Ограничения будут действовать с января по май.
— Речь идет об отпускных ценах производителей и держателей стабилизационных фондов и о розничных ценах на так называемый борщевой набор. Это картофель, капуста, свекла, морковь, лук, а также яблоки. До мая включительно устанавливается предельная цена, которую нельзя превышать в соответствии с законодательством о ценообразовании, — пояснил заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун.
Теперь максимальная цена на капусту в магазинах не должна превышать 1,67 рубля в этом месяце, 1,68 — в феврале, 1,71 — в марте, 1,73 — в апреле и 1,75 — в мае. Свежие яблоки отечественного производителя первые два месяца года не должны стоить дороже 2,51 рубля, в марте и апреле — 2,53, а в мае — 2,54. Стоимость лука будет варьироваться в пределах 1,55—1,6 рубля в зависимости от месяца.
Ради чистоты эксперимента отправляемся в один из столичных продуктовых магазинов. Цены поражают точностью: копеечка в копеечку с теми, что указаны в документе. Картофель — 1,38 рубля за кило, капуста — 1,67, морковь — 1,53, свекла — 1,41, лук — 1,55, яблоки — 2,51. Ретейл держит цифру на максимуме, но за черту не заступает!
Заглядываем еще в один сетевой продуктовый, там почти та же картина, за исключением моркови, которую предлагают по 1,35 рубля за кило.
Чтобы в дальнейшем цены такими же и оставались, контролем за соблюдением ограничений будут заниматься профсоюзные организации.
— Наша позиция в этом вопросе принципиальная: цены на продукцию, которая производится в стране, должны быть прогнозируемыми и доступными не только для отдельных категорий населения, а для всех граждан, — отметил заместитель председателя Федерации профсоюзов Владимир Поздняков. — Наш январский экспресс-мониторинг, проведенный в 43 магазинах по всей республике, показал, что цены на овощи продолжают расти. Это с учетом того, что стабилизационные фонды заполнены и, по прогнозам специалистов, закрывают потребности населения в местных овощах на межсезонье.
Цифры решили заморозить на уровне сложившихся на рынке в самом начале года. За основу были взяты данные Минсельхозпрода и областей и те отпускные цены, которые действовали 1 января 2022 года. При этом, формируя пределы, эксперты МАРТ учли затраты на хранение. В цене также заложена рентабельность производителя сельхозпродукции до 20 % и держателей стабилизационных фондов — до 10 %. А что касается розничных цен, они получены расчетным путем от отпускной цены, которая будет зафиксирована, плюс 30 % торговой надбавки.
Мировая конъюнктура в сфере продовольствия продолжает оставаться неблагоприятной, цены улетают вверх. В соседних странах традиционно зимой темпы роста на плодоовощную продукцию ускоряются. Практически всегда дифференциация цен и у нас начинает увеличиваться, наши производители пользуются этим и либо «подкручивают» цифру на внутреннем рынке, либо начинают активно экспортировать.
Георгий Гриц, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», кандидат экономических наук:
— Регулировка цен на такие товары как овощи и фрукты — дело непростое. Особенно в зимне-весенний период, когда их тяжело хранить. Одно дело — крупа или консервы, ограничивать цены на них можно без лишних проволочек. Для плодовоовощной продукции важно правильно просчитать все нюансы и не оставить в проигрыше ни потребителя, ни производителя, ни продавца.
В мировой практике ограничение цен и другие рычаги для социальной поддержки применяются давно. Особенно преуспели в этом деле Германия и США. Там существуют талоны на продовольствие, работают отдельные магазины с низкими ценами. Однако подобные меры рассчитаны не на все население, а касаются лишь отдельных категорий нуждающихся граждан.