В начале ноября детский сад №2 города Дятлово возглавила Светлана Васильевна Усс. Опытный педагог, она 13 лет работала воспитателем в этом учебном заведении, поэтому знает его “изнутри” и до мелочей. Корреспондент побеседовала с заведующей детского сада о работе учреждения, воспитании детей и новациях в дошкольной педагогике.
— Светлана Васильевна, что нового в детском саду появилось в этом учебном году?
— Этот учебный год мы начали заниматься по новой дошкольной программе. Согласно ей, в нашем учебном заведении, помимо основного образовательного процесса, оказывается ряд дополнительных платных услуг. Для дошкольников 4-6 лет это хореография, увлекательный английский язык и ручное ткачество (работа с тканью, нитками, бумагой). Для старших детей работает бесплатный кружок по шашкам, занятия в котором ведет Николай Иванович Венславовский. Хочется представить еще одну услугу – материнскую школу, которая предоставляется детям от рождения до трехлетнего возраста. Мамы, которые находятся в декретном отпуске, смогут, при желании, записаться в такую “школу” и несколько раз в неделю посещать детский сад, где заниматься с детьми и давать практические рекомендации по воспитанию будут наши педагоги. Более того, мамы, которые только ожидают появления на свет ребенка, также смогут посетить материнскую школу и получить консультации профессионалов. Для тех родителей, кто хочет развивать своих детей в привычной домашней обстановке, по желанию будут оказаны гувернерские педагогические услуги. Правда, это будет стоить дороже, чем занятия в стенах садика.
— Вы упомянули досадовское развитие детей. А в сколько лет, по вашему, оптимально отдавать своего сына или дочку в садик на полный день, чтобы они почувствовали себя здесь хорошо?
— Думаю, ближе к двум годам. Это именно то время, когда дети проще адаптируются к незнакомой ситуации, а ближе к трем годам появляется разделение на “своих” и “чужих” и уверенность, что мама постоянно должна быть рядом. Однако, собираясь в садик, установите дома строго выдержанный режим дня.
— Что должен уметь ребенок, чтобы его приняли в дошкольное учебное заведение?
— Прежде всего, соответствующее возрасту умение обслуживать себя: самостоятельно держать ложку, вилку, ходить в уборную, одевать на себя некоторые вещи.
— Если наши дети ежедневно участвуют в занятиях в детском саду, родителям дома не нужно с ними заниматься?
— Обязательно нужно. И тут дело даже не в том, чем конкретно вы будете заниматься дома. Детям надо внимание мамы и папы, необходимо разговаривать, играть, что-то делать со своими родителями, ощущать их заботу о себе. Все вы слышали о кризисах возраста у детей. Такие случаются, когда детям не хватает внимания близких, они чувствуют себя одинокими. И напротив, через разговор и совместные дела с родителями идет развитие и правильное становление детей.
— Должны ли выпускники детского садика уметь читать? Если да, то что им тогда делать в первом классе школы?
— Программа дошкольного обучения и подготовки к школе не обязывает детей научиться читать. Старшие дети в саду должны хорошо делать звуковой анализ слова: с какого звука начинается, какие звуки в нем есть. А насчет читать… это, скорее, пожелание, стремление родителей и способности детей, каждый из которых развивается по-своему. Доводилось мне слышать и высказывания плана “А мой ребенок в три года уже знает буквы”. Это отлично, но умеет ли ваш ребенок сам мыть руки, одеваться, знает ли, какого цвета солнце? В погоне за развитием маленьких вундеркиндов мы часто упускаем главное. А, между тем, всему свое время, свой черед и логика. Дошкольное учебное заведение, прежде всего, помогает детям постепенно развиваться соответственно своему возрасту.
— Дополнительные занятия в садике в этом году проводите своими силами или приглашаете специалистов из Центра творчества детей и молодежи?
— Почти все дополнительные занятия проводят педагоги детского сада. За последние годы к нам пришли работать молодые, творческие, креативные педагоги, которые наряду с опытными специалистами настойчиво и неординарно работают с детьми, работают на результат. У нас проходят и выставки детского творчества, и театральные представления, игровые программы. На занятиях используются самые разнообразные способы научить и заинтересовать детей. Новое и чрезвычайно популярное – интерактивная доска, на которой дети могут сами выполнять задания, двигать предметы на экране, и слышать в ответ “Молодец!”. Наиболее активно такая доска используется на занятиях по музыке и развитию речи.
— Речевая проблема, к сожалению, очень актуальна среди современных детей. Много ли воспитанников детского сада требуют участия дефектолога-логопеда и каким образом вы помогаете им?
— Полное становление речи у детей должно пройти к пяти годам. Однако все, кто посещает наше учреждение образования, проходят проверку речи у логопеда. По итогам такой проверки те, кто требует участия специалиста, зачисляются в пункт коррекционно-педагогической помощи для индивидуальных и групповых занятий по исправлению речи. Заниматься дети, как правило, начинают со среднего возраста, если есть очевидные проблемы речи – с младшего. Кроме того, в детском саду работает специальная речевая группа для детей с серьезными нарушениями речи. Там с детьми постоянно занимается освобожденный учитель-дефектолог и два воспитателя тоже с дефектологическим образованием. Всего в учебном заведении работают четыре учителя-дефектолога.
— Какие еще специализированные или профильные группы действуют на базе детского сада?
— Санаторная группа, которую дети посещают по медицинским показаниям. А если говорить о профильных – работает белорусскоязычная группа, где большое количество занятий, игр проходит по-белорусски, где родной язык звучит в бытовых ситуациях.
— Насколько активно родители участвуют в жизни учебного заведения?
— У нас установилось крепкое и плодотворное сотрудничество. Работа с родителями проводится в форме родительских собраний, детских утренников, развлекательных программ. Планировалось проводить дни открытых дверей, когда родители могут поприсутствовать на занятиях у своих детей, однако эта идея не была активно воспринята. Потому отчеты достижений будем проводить в форме коллективных встреч. К тому же, ежегодно родители наших детсадовцев оказывают помощь в проведении ремонта, за что им большое спасибо.
— Светлана Васильевна, в новом статусе заведующей детского сада что бы вам хотелось изменить в первую очередь?
— Детский сад №2 ведет свою историю с 1986 года. За почти 30 лет, конечно, появилась необходимость в ремонте. Много чего было сделано в течении последних лет, но многое еще требует нашего участия. Это первое и, я считаю, самое важное на сегодня. Дети должны учиться, спать, играть, кушать в комфортных для себя условиях. Самые лучшие обои или красота в комнатах – это важно, но добротный пол и герметичные окна – вот что сегодня имеет первостепенное значение. Большое спасибо спонсорам (среди них ОАО “Успех”) за помощь в проведении ремонта. Что касается учебного процесса, тут никаких глобальных перемен не требуется: каждый педагог знает свое дело, ответственно и грамотно выполняет его. Все наши усилия будут направлены на создание безопасных условий для детей, соответствия качества образования и воспитания современным требованиям.
Беседовала Наталья ОВЕРЧУК
Фото Виталия ОЛЕХНОВИЧА