Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Мельникова в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказала о регулировании цен на школьную форму и принадлежности.
Она отметила, что рынок школьных товаров переполнен, всего достаточно, это касается и отечественных товаров и привозных. «У нас даже есть специализированные магазины привозных товаров, например, китайских. Правда, некоторые вещи там дороже, особенно, если это натуральная ткань, я проверяла. Но родитель имеет право выбора, он покупает там, где ему удобно, красиво, интересно и в угоду своему ребенку. Ведь товар и на маркет-плейсах можно заказать, а там будет и китайский, и российский, и турецкий товар, а также белорусский. Мы провели хороший пилотный проект с крупнейшими маркет-плейсами у нас — Wildberries и Ozon. Товар наших производителей, размещающийся на платформах, обозначается «Сделано в Беларуси» или «Зроблена ў Беларусi». Это очень хорошо поднимает рейтинг этих товаров. На маркет-плейсах предоставлено достаточное количество наших производителей, особенно это товары легкой промышленности, бытовая техника, есть даже продовольственные товары», — проинформировала представитель МАРТ.
Что касается регулирования цен, то, по ее словам, в организованной торговле все четко и понятно. «Постановление №713 включает в себя практически 85% товаров, на которые регулируются цены. У продавца должен быть документ, по которому всегда можно отследить калькуляцию цен. Когда наши контролеры видят, что что-то не так, они делают запрос, если выявляются нарушения, то уже в рамках законодательства идет административная ответственность. Случаи такие есть всегда и везде, ведь нарушение законодательства — это даже 1 копейка (например округлено неправильно). Таких случаев немного, наши субъекты торговли законопослушны, никому не хочется платить баснословные штрафы, поэтому даже эту копейку все стараются отследить внимательно. Задирать цены у нас невозможно, даже частному продавцу. Никто не может поставить цену выше, чем у соседа, иначе товар просто не купят. Поэтому продавцу всегда интереснее побыстрее продать свой товар, снизив для этого где-то цену. Поэтому рынок сам по себе тоже осуществляет ценовое регулирование. Например, законодательством разрешено в фирменных магазинах не устанавливать торговые надбавки, которые предусматривает постановление №713. Возьмем «Свiтанак», который поставляет свою одежду в ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», там у него не фирменные магазины, а есть свои фирменные магазины. Так вот в последних он может не руководствоваться законодательством о торговых добавках. Но ему будет неинтересно, если в его фирменном магазине товар будет дороже, чем в ГУМе или ЦУМе. Если универмаги ограничены торговой надбавкой, то фирменный магазин ее будет еще меньше ставить, чтобы конкурировать на рынке», — пояснила Наталья Мельникова.