В современном мире проблема обеспечения пожарной безопасности приобретает особую  актуальность и является приоритетным направлением в области защиты  населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим для обеспечения эффективного функционирования противопожарной системы необходимо нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.

В настоящее время в Республике Беларусь проводится кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов
и бизнеса. Ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет). Положения Декрета направлены на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования. Он предусматривает облегчение условий ведения бизнеса в стране, уменьшает количество требований
и создает более благоприятную обстановку для малого и среднего предпринимательства, минимизирует вмешательство должностных лиц
в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственности за свою работу перед обществом. При этом сохраняется необходимый уровень контроля
со стороны государства.

Согласно пункту 3.5 Декрета вводятся единые, систематизированные и упрощенные требования по пожарной безопасности к содержанию
и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Иные требования пожарной безопасности подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования.

Таким образом, действующие ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», ППБ 2.10-2001 «Правила пожарной Республики Беларусь на железнодорожном транспорте»,
ППБ 2.17-2004 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь
на метрополитенах», ППБ 2.30-2006 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций гражданской и государственной авиации», ППБ 2.33-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для геологоразведочных организаций», ППБ 2.34-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на судах внутреннего
и водного транспорта», ППБ 2.35-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при добыче нефти и переработке нефти»,
Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь
для субъектов хозяйствования в настоящее время носят рекомендательный характер.

Вместе с тем действующие ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь» остаются обязательными
для соблюдения гражданами, а также для применения в отношении жилищного фонда.

В рамках проводимой работы по либерализации условий экономической деятельности Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь реализован комплекс мер по оптимизации требований пожарной безопасности. Количество требований пожарной безопасности сокращено более чем в 12 раз (с 770 до 62). Результат достигнут за счет исключения дублирования, объединения схожих и более простого изложения требований с сохранением необходимого уровня пожарной безопасности.

Требованиями Декрета установлено, что ряд вопросов
по обеспечению пожарной безопасности определяет Совет Министров Республики Беларусь и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Так, Совет Министров Республики Беларусь определяет обязательные для соблюдения специфические требования:

по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов
с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей
(требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектах с одновременным пребыванием
свыше 300 человек, объектах социальной сферы и здравоохранения
с круглосуточным пребыванием людей);

по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных
и пожароопасных производств (требования постановления направлены
на реализацию комплекса мер по предотвращению и ограничению распространения пожара);

по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта (требования постановления направлены
на обеспечение пожарной безопасности объектов и подвижных составов железнодорожного транспорта);

по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена (требования постановления направлены на обеспечение пожарной безопасности для объектов метрополитена);

по противопожарному обеспечению полетов и обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации» (требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах гражданской и государственной авиации);

по обеспечению пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта (требования постановления направлены на обеспечение комплекса технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей);

по обеспечению пожарной безопасности в лесах
(требования постановления направлены на проведение комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде);

по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении геологоразведочных работ (требования постановления направлены
на соблюдение мер пожарной безопасности при производстве геологоразведочных  работ).

В компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь входит определение следующие обязательных
для соблюдения требований:

форма плана эвакуации людей при пожаре (требования постановления направлены на установление формы плана эвакуации людей при пожаре);

инструкция о порядке хранения веществ и материалов (требования постановления направлены на установление порядка хранения веществ
и материалов на объектах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом их агрегатного состояния, совместимости их хранения, а также однородности средств тушения);

содержание общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности (требования постановления направлены на установление требований
при разработке обязательной общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности);

оформление наряда-допуска на проведение огневых работ
на временных местах (требования постановления направлены
на определение порядка оформления и установление формы наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах);

программы пожарно-технического минимум (требования постановления направлены на определение тем и минимального количества учебных часов, отводимых на их изучение, при подготовке работников, ответственных за пожарную безопасность субъекта хозяйствования, а также членов пожарно-технических комиссий);

инструкция о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (требования постановления направлены на определение порядка проверки состояния наружного
и внутреннего противопожарного водоснабжения);

нормы оснащения объектов первичными средствами пожаротушения (требования постановления направлены на определение вида и количества первичных средства пожаротушения с учетом физико-химических
и пожароопасных свойств горючих веществ, а также площади производственных помещений, открытых площадок и установок);

инструкция о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере (требования постановления направлены на установление порядка подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний
в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе);

требования к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского) изготовления, теплоемких печей (требования постановления направлены на обеспечение безопасной эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского) изготовления, теплоемких печей).

На основании изложенного можно отметить, что Декрет № 7 максимально упраздняет административные барьеры между государством и бизнесом, тем самым поддерживая инициативу, направленную
на поддержку сознательности субъектов хозяйствования
при осуществлении предпринимательской деятельности.

About Author
administrator
View All Articles
Проверьте последнюю статью от этого автора!
Нам даверана памяць. “Без тэрміну даўнасці”: гісторыя для дзятлаўчан
Прямая линия

Прямая линия

15 января, 2025
ГрадусПлюс. Гэта немагчыма есці

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие публикации