с 34 странами.

Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий на 2017 год включает 279 мероприятий различной направленности.

Дальнейшая работа нацелена на увеличение количества проводимых в нашей стране спортивных мероприятий, принимаемых на соревнования и тренировочные сборы иностранных спортсменов, а также комплексную подготовку к проведению в г.Минске II Европейских игр 2019 года и Чемпионата мира по хоккею с шайбой 2021 года в гг.Минске и Риге.

1.5. Экологический туризм

Активно развивается на 26-ти особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ); позволяет, сохраняя природу, способствовать притоку инвестиций и росту уровня жизни сельских жителей. Система ООПТ включает 1287 объектов общей площадью 1,8 млн. га (8,7% территории Беларуси).

Основные направления экологического туризма:

экскурсии на болотоуступах и болотоходе;

фотоохота (”зеленая охота“);

тропление (отыскивание) следов диких животных, наблюдение за ними (к примеру, за зубром европейским); орнитологические туры;

дайвинг;

водные походы на плотах, байдарочные сплавы; прокат плавучей дачи (на 5 чел.) и катера-понтона (на 12 чел.).

1.6. Автотуризм

В целях развития кемпингов и караванинга (автомобильное путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах) функционируют 40 стоянок.

С 28 апреля по 1 мая 2017 г. в г.Минске на территории аэропорта ”Минск–1“ прошло Международное ралли караванеров Belarus Home Spirit. В мероприятии приняло участие около 500 автодомов из 16 стран.

7 – 10 мая 2016 г. организован Международный слет караванеров  с участием 180 автодомов (туристических прицепов), 505 караванеров
из 10 стран.

1.7. Кулинарный туризм

В Беларуси функционирует 235 специализированных объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни, из них 47 расположены в г.Минске.

Витебская область включена в Европейскую сеть кулинарного наследия, занимающуюся популяризацией местных кулинарных особенностей, традиционных блюд и рецептов.

В связи с изменением уровня покупательной  способности населения и переориентацией покупательского спроса развитие инфраструктуры общественного питания происходит в основном за счет открытия объектов быстрого обслуживания (всего – 3261 объект или 38% общедоступных объектов общественного питания).

В республике функционирует 578 объектов общественного питания придорожного сервиса. Наибольшее количество объектов питания  расположены на дорогах в Минской (185) и Витебской (95) областях.

В Беларуси начал регулярно проводиться гастрономический фестиваль ”Звезды Michelin в Беларуси“ (октябрь 2016 г., март 2017 г.).

11–12 марта 2017 г. в г.Минске прошел республиканский турнир кондитерского искусства Candy Battle.

Национальное агентство по туризму организовало и провело обучающий семинар ”По следам ”Фэста экскурсоводов – 2017“, в котором внимание было уделено использованию кулинарных мастер-классов при проведении экскурсий.

1.8. Охотничий туризм

Развитию охотничьего туризма способствует богатство флоры и фауны Беларуси.

Охота разрешена на 50 видов диких животных, в том числе на 21 вид млекопитающих (лось, кабан, косуля, олень, волк, лиса, заяц, белка, бобр и др.) и 29 видов птиц (глухарь, тетерев, рябчик, кряква, чирок и др.).

В стране функционирует 196 охотничьих домиков (домов охотника, (рыбака), домов охотника и рыбака). Для туристов в охотхозяйствах созданы комфортные условия. В домах охотника оборудованы кухни, душевые, имеются каминные залы, бани, автостоянки, вольеры для собак.

1.9. Промышленный туризм

В Беларуси организация туристических экскурсий на действующие производства находится в начале пути развития, однако обладает значительным потенциалом. Развитие промышленного туризма служит дополнительной рекламой отечественной продукции, способствует продвижению территорий их расположения на рынке туруслуг.

Многие белорусские предприятия уже осуществляют прием и обслуживание экскурсионных групп.

ОАО ”БЕЛАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ“, ОАО ”МТЗ“, ОАО ”МАЗ“, ОАО ”Крыница“, ОАО ”Пивзавод ”Оливария“, ОАО ”Слодыч“, ЗАО ”Атлант“, СОАО ”Коммунарка“, ОАО ”Элема“, ОАО ”Минский завод безалкогольных напитков“, ОАО ”Амкодор“ – управляющая компания холдинга“, КУП ”Минскхлебпром“ (хлебозавод № 6), ОАО ”Минский завод игристых вин“, ОАО ”Минский комбинат хлебопродуктов“, ОАО ”Верхнедвинский маслосырзавод“, ОАО ”Витебский картонажно-полиграфический комбинат Покровский“, СООО ”Двинский Бровар“, ОАО ”Рудаково“, ПУП ”Полоцкие напитки и концентраты“.

1.10. Военно-исторический туризм

Сегодня в моду входит форт-туризм – поездки в страны и города, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. Иностранным и белорусским туристам предоставлена возможность посетить Брестскую крепость и Линию Сталина, места боев Первой мировой войны, памятники в честь сражений с французами и шведами, памятные знаки о битвах далекого средневековья.

Ежегодно проходят средневековые фестивали («Эпоха рыцарства», «Наш Грюнвальд», «Рыцари четырех эпох», «Гонару Продкаў – 2017», «Путь Викингов», «Менск старажытны» и др.). Реконструируются битвы разных времен – от разгрома армии Наполеона до сражений Великой Отечественной войны.

1.11. Религиозный туризм

В Беларуси переплелись традиции Востока и Запада, каждая из религий оставила свой духовный и материальный след на белорусской земле. В нашей стране зарегистрировано 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность действующих в Беларуси культовых зданий составляет свыше 2,6 тыс.

Очистить душу, открыть для себя благодать святых мест, прикоснуться к чудотворным иконам, приобрести новый духовный опыт – все это можно сделать в рамках экскурсионных и туристических маршрутов религиозной тематики.

Желающие стать настоящими пилигримами и совершить сакральное паломничество с молитвами и постом, участием в службах и беседой с духовным наставником могут обратиться в паломнические отделы белорусских православных и католических епархий, Иудейское религиозное объединение.

  1. Туристическая индустрия Республики Беларусь

Данные Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

 

 

Дата

Санаторно-курортные и оздоровительные организации Гостиницы и аналогичные средства размещения Дома охотников и охотничьи хозяйства (количество) Агро-усадьбы (количество) Стоянки для кемперов (количество)
количество вмести-мость количество вмести-мость
на 01.01.14 464 49 043 481 29 908 186 1 881 13
на 01.01.15 466 46 892 530 35 424 265 2 037 21
на 01.01.16 475 47 009 539 36 951 275 2 263 40
на 01.01.17 481 47 125 571 38 613 196 2 279 40
Прирост (ед. / %) 6 /

101,3 %

-116 /

100,2%

32 /

105,9%

1 662 /

104,5%

-79 /

71,3 %

16 /

100,7 %

0 / 0

 

2016 год характеризуется ростом количества:

санаторно-курортных и оздоровительных организаций – на 1,3%;

гостиниц и аналогичных средств размещения – на 5,9%;

агроусадеб – на 0,7%.

По итогам 2016 года Беларусь заняла 1-е место в номинации ”Агротуризм“ рейтинга National Geographic Traveler Awards – 2016 среди лучших туристических дестинаций и 1-е место по популярности в сфере гастрономического туризма у российских туристов (рейтинг сервиса поиска отелей RoomGuru.ru).

Национальная авиакомпания Belavia заняла 7-е место среди мировых авиакомпаний, разделив данную позицию с Cathay Pacific, Etihad, KLM, Qatar Airways, Ryanair, Singapore Airlines, Aeroflot.

В июле 2017 г. впервые в нашей стране состоится международная конференция по брендингу (последовательное создание популярного бренда) с участием генерального секретаря UNWTO Талеба Рифаи и зарубежных экспертов.

 

  1. Въездной туризм

3.1. Безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь

С 12 июня 2015 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2015 г. № 115 (далее – Указ № 115) для иностранных граждан установлен безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь и временного пребывания в туристических целях на срок до 3-х суток на территории Национального парка ”Беловежская пуща“.

Сведения о пересечении Государственной границы Республики Беларусь

иностранными гражданами в рамках Указа № 115 (по состоянию на 06.05.2017)

данные Государственного пограничного комитета Республики Беларусь

 

Въезд
2015 год 1994
2016 год 4372
январь-апрель 2017 года 996

С 26 октября 2016 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 августа 2016 г. № 318 (далее – Указ № 318), в соответствии с которым иностранные граждане могут пересекать Государственную границу без виз для пребывания в туристических целях на срок до 5-ти суток на территории специального туристско-рекреационного парка ”Августовский канал“ и прилегающих к нему территориях.

Сведения о пересечении Государственной границы Республики Беларусь

иностранными гражданами в рамках Указа № 318 (по состоянию на 06.05.2017)

 

Въезд
2016 год 2229
январь-апрель 2017 года 9984

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от             9 января 2017 г. № 8 (далее – Указ № 8) установлен безвизовый порядок для прибывающих в нашу страну через Национальный аэропорт Минск иностранных граждан 80 стран на срок не более 5-ти суток.

 

Сведения о пересечении Государственной границы Республики Беларусь

иностранными гражданами в рамках Указа № 8 (по состоянию на 06.05.2017)

 

Гражданство 2017 год
въезд
Всего: 16 017
По отдельным странам

(всего – 62 страны):

Германия 2 512
Польша 1 844
Италия 1 625
Великобритания 880
США 852
Франция 738

 

За последние три года отменены визы между Республикой Беларусь и Израилем, ОАЭ, Катаром и Турцией.

 По данным Минспорта, в сравнении с 2015 годом почти в 2 раза увеличилось количество посещений Республики Беларусь гражданами Израиля (22,6 тыс. чел.), в 1,4 раза –  гражданами Турции
(29,5 тыс. чел.), на 15,5% увеличилось количество туристических прибытий из Китая (20 тыс. чел.).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе состоявшихся 16 мая 2017 г. в г.Пекине переговоров обсудили, в том числе, возможность взаимного введения безвизового режима до 30-ти дней. Главы государств поручили компетентным органам предметно проработать этот вопрос.

3.2. Основные показатели въездного туризма

В настоящее время в нашей стране отсутствует система подсчета въезжающих туристов. Прежде всего, это связано с отсутствием у Беларуси пограничного контроля с Российской Федерацией. При этом удельный вес российских граждан в общем объеме экспорта туристических услуг составляет до 70%.

В связи с этим в Минспорта ведется работа по внедрению т.н. Вспомогательного счета туризма. В дальнейшем будет возможно уточнить количество прибывающих в нашу страну иностранных граждан, их расходов на территории страны, что позволит рассчитать реальный вклад туризма в ВВП Беларуси.

Данные Национального статистического комитета  Республики Беларусь

2015 год 2016 год
Наименование страны Численность иностранных граждан, посетивших Беларусь Наименование страны Численность

иностранных граждан, посетивших Беларусь

Всего: 4 385 596 Всего: 4 181 267
Топ-10 стран Топ-10 стран
1 Украина 1 460 342 1 Украина 1 192 060
2 Россия 980 186 2 Россия 1 188 160 (рост 121,2 %)
3 Литва 583 743 3 Литва 528 201
4 Польша 466 552 4 Польша 420 523
5 Молдова 330 261 5 Молдова 255 385
6 Латвия 120 532 6 Латвия 126 456 (рост 104,9 %)
7 Германия 40 123 7 Германия 41 729 (рост 104 %)
8 Казахстан 35 820 8 Казахстан 34 792
9 Грузия 22 075 9 Турция 29 581 (рост 137 %)
10 Турция 21 527 10 Израиль 22 648

(2015 год  – 11 893, рост 190 %)

Стоимость туров по въездному туризму, оплаченных туристами, увеличилась на 66,2% с 26 041 тыс. руб. в 2015 году до
43 278 тыс. руб. в 2016 году. При этом стоимость туров по въездному туризму, оплаченных экскурсантами, увеличилась на 257,9% с 1 479 тыс. руб. в 2015 году до 3 815 тыс. руб. в 2016 году.

Экспорт туристических услуг составил:

в 2015 году – 159,7 млн. долл. США (61,5 % к уровню 2014 года);

в 2016 году – 160 млн. долл. США (105,6 % к уровню 2015 года);

в I квартале 2017 г. – 33,5 млн. долл. США (124,8 % к аналогичному периоду 2016 года).

3.3. Основные показатели выездного туризма

В 2016 году за рубеж выехало 6,9 млн. белорусских граждан.

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь

Топ-5 стран по выезду из Беларуси организованных туристов
2016 год, чел. 2015 год, чел.
1 Россия 71 503 1 Россия 130 517
2 Болгария 58 745 2 Турция 111 840
3 Турция 57 735 3 Египет 85 263
4 Украина 45 919 4 Болгария 79 216
5 Египет 41 929 5 Польша 75 184

Как отмечают в Минспорта, имеющаяся статистика по выезду туристов не совсем корректно отражает действующую ситуацию.
С учетом выгодных пакетов, включающих дешевые перелеты, белорусы активно приобретают путевки у зарубежных туроператоров и вылетают на отдых из г.Москвы, г.Киева, г.Вильнюса.

В 2016 году выездной туризм характеризовался некоторым падением в сравнении с 2015 годом. Так, стоимость туров, оплаченных:

туристами – снизилась на 14,4% с 454 096 тыс. руб. до 388 829 тыс. руб.;

экскурсантами – снизилась на 54,6% с 2 023 тыс. руб. до 919 тыс. руб.

3.4. Основные показатели внутреннего туризма

В 2016 году численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь, составила 1 001,8 тыс. чел. (увеличилась почти на 20% в сравнении с 2015 годом).

В прошлом году другие показатели внутреннего туризма практически не изменились в сравнении с 2015 годом. Так, стоимость туров, оплаченных:

туристами – 13 420 тыс. руб. (в 2015 году – 13 629 тыс. руб., темп роста 98%);

экскурсантами – 12 319 тыс. руб. (в 2015 году – 11 002 тыс. руб., темп роста 112%).

Выручка от оказания туристических услуг (за вычетом налогов и сборов, включенных в выручку) в 2016 году возросла на 21% и составила 136 628 тыс. руб. (2015 год – 112 955 тыс. руб.).

 В 2016 году посещаемость 151 музейного учреждения системы Министерства культуры составила 6 250 тыс. чел. (+1,5 % к 2015 году). Самыми посещаемыми стали музей истории Великой Отечественной войны (560 тыс. чел.), ”Брестская крепость-герой“ (423 тыс. чел.), музей-заповедник ”Несвиж“ (412 тыс. чел.), Национальный исторический музей Республики Беларусь (395 тыс. чел.), Гомельский дворцово-парковый ансамбль (325 тыс. чел.), музей ”Замковый комплекс ”Мир“ (285 тыс. чел.).

 

  1. Инвестиционная деятельность в сфере туризма

В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база  для осуществления инвестиций в туризм с использованием льгот и преференций. В регионах реализуется 21 инвестиционный проект, среди которых преобладают проекты по строительству оздоровительно-туристических комплексов.

В последнее время введен ряд современных туристических объектов. Среди них агротуристический комплекс ”Наносы‑Новоселье“ в Минской области, экотуристический комплекс ”Николаевские пруды“ в Могилевской области, туристический комплекс ”Красный бор“ и санаторно-курортный комплекс ”Плисса“ в Витебской области, санаторий ”Альфа Радон“ в Гродненской области и многие другие.

По данным Минспорта, в настоящее время осуществляется поиск инвесторов по 89 инвестиционным предложениям по строительству объектов придорожного сервиса и  гостиниц.

 

  1. Доступность услуг по организации внутреннего туризма для белорусских граждан

Ведущими туристическими операторами страны (РУП ”ЦЕНТРКУРОРТ“, ТЭУП ”Беларустурист“, ОАО ”Белагротревел“, ”Виаполь“, ”Прайм Тур“, ”НОВА ТУР“ и др.) разработаны и регулярно обновляются доступные туристические программы для жителей Беларуси.

Широкий набор экскурсий позволяет познакомиться с наиболее известными достопримечательностями нашей страны (Мирским и Несвижским замками, музейным комплексом ”Дудутки“, мемориальными комплексами Брестская крепость-герой, Хатынь, Курган Славы и т.д.). Данные виды экскурсий реализуются как в виде еженедельных сборных экскурсий, так и предоставляются для организованных групп.

В оборот вводятся объекты промышленного туризма (”БЕЛАЗ: в мире гигантов“, ”Столица белорусского пивоварения“ (г.Лида), экскурсия на кондитерские фабрики ”Слодыч“ и ”Коммунарка“ и т.д.).

Параллельно с развитием однодневных экскурсий туроператоры разрабатывают многодневные экскурсионные туры по Беларуси, продолжительностью от 2-х до 5-ти дней. Среди новых маршрутов: 3-х дневный байдарочный ”Полоцкое княжество: малыми реками к главной реке Двине“, трансграничный Витебск – Здравнево – Полоцк – Мир – Несвиж – Бобруйск – Николаевские пруды – Орша – Смоленск.

  1. Маркетинговые мероприятия в сети Интернет

Белорусские и иностранные граждане могут самостоятельно выбрать экскурсию либо туристический маршрут посредством специализированных веб-ресурсов.

Некоторые примеры:

официальный туристический портал Беларуси www.belarus.travel;

Национальное агентство по туризму Республики Беларусь  www.belarustourism.by;

РУП «ЦЕНТРКУРОРТ» www.otpusk.by;

сервисы онлайн бронирования туристических услуг vetliva.by,   teztour.com, topbelarus.com и др.;

веб-портал ”Экскурсии“ ekskursii.by;

сайт агротуризма belkraj.by;

интернет-проект ”Клиники Беларуси“ clinicsbel.by;

сайт караванеров и автотуристов caravaning.by.

Благодаря современным интернет-платформам, мобильным приложениям можно организовать самостоятельное путешествие, не выходя из дома: забронировать билеты, оплатить гостиницу либо квартиру, оплатить экскурсии и т.д.

 

  1. Мероприятия в Беларуси в 2017 году для туристов

В течение года в Республике Беларусь запланировано к проведению около 800 культурных, спортивных, туристических и музыкальных мероприятий.

На сайте Министерства спорта и туризма размещен календарь основных туристических мероприятий на 2017 год (в г.Минске и областях). Он доступен по ссылке: http://mst.gov.by/ru/tourists-belarus-ru.

Среди знаковых событий, которые пройдут в нашей стране
в
III квартале 2017 г., выделяются:

международный фестиваль Александрыя збірае сяброў (Шкловский район, д.Александрия, 8–9 июля);

VI Международный марафон Дружбы Гродно-Друскининкай
(8–9 июля);

Международный фестиваль искусств ”Славянский базар в Витебске“ (г.Витебск, 11–19 июля);

III этап Чемпионата Беларуси по дрифтингу (ГСОК ”Логойск“, 23 июля);

праздник средневековой культуры Рыцарскі фэст (г. Мстиславль, 29 июля);

фестиваль Путь Викингов 2017 (Минская область, усадебно-парковый комплекс Парк истории Сула, Столбцовский район, д.Сула,
19–20 августа);

фестиваль Mirum Music Festival 2017 (Музей Замковый комплекс Мир, г.п.Мир, 19 августа);

автобои (гора Олимп, аг.Коробчицы, Гродненский р-н, 19 августа);

фолк-фест Камяніца (Минский р-н, д.Озерцо, 9 сентября);

международный турнир по силовому экстриму  MINSK OPEN
CUP – 2017 (г.Минск, 9 сентября);

бразильско-белорусский стрит-арт фестиваль Vulica Brasil (г.Минск, сентябрь);

международный биатлонный фестиваль Гонка легенд – звезды биатлона за мир (ОСК ”Раубичи“, сентябрь);

H.O.G. Rally Minsk 2017: Закрытие мотосезона Harley-Davidson (г.Минск, сентябрь).

Вниманию выступающих: целесообразно привести сведения о знаковых культурно-исторических и спортивных мероприятиях, которые будут проводиться в 2017 году на территории области, района, города.

 

  1. Перспективы развития туристической отрасли Беларуси

По прогнозам Минспорта и туроператоров, 2017-й станет годом роста национального туррынка по сравнению с 2015 и 2016 годами.

Сегодня в Беларуси туристам предлагаются не только экскурсии либо оздоровление, но и т.н. MICE-улуги (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions – область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий), а также программы в сферах спортивного, паломнического, охотничьего и промышленного туризма.

Среди трендов 2017 года – рост популярности экотуризма, событийного и бизнес-туризма, а также самостоятельного бронирования поездок.

В результате проведенной работы по внесению изменений в правила оказания туруслуг прогнозируется рост сегмента онлайн-продаж.

В целом Государственной программой ”Беларусь гостеприимная“ в 2016–2020 годах предусмотрено:

увеличение экспорта туристических услуг с 154,1 млн. долл. США в 2015 году до  180,9 млн. долл. США в 2020 году;

увеличение численности туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь, с
732 тыс. чел. в 2016 году до 793 тыс. чел. в 2020 году;

увеличение численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь, с 4 386 тыс. чел. в 2015 году до 4 842 тыс. чел.
в 2020 году;

увеличение количества организованных туристов и экскурсантов, посетивших Республику Беларусь, с 276,3 тыс. чел. в 2015 году до
305 тыс. чел. в 2020 году.

Как заявил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко во время состоявшейся 24 марта 2017 г. рабочей поездки в Гродненскую область, ”главное достояние страны – это ее природа и люди. Многие туристы стремятся в Беларусь за покоем и тишиной“. ”Сохраните эту чистоту и доброту наших белорусских сердец!“, – призвал Глава государства.

 

О ходе выполнения

Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014  г.  № 5

«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

 Выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет)  находится на постоянном контроле органов исполнительной власти Гродненской области. После вступления в силу Декрета облисполкомом, горрайисполкомами проведена необходимая организационно — разъяснительная работа по доведению его требований до руководящих кадров, трудовых коллективов и населения области.

Во всех горрайисполкомах проведены заседания исполкомов, совещания и семинары с руководящими работниками, со специалистами по кадровой работе организаций с участием представителей правоохранительных органов, прокуратуры по разъяснению норм Декрета, обсуждению задач, вытекающих из его требований.  В трудовых коллективах области в январе 2015 года был проведен единый День информирования населения по доведению его положений до всех работников.

За время действия Декрета вопросы выполнения его положений рассматривались на заседаниях горрайисполкомов при обсуждении хода выполнения Директивы № 1.

При обсуждении отчетов руководителей организаций рассматриваются вопросы обеспечения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащих условий труда. Облисполкомом, Гродненским городским, Зельвенским, Ивьевским, Новогрудским райисполкомами практикуется проведение выездных заседаний исполкомов с осмотром содержания производственных и социально-бытовых объектов.

Проводимая органами исполнительной власти работа по реализации Декрета № 5 способствует укреплению порядка и дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за выполнение своих обязанностей. Во исполнение требований Декрета № 5 во всех коллективных договорах организаций области предусмотрены меры дисциплинарной ответственности, которые могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок.

В контрактах с руководителями и государственными служащими предусмотрено положение о прекращении контракта за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения, а также за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть работника. В соответствии с требованиями Декрета дополнен перечень ограничений, установленных для государственных служащих и руководящих кадров.

При проведении аттестации председателей горрайисполкомов, их заместителей, руководителей организаций коммунальной собственности  обеспечивается строгий подход к оценке результатов их управленческой деятельности, уровня их профессионализма, состояния работы с кадрами, соблюдения критериев, определенных Декретом № 5, по обеспечению исполнительской и технологической дисциплины, надлежащих условий труда в возглавляемых органах и организациях, что позволяет выявить проблемы и недостатки в руководстве конкретной отраслью или сферой деятельности.

В 2015 году с оценкой «не полностью соответствует занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» были аттестованы 5 руководящих работников, в том числе один председатель райисполкома.

В 2016 году облисполкомом, горрайисполкомами проведена аттестация 88  руководителей организаций,  из них с оценкой работы:

«соответствует занимаемой должности» — 82 руководителя;

«не полностью соответствует занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» — 6 руководителей.

Проводится работа по обеспечению требований антикоррупционного законодательства, письменных обязательств по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц и приравненных к ним лиц  Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией».

В январе 2016 года на заседании облисполкома с приглашением руководителей структурных подразделений облисполкома, руководителей областных организаций и административных органов, председателей Гродненского городского, районных исполнительных комитетов и их заместителей  рассмотрен вопрос «О мерах по устранению нарушений законодательства, причин и условий, способствовавших совершению коррупционных преступлений».

Ежеквартально в облисполкоме, горрайисполкомах проводятся заседания комиссий по противодействию коррупции, на которых рассматриваются вопросы предупреждения и выявления предпосылок и причин, создающих условия для противоправной деятельности работников исполнительных и распорядительных органов в целях получения необоснованных льгот и привилегий, неправомерного предпочтения при принятии решений.

Осуществляется контроль за предоставлением государственными служащими и руководителями организаций деклараций о доходах и имуществе. В 2015 году проведена проверка деклараций 15 должностных лиц облисполкома и 32 членов их семей, в 2016 году – 15 работников и 31 члена их семей. В текущем году осуществляется проверка 31 работника и 54 членов их семей Аналогичная работа проводится горрайисполкомами.

Областным исполнительным комитетом, горрайисполкомами области принимаются меры по недопущению назначения на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров, облисполкома, горрайисполкомов, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. Регулярно анализируются сведения, зафиксированные в едином государственном банке данных о правонарушениях, допущенных руководящими кадрами и лицами, состоящими в резерве на руководящие должности.

В целях недопущения назначения на должности руководителей и заместителей руководителей организаций области работников, уволенных ранее на другом участке работы по дискредитирующим и компрометирующим основаниям, проводится предварительное изучение кандидатур на наличие сведений, препятствующих их назначению.

Изучение рекомендуемых кандидатур проводится управлением внутренних дел облисполкома, инспекцией Министерства по налогам и сборам по Гродненской области, Комитетом государственного контроля Гродненской области, прокуратурой Гродненской области. Указанные сведения используются также при изучении кандидатур к выдвижению в соответствующий резерв руководящих кадров и при рассмотрении вопросов награждений местными органами власти и государственными наградами Республики Беларусь.

Назначение на должности, входящие в кадровый реестр Главы государства, а также руководителей и заместителей руководителей комитетов, управлений и отделов облисполкома, заместителей председателей горрайисполкомов, глав администраций районов г.Гродно, руководителей организаций, находящихся в собственности Гродненской области, руководителей открытых акционерных обществ с долей акций более 50 процентов, принадлежащих области, согласовывается с помощником Президента Республики Беларусь —  инспектором по Гродненской области.

Назначение кандидатур на руководящие должности согласовывается также с соответствующими республиканскими органами управления.

Несмотря на проводимую работу по реализации требований Декрета № 5, продолжают иметь место случаи совершения государственными служащими и должностными лицами действий, несовместимых с нахождением на государственной службе или руководящей должности, нарушения письменных обязательств по соблюдению ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, умышленного использования служебного положения в целях получения необоснованных льгот и привилегий.

В облисполком регулярно поступают информационные записки Прокуратуры Гродненской области о состоянии законности в организациях отраслей экономики и социальной сферы области.           Наиболее часто отмечающимися негативными проявлениями в действиях руководящих кадров являются совершение действий, выходящих за пределы прав и полномочий отдельных руководителей, нарушения законодательства и противоправные действия, факты взяточничества, случаи управления транспортом в нетрезвом состоянии.

За время действия Декрета № 5 в Гродненской области освобождены по дискредитирующим основаниям от должностей, включенных в кадровые реестры облисполкома и горрайисполкомов, 14 руководителей в 9 регионах области.

Из них в 2015 году: заместители председателей Лидского и Слонимского райисполкомов, начальник отдела образования, спорта и туризма Свислочского райисполкома, начальник землеустроительной службы Гродненского горисполкома, заместители начальников отделов образования, спорта и туризма Ошмянского райисполкома и администрации Октябрьского района г. Гродно, председатели Третьяковского и Белицкого сельских исполнительных комитетов Лидского района, главный врач учреждения здравоохранения «Мостовская центральная районная больница», председатель СПК «Малоберестовицкий элитхоз» Берестовицкого района, директор унитарного коммунального предприятия «Комбинат школьного питания» г. Лида.

В 2016 году освобождены от должностей, включенных в кадровые реестры райисполкомов,                                 за  грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе,   начальник юридического отдела Лидского райисполкома, начальник отдела экономики Ивьевского райисполкома, председатель Больтишского сельского исполнительного комитета Вороновского района.

За различные нарушения исполнительской дисциплины, невыполнение поставленных задач в 2016 году председателем облисполкома объявлено 9 выговоров, 40 замечаний руководящим работникам облисполкома и горрайисполкомов, за текущий период 2017 года – 3 выговора и 27 замечаний.

В соответствии с пунктом 6 Декрета № 5 расторгнуты трудовые договоры и контракты по дискредитирующим обстоятельствам с 672 работниками, в том числе: с 6 руководителями структурных подразделений организаций, 27 специалистами организаций, из них: за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения – с 9-ю, за прогул – с 17-ю, за систематическое неисполнение служебных обязанностей – с двумя работниками, по другим причинам увольнения по дискредитирующим основаниям –  с четырьмя работниками.

Нарушение норм Декрета № 5, совершение руководящими кадрами и работниками исполнительных и распорядительных органов области нарушений дисциплины, коррупционных преступлений является следствием недостаточной предупредительной и профилактической работы с кадрами.

Антикоррупционная работа не должна быть ограничена только деятельностью правоохранительных органов и привлечением виновных к юридической ответственности, хотя это, безусловно, очень важно. Необходимо  более активно задействовать в этой работе внутренние механизмы контроля исполнительных органов. Созданные в горрайисполкомах комиссии по противодействию коррупции должны принимать меры по предупреждению и выявлению предпосылок и причин, создающих условия для противоправной деятельности работников и должностных лиц, умышленному использованию ими служебного положения в корыстных целях.

Всем руководителям надо относиться очень серьезно к данной работе. Упущения в этом вопросе повлекут за собой тяжёлые последствия, поломанные судьбы и т.д. Поэтому необходимо ещё раз всем на местах, и прежде всего руководителям, изучить нормы Декрета № 5.

Выполнение руководителями всех уровней норм Декрета № 5, соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины будет  способствовать повышению эффективности работы социально-экономического комплекса области.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *