Чуть больше недели осталось до школьного звонка.
Заботливые мамы и папы вместе с детьми «добирают» в портфель то, что не успели купить раньше. Однако некоторые вопросы пока для них не закрыты: к примеру, как быть родителям, которые приобрели детям дневник не образца 2024 года? Какие рабочие тетради лучше выбрать: с яркими изображениями на обложках или однотонные классические? Разбирались вместе с экспертом.
«Лицо учащегося»
С 1 сентября 2024 года Министерство образования утвердило использование в школах нового дневника. Лицевая сторона его обложки осталась прежней — на ней изображены герб и флаг нашей страны, фотография площади Победы в Минске. А вот обратная — претерпела некоторые изменения. На ней, как и раньше, напечатаны контакты службы психологической поддержки. Картинка с изображением детей исчезла. Еще одно новшество — вместо фразы «подпись законных представителей» появилась другая, более привычная нашему слуху — «подпись родителей».
— В Министерство образования неоднократно поступали обращения граждан по изменению в типовых формах дневника данной формулировки. Также обращалось внимание на изображение мальчика или девочки на оборотной стороне обложки дневника, что было воспринято обществом как разделение дневников по половому признаку. С учетом сохранения ранее сложившихся традиций в дневниках 2022 и 2023 годов издания было принято решение о внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт, — пояснили в пресс-службе ведомства.
Соответствующее постановление №314 подписано министром образования Андреем Иванцом еще в сентябре 2023 года, но в действие оно вступает буквально через считанные дни — с 1 сентября. В пресс-службе также пояснили, что администрации учреждений образования рекомендовано не требовать замену дневника образца 2022 и 2023 годов на дневник 2024 года выпуска. Если учащийся его приобрел, то может использовать.
Канцелярия в тренде
Оказывается, в канцелярской отрасли тоже существует понятие «мода». Производители школьных принадлежностей стараются быть в тренде и держат нос по ветру. И потому уже мало кто удивляется, когда видит на тех же рабочих тетрадках изображение черепа, костей, рогаток и всякой другой странной атрибутики. На канцелярскую продукцию для старшеклассников порой и вовсе наносят такие картинки, что задаешься вопросом: как такое можно разрешить использовать детям? А что думают по поводу «необычных» обложек педагоги?
— Каких-либо документов, регламентирующих использование учащимися тетрадей одного типа, нет, — объясняет учитель начальных классов гимназии №16 Минска Наталья Масловская. — Однако есть норма относительно того, как должны быть подписаны тетради. Она содержится в методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи. Производители для того, чтобы ученик смог нанести подпись, ставят на обложке специальные штампы. Но, к сожалению, тетрадь, разрисованную всякими звездочками, собачками и Барби, подписать правильно, в соответствии с нормой, проблематично. Мы с ребятами когда-то выходили из положения таким образом: вырезали кусок листа в линейку определенного формата и клеили на обложку. Но в таком случае полностью теряется, так сказать, эстетическая ценность предмета. Поэтому я всегда просила родителей не приобретать такие тетради. Да и сами дети потом расстраиваются, когда видят результаты подобного «рукоделия».
По словам собеседницы, сегодня детям все чаще ставят диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как правило, его диагностируют у 6-8-летних учащихся начальных классов. Именно в это время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации.
— Чаще у ребенка бывает синдром дефицита внимания, когда он не может долго сосредоточиться на любой деятельности, — уточняет педагог. — Учебная деятельность для детей, которые только вчера пересекли порог школы, — новая, непривычная и сложная. Особенно тяжело сесть за парты и сосредоточиться первоклашкам. Не только тетрадки, но и другие броские, пестрые школьные принадлежности, к примеру пеналы, ручки, линейки, больше напоминают детям игрушки, нежели инструменты для процесса обучения. Ребенок трогает, рассматривает их и витает где-то в своих мыслях, а потому ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя. В итоге страдает усвоение информации. Более того, учебный процесс затормаживается не только у обладателя эффектного пенала, но и у соседа по парте, а также ребят, сидящих неподалеку. Когнитивные процессы в таком возрасте еще недостаточно сформировались, потому вся эта яркая «канцелярщина» отвлекает от учебы.
Тетрадь хорошего вкуса
Педагог обратила внимание на то, что внешний вид рабочей тетради важен не только для малышей, но и для старшеклассников, многие из которых уже считают себя взрослыми. Родители порой приобретают им школьные принадлежности уже не с «котиками/зайчиками», а с символикой популярных игр, закачанных в разные гаджеты. Когда ученики рассматривают эти картинки, они мысленно проходят уровни игры в голове. И в этот момент им точно не до учебы. Ребята заняты «стратегическим планированием» и далеки от содержания урока.
Рассуждая об эффективности использования игр в процессе обучения, опытный педагог пояснила, что в школе, особенно в начальных классах, их нередко включают в процесс обучения. Но речь идет об особых занятиях — дидактических, развивающих, которые повышают авторитет знаний, развивают интерес к изучаемому предмету.
— Посмотрите на окружающий мир. Он ведь не такой пестрый, кислотно-ослепительный, как порой на картинках, нанесенных на школьную канцелярию. В нашем климатическом поясе все быстро меняется и частенько бывают серые дни, когда дети вообще не замечают, что происходит вокруг: ни снежинок за окном, ни каплей дождя, ни опавшей листвы. Они привыкли к восприятию других, кричащих красок, к этому хаотичному движению, — рассуждает Наталья Масловская. — Для производителя главное — заработать. А продается то, что пользуется спросом. Я не говорю, что мир детей должен быть серым и однообразным. Родителям надо понимать, что у любого предмета, которым пользуется ребенок, помимо развлечения, есть другая определенная функция. И для выполнения ее вещь должна быть оптимальной. В меру яркой, практичной и лаконичной. Родители стремятся развивать у детей взвешенный эстетический вкус, чувство стиля, представление о том, что красиво, а что нет. Хороший вкус — прежде всего знание меры и аккуратность.
Заглянем в звездные дневники
Какие воспоминания остались у известных людей нашей страны о школьных дневниках?
Александр Солодуха:
— Я не был отличником в школе. Пятерки заслужил лишь по двум предметам — пению и физкультуре. Чаще всего в моем дневнике мелькали четверки, реже — тройки. Двойки появлялись там очень редко. А кол — ни разу! Дневник вел прилежно, никаких клякс или вырванных страниц в нем не было. Родители приучили меня к порядку и дисциплине в делах. А потому относился к такому важному документу школьника с почтением.
Гюнешь:
— В школе хорошо училась, была примерной девочкой и к дневнику относилась бережно. А вот мой младший брат был немного хулиганистым парнем. Как потом выяснилось, у него было два дневника — один для учителя, второй — для родителей. Мой сын сейчас пойдет в третий класс. Приобрели на днях дневник нового образца. Буду учить вести его правильно, потому что этот документ — действительно лицо ученика.
Иван Здонюк:
— Со школьным дневником у меня связана одна семейная история. Как-то раз я получил плохую оценку по предмету, к которому мы с мамой долго готовились. И я настолько сильно переживал, что купил новый дневник и начал переписывать все записи и оценки. Но в итоге мама все равно узнала…