ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

Главный результат четвертой пятилетки (2011 — 2015 годы) — сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения.
Несмотря на возникший кризис в странах–соседях, мы не только предотвратили обвал, но и обеспечили положительный рост экономики за пятилетие. Более того, по ряду направлений нам удалось добиться значимых результатов.
Беларусь вошла в ТОП–50 стран мира с высоким уровнем человеческого развития. 
Согласно Докладу ПРООН о человеческом развитии Республика Беларусь по индексу человеческого развития среди 188 стран мира переместилась с 68–го места в 2000 году на 50–е место в 2015 году.
Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 году.
Повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченного населения с 7,3 процента в 2011 году до 5,1 процента в 2015 году.
Существенно улучшилась демография. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти, сжаты демографические ножницы.
В 2015 году родилось 119 тыс. детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Более половины рожденных детей (57,2 процента) — это вторые, третьи и последующие дети в семьях.
На мировой уровень вышла отечественная медицина по всем без исключения направлениям: кардиология, онкология, травматология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, педиатрия и трансплантология.
Наших врачей ценят по всему миру. Экспорт услуг в области здравоохранения сегодня осуществляется в 124 страны мира.
Продолжилось массовое строительство доступного жилья. Обеспеченность населения жильем выросла с 24,6 кв. метра в 2010 году до 26,5 кв. метра на одного человека в 2015 году.
Проведена масштабная модернизация промышленности и сельского хозяйства, куда вложено более 40 миллиардов долларов.
Полностью обновлена отрасль деревообработки. Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей. Изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью   450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов. Начато строительство Белорусской АЭС.
Введены в эксплуатацию и технически переоснащены 1184 молочнотоварных комплекса. Автоматизация основных технологических процессов сельскохозяйственного производства позволила увеличить производительность труда в сельском хозяйстве примерно в 1,4 раза.
Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной Беларусь входит в число крупнейших экспортеров молочной продукции. У нас производится 1,4 процента мирового объема молока, в мировом экспорте молочных продуктов доля страны составила около 5 процентов, а по сливочному маслу — около 11 процентов.
Беларусь взяла курс на ускоренную информатизацию. В глобальном рейтинге Международного союза электросвязи по развитию информационно–коммуникационных технологий Беларусь поднялась с 50–го места в 2010 году на 36–е в 2015 году, опередив все страны СНГ.
По экспорту компьютерных и информационных услуг на душу населения Республика Беларусь также находится среди мировых лидеров.

ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ. НАШИ ПРОБЛЕМЫ

Беларусь — страна с открытой экономикой. Наше благосостояние очень сильно зависит от внешних факторов, прежде всего покупательной способности торговых партнеров.
Кризис в странах–соседях, в России и Украине, на наших традиционных рынках, сильно ударил по Беларуси. Спрос на наши товары сократился. Конкуренция резко выросла. Как следствие, упали экспорт, доходы предприятий и бюджета.
Это явилось одной из ключевых причин того, что ряд намеченных задач не был решен.
Рост ВВП, экспорта, реальных доходов оказался значительно ниже запланированного. Произошло замедление темпов роста экономики.
Не удалось обеспечить стабильность белорусского рубля, выросла инфляция.
Некоторые предприятия оказались в тяжелом финансовом положении. В отдельных случаях появилась напряженность с выплатой заработной платы.
Внешние обстоятельства не были единственной причиной экономических трудностей, они лишь обострили ряд внутренних проблем нашей экономики.
По–прежнему мы страдаем от низкой производительности труда и высоких издержек производства.
Структура управления экономикой требует совершенствования. Управленческие технологии отстают от требований времени.
Тормозится внедрение инноваций, падают качество продукции и конкурентоспособность.
Нам так и не удалось привлечь в экономику страны масштабные прямые иностранные инвестиции. Во главу угла ставится кредитование (то есть жизнь в долг), а не привлечение прямых инвестиций в акционерный капитал предприятий.
Вырос внешний долг страны.
Доля малого и среднего бизнеса в Беларуси пока невысока.

Обозначенные проблемы серьезны, но не катастрофичны. Их преодоление станет одной из ключевых задач текущей пятилетки.

1

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Во второй половине прошлого века человечество впервые в своей истории вступило в принципиально новую эпоху глобализации.
Мир стал взаимозависим. Появление Интернета и глобальной финансовой системы сделало эту зависимость необратимой.
Глобализация дает каждой стране и каждому человеку огромные возможности. Но одновременно резко усиливается конкуренция.
Только те страны, которые быстрее других освоят лучшие достижения всего человечества и будут способны быстро меняться по требованию времени, имеют шанс на процветание.
Сегодня мир переходит от индустриальной фазы развития к экономике знаний. Конвейерное массовое производство утрачивает свое значение. Традиционные отрасли меняются изнутри — на смену заводским рабочим массово приходят роботы и трехмерная печать, финансы и торговля переходят в Интернет, сплав био– и информационных технологий обещает новую эру в медицине и продлении жизни человека. Сельское хозяйство стало высокотехнологичной сферой. Традиционный крестьянский труд в странах с передовым сельским хозяйством заменяется новейшими информационными и биотехнологиями.
Мировая наука стоит на пороге принципиальных прорывов в создании искусственного интеллекта. Машины учатся общаться и взаимодействовать между собой без участия человека.
Образование становится дистанционным и непрерывным. Специалисту 21 века придется учиться всю жизнь.
Фундаментальные сдвиги в развитии цивилизации дают Беларуси шанс. Мы можем быстро построить новые отрасли экономики. Можем оживить традиционные сектора за счет ускоренной информатизации и новых методов управления. Можем стать одним из ключевых центров притяжения капитала и концентрации технологий в Восточной Европе.
Но у цивилизационной развилки есть и другой путь. Всегда существует риск впасть в состояние застоя из–за опасения перемен, которые так или иначе неизбежны.
Все зависит от нас и от нашего выбора.
Наш выбор в пользу энергичного развития Беларуси, а не застоя; в пользу открытости миру, а не изоляции; в пользу прогресса, а не стагнации.

ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА. НАШИ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ

Главная цель развития страны на 2016 — 2020 годы — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
В 2020 году прирост к 2015 году составит:
ВВП — 12 — 15 процентов;
реальных денежных доходов граждан — 9,5 — 11,6 процента.
К концу 2020 года ставки по кредитам снизятся до 9 — 11 процентов.
У каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру.
Продолжительность жизни вырастет до 75,3 года.
Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах.
ИНВЕСТИЦИИ — это развитие и рост экономики. Это не только деньги, но и новейший опыт и технологии.
ЗАНЯТОСТЬ — это возможность каждого гражданина своим трудом обеспечить себя и свою семью.
ЭКСПОРТ — основа нашей открытой экономики, поступления валюты в страну, прибыли предприятиям, налогов в бюджет.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — это наша конкурентоспособность в современном мире.
МОЛОДЕЖЬ — это главный потенциал государства и будущее страны.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1. Раскрепощение деловой инициативы
Беларусь — страна равных возможностей. Роль государства будет заключаться в создании благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе. Любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний сможет начать свое дело в Беларуси или найти работу по душе.
Государство обеспечит защиту и неприкосновенность прав частной собственности, снимет ограничительные барьеры, либерализирует контрольную деятельность.
Для этого предусматривается:
расширение форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение эффективности бюджетно–налоговой и денежно–кредитной политики;
введение административной (а при повторном совершении — уголовной) ответственности за вмешательство должностных лиц правоохранительных (контролирующих, надзорных) органов в законную деятельность субъектов хозяйствования;
существенное снижение финансовых санкций за незначительные нарушения;
радикальное упрощение и сокращение числа видов и форм отчетности;
внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности;
сокращение количества лицензируемых видов деятельности;
введение института налоговых консультантов в целях качественного предоставления соответствующих услуг.
2. Принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела
Вновь создаваемые на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятия будут освобождены в течение двух лет от налога на прибыль и налога на недвижимость.
Государство в рамках соответствующей программы поддержит расширение инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионах республики (технопарки, венчурные организации, центры поддержки, инкубаторы малого предпринимательства).
Предусматривается:
сформировать пакет базовых услуг, которые будут предоставляться бизнесу на безвозмездной основе;
обеспечить осуществление административных процедур в электронном виде, начиная от подачи заявок и заканчивая получением результатов в виде электронного документа.
Планируется упростить передачу неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности государства, для создания производственного бизнеса и новых рабочих мест.
Инструменты экономического регулирования будут направлены на поддержание добросовестной конкуренции и противодействие монополизму.
Прямое регулирование цен и тарифов будет сохранено только на услуги, оказываемые предприятиями, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках, и естественными монополиями, а также на отдельные группы товаров (в частности, топливо, электро– и теплоэнергию).
Для эффективного обеспечения равных конкурентных условий хозяйствования на базе Министерства торговли создается антимонопольный орган Республики Беларусь.
Реализация намеченных мер позволит сформировать полноценную конкурентную среду, установить единые правила ведения бизнеса.
Результатом решения поставленных задач станет рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости с 28,7 процента в 2014 году до 40 процентов в 2020 году.
3. Снижение инфляции и процентных ставок 
Основная цель денежно–кредитной политики — снижение к концу 2020 года уровня инфляции до 5 процентов.
Это означает:
для экономики — макростабильность;
для предприятий — доступные кредиты;
для каждого гражданина — прекращение роста цен. 
Ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок в экономике.
По итогам 2017 года уровень процентных ставок по новым кредитам в национальной валюте прогнозируется в размере 17 — 18 процентов годовых, 2018 года — 14 — 15 процентов годовых, 2019 года — 11 — 12 процентов годовых, 2020 года — 9 — 11 процентов годовых.
Развитие конкуренции в банковском секторе и внедрение современных технологий приведет к снижению стоимости и росту доступности банковских услуг.
Курсовая политика останется гибкой. Золотовалютные резервы существенно увеличатся и будут поддерживаться на безопасном уровне.
4. Создание полноценного финансового рынка
Полноценный финансовый рынок — обязательное условие устойчивого экономического роста.
Ключевые задачи — обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, устойчивости банковской системы страны, привлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор.
Развитие финансового рынка даст населению привлекательные сферы вложения денег.
Планируется обеспечить свободную куплю–продажу акций отечественных и иностранных организаций всех форм собственности.
Будет либерализирована валютная система. Предполагается, что сроки возврата валютной выручки в страну будут устанавливаться в контрактах, будут отменены обязательная продажа и целевая покупка иностранной валюты, ограничения на открытие счетов в иностранных банках.
Для реального сектора экономики финансовый рынок предоставит новые, более доступные источники финансирования: корпоративные облигации, проектное финансирование, размещение акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.
Обеспечение макроэкономической стабильности вместе с мерами по улучшению инвестиционного климата создадут основу для улучшения суверенного кредитного рейтинга страны, белорусских банков и предприятий. Это позволит существенно облегчить доступ предприятий к финансовым ресурсам для инвестиционного развития.
Продолжится совершенствование деятельности Банка развития Республики Беларусь как государственного института поддержки приоритетных направлений развития экономики. Основной акцент будет сделан на кредитовании экспорта, финансировании инвестиционных проектов, в том числе государственно–частного партнерства.
Возрастет доступность финансовых услуг для населения и предприятий через ускоренное развитие современных информационных технологий. Все получат возможность осуществлять широкий спектр банковских операций дистанционно, не приходя в банк. Это приведет к сокращению операционных издержек банков и, соответственно, снижению стоимости банковских услуг для пользователей.
5. Финансовое оздоровление реального сектора экономики
Предусматривается дифференцированный подход к восстановлению платежеспособности организаций реального сектора экономики. Финансовое оздоровление предприятий станет основой для повышения дисциплины взаиморасчетов, снижения уровня кредиторской и дебиторской задолженности.
Дефицит собственных оборотных средств предприятий будет ликвидирован путем:
ускорения их оборачиваемости посредством недопущения роста складских запасов и дебиторской задолженности;
последовательного снижения ставок по кредитам, что уменьшит отток оборотных средств;
точечной реструктуризации текущих обязательств, в том числе с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций Правительства;
снижения всех видов затрат в соответствии с требованием Президента Республики Беларусь. Вопросы оказания господдержки без выполнения этого требования рассматриваться не будут;
привлечения инвесторов.
Одновременно предусматривается управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств, затраты на поддержку которых превышают отдачу от них, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование высвобождающихся трудовых ресурсов. При этом будут обеспечены социальная защита работников, активное участие профсоюзных организаций в решении задач создания новых и оптимизации действующих рабочих мест.
6. Сбалансированный бюджет без роста налоговой нагрузки
Бюджетно–налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально–экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы.
В бюджетной политике будут обеспечены:
бездефицитный бюджет;
переход к трехлетнему бюджетному планированию;
оптимизация механизмов распределения доходов бюджетов;
широкое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
оказание государственной поддержки на основе равного доступа, конкуренции и соответствия рыночным требованиям;
постепенное сокращение государственного долга.
Будет сохранена социальная направленность бюджетных расходов, а также увеличена доля расходов на инновационное развитие.
В целях обеспечения устойчивого регионального развития нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин), формирующих основной объем доходов бюджетов районов и городов областного подчинения, будут сохранены на срок не менее трех лет. Это повысит самостоятельность местной власти в проведении политики регионального развития, появятся дополнительные стимулы для поддержки бизнеса и создания новых рабочих мест.
Мероприятия в области налоговой политики будут направлены на поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, стимулирующего экономический рост. Уровень налоговой нагрузки не увеличится и составит не более 26 процентов от ВВП.
Для достижения данной цели предполагается:
введение моратория на ухудшение налогового законодательства;
повышение эффективности налоговой системы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности;
совершенствование подходов к взиманию налога на недвижимость и экологического налога;
освобождение от налога на добавленную стоимость внутрихолдинговых оборотов товаров (работ, услуг);
обеспечение перехода на электронное обслуживание плательщиков.
Будет введен институт «налоговых депозитов», стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Резидентам Республики Беларусь, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны.
7. Модернизация отношений собственности 
Сохранение государственной собственности или расширение частной — не самоцель. Они должны быть эффективными и прибыльными.
Предусматриваются:
передача в коммунальную собственность предприятий, не имеющих стратегического значения, в целях привлечения инвесторов в акционерный капитал;
внедрение передовых мировых практик корпоративного управления на государственных предприятиях с установлением главного критерия для руководителя — максимизация прибыли;
активизация малой и средней приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест;
привлечение ведущих мировых компаний (с капитализацией более миллиарда долларов) в Республику Беларусь для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью;
выпуск акций крупнейших компаний на международных биржах Лондона, Нью–Йорка, Франкфурта с целью роста капитализации данных предприятий и снижения долговой нагрузки.
Министрам, председателям облисполкомов и Минского горисполкома будут предоставлены дополнительные права на отчуждение части акций государственных предприятий.
Планируется утверждение упрощенного порядка регулирования отношений собственности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований.
В качестве обязательных условий — наличие эффективного бизнес–плана, годового отчета и аудиторского заключения о состоятельности инвестора. Процесс привлечения инвесторов будет прозрачным и конкурентным.
8. Повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций 
Инвестиционная политика будет базироваться на рыночных принципах предоставления инвестиционных ресурсов, эффективности их использования, улучшении делового климата.
В новой пятилетке приоритеты инвестиционной политики смещаются в реальный сектор, а точнее — в проекты с высокой окупаемостью. Это предполагает прежде всего обновление активной части основных средств, приобретение передовых технологий, информационных систем, робототехники.
Основными направлениями использования инвестиций станут:
создание высокоэффективных и экспортоориентированных производств, новых рабочих мест в сфере услуг;
реализация приоритетных программ в социальной сфере;
строительство объектов инженерной инфраструктуры, в том числе Белорусской АЭС.
Предоставление государственной поддержки и льготных кредитных ресурсов на выполнение инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках государственных программ с учетом их направленности на реализацию приоритетных направлений социально–экономического развития страны.
Инвестиции, не имеющие прямого экономического эффекта и окупаемости, но направленные на обеспечение национальной безопасности и решение стратегически важных для страны социальных вопросов, будут осуществляться в пределах бюджетных возможностей.
Инвестиционные потоки с государственной поддержкой по ключевым направлениям сосредоточены в 20 государственных программах. В 2016 — 2020 годах будет реализовано более 80 крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 27 млрд. долларов США. В их числе строительство атомной электростанции в Республике Беларусь; организация производства легковых автомобилей в Республике Беларусь СЗАО «БЕЛДЖИ», создание Китайско–Белорусского индустриального парка «Великий камень», разработка месторождений калийных удобрений со строительством горно–обогатительных комплексов на Петриковском и Старобинском месторождениях, строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК», строительство завода по производству металлического листа и белой жести ОАО «ММПЗ–групп», проектирование и строительство экспериментального многофункционального комплекса «Минск–Мир» и другие.
Приоритетным источником модернизации экономики в текущей пятилетке являются прямые иностранные инвестиции.
Задачам их активного привлечения и эффективного использования будут подчинены все инструменты экономической политики.
Предусматриваются безусловное обеспечение права инвестора на распоряжение полученной прибылью и дивидендами, свободное движение капитала, совершенствование системы гарантий для международных инвесторов на основе лучшей мировой практики.
Планируются углубление производственной кооперации и промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, включение белорусских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.
Статус Национального агентства инвестиций и приватизации будет повышен, а его полномочия расширены.
Ключевым показателем эффективности работы министров и губернаторов станет объем привлечения прямых иностранных инвестиций.
Притоку дополнительных финансовых средств в экономику будет способствовать дальнейшее развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Реализация инвестиционных проектов на принципах государственно–частного партнерства, эффективное распределение рисков и ответственности между бизнесом и государством позволят реализовать долгосрочные инфраструктурные проекты.
Доля инвестиций в основной капитал будет поддерживаться на уровне экономической безопасности — не менее 25 процентов к ВВП.
9. Эффективное государственное управление
Самое современное производство даст желаемую отдачу лишь при эффективном управлении. Поэтому в текущей пятилетке наряду с дальнейшей комплексной модернизацией базовых отраслей и ускоренным формированием новых высокотехнологичных секторов предусматривается обновление системы управления экономикой.
В этих целях предусматривается:
разграничение функций государства как регулятора и собственника;
сокращение излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов;
расширение полномочий и сфер ответственности органов местного управления и самоуправления;
укрепление позиций Национального собрания Республики Беларусь на международной арене;
формирование компактного Правительства;
перевод к 2020 году всех административных процедур в электронный формат;
повышение престижа государственной службы;
организация системы стажировок государственных служащих в ведущих мировых образовательных центрах.
В результате последовательной реализации намеченных мер будет создан эффективный компактный государственный аппарат.
10. Четкие критерии оценки руководящих кадров
Главная цель — повысить эффективность управления: дать руководителям всех уровней свободу действий, предоставив необходимые полномочия для принятия решений, право на риск, инициативу, при усилении персональной ответственности за состояние дел на вверенном участке работы, внедрении действенных мотивационных механизмов.
Оценка эффективности работы кадров по выполнению Программы будет осуществляться исходя из важнейших критериев, предусмотренных в Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально–экономического комплекса Республики Беларусь».
2

Слагаемые роста конкурентоспособности экономики, основанного на инновациях

Цифровая трансформация экономики (информатизация)
В текущей пятилетке в сфере информатизации нам предстоит решить двенадцать ключевых задач.
1. Создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций в Восточной Европе. Реализация программы «Оптоволокно в каждый дом». Расширение проекта создания сотовой связи четвертого поколения на территорию всей страны. По мере разработки новейшего стандарта связи пятого поколения мы запустим соответствующие пилотные зоны на территории Беларуси.
Уровень проникновения Интернета к 2020 году составит минимум 80 процентов домохозяйств.
2. Создание полноценного электронного правительства. Ориентир по качеству и полноте электронных услуг — Южная Корея (мировой лидер в данной области). К 2020 году все базовые административные услуги должны оказываться в электронном виде. Все жители страны будут иметь возможность использовать электронную подпись.
Получить любые документы, справки можно будет быстро, легко и удобно, все административные процедуры станут прозрачными.
3. Стандартом для новых домов и квартир должна стать система «Умный дом». Во всем вновь вводимом жилье граждане будут иметь возможность использовать эту систему.
4. Максимальное внедрение во все отрасли экономики технологий сбора и обработки больших массивов данных, прежде всего в медицине, торговле и сельском хозяйстве.
5. Изучение возможностей использования новейших технологий передачи и хранения информации в банковской сфере, государственном управлении, нотариате и других.
6. Снятие всех административных барьеров, мешающих развитию электронной торговли, а также использованию ведущих мировых и региональных платежных систем.
7. Оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом. Широкое использование электронных средств обучения (электронные дневник, журнал, учебник и другие).
8. В транспортной сфере — создание автоматизированных систем мониторинга и управления состоянием транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных комплексов регулирования дорожного движения, систем учета топливных ресурсов.
9. В промышленности — внедрение автономных производственных комплексов, систем управления на основе концепции «Интернет вещей», технологий трехмерной печати, полная цифровая интеграция инженерно–конструкторских работ по всей цепочке создания стоимости.
10. В сельском хозяйстве — переход к точному земледелию, основанному на широком использовании данных спутниковых систем связи и навигации, автоматизированных систем сбора информации и управления процессами.
11. В жилищно–коммунальном хозяйстве — повсеместное внедрение систем автоматического учета и регулирования потребления топливно–энергетических ресурсов, контроля за техническим состоянием объектов инфраструктуры, полнотой и правильностью начисления и оплаты жилищно–коммунальных услуг.
12. Создание в Республике Беларусь правовой, образовательной и инвестиционной среды (включая вопросы налогообложения, защиты интеллектуальной собственности и инвестиций, движения капитала), максимально благоприятной для развития цифровых технологий, новых технологических проектов, бизнеса в сфере информационных технологий и прочего.
Комплексное развитие национальной инновационной системы
Интенсивному инновационному развитию национальной экономики будет способствовать проведение стимулирующей бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и инвестиционной политики.
Повысится роль отраслевой и фундаментальной науки, будет обеспечена ее интеграция с производством. Национальная академия наук Беларуси должна стать инновационно–производственной корпорацией для формирования высокотехнологичного сектора на собственной исследовательской и технологической базе. Особая роль ей принадлежит в интенсивном развитии космической деятельности, нано– и биоиндустрии, робототехники.
Развитие рынка научно–технической продукции будет обеспечено за счет упрощения условий коммерциализации результатов научно–технической деятельности, принадлежащих государству, гарантированного обеспечения охраны, защиты и управления объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках.
Инновационная инфраструктура укрепится индустриальными площадками для создания высокотехнологичных производств.
Стимулирование инновационного предпринимательства планируется осуществить за счет расширения грантовой формы финансирования научных и инновационных проектов.
Уровень наукоемкости ВВП за счет всех источников финансирования превысит 1 процент.
Ускоренное формирование высокотехнологичного сектора
Ставка будет сделана на:
индустрию информационно–коммуникационных технологий;
атомную и возобновляемую энергетику;
био– и нанотехнологии;
фармацевтическую промышленность;
приборостроение и электронную промышленность.
Вблизи Белорусской АЭС будет создан кластер электроемких инновационных производств, осуществлен переход на электрообогрев помещений в жилищном строительстве.
Предполагается освоить новые технологии:
углубленной переработки молочного и мясного сырья с использованием методов биохимической модификации;
производства инновационных биоудобрений;
выпуска новых лекарственных средств (противоопухолевого, антиаритмического и антимикробного лечебного действия).
Будет сформирован инновационно–промышленный комплекс в сфере разработки и производства сложной медицинской техники, систем обеспечения безопасности, оборудования неразрушающего контроля и аналитического приборостроения.
В микроэлектронике будет освоено производство матриц для систем обработки информации космических летательных аппаратов, полупроводниковых приборов мощной силовой и высоковольтной электроники, высокочастотных микросхем и микросистем.
Ускоренное развитие получат фотоника (оптика, лазерная и тепловизионная техника, прочая техника двойного назначения), а также производство электрического транспорта и автокомпонентов к нему.
Будет освоено производство новых конструкционных материалов для медицины, машиностроения и строительства.
Планируется организация серийного производства беспилотных авиационных комплексов.
Будет создана сеть национальных исследовательских лабораторий (центров) и инновационно–промышленных объединений, ориентированных на реализацию полного инновационного цикла. Централизация средств инновационных фондов позволит сконцентрировать ресурсы для целевого финансирования проектов и мероприятий Государственной программы инновационного развития.
В результате намеченных мер удельный вес высокотехнологичных видов деятельности в общем объеме промышленного производства увеличится с 3,2 процента в 2015 году до 4 — 6 процентов в 2020 году.
Снижение затрат и повышение качества продукции
Снижение затрат на производство и реализацию продукции является ключевым резервом повышения финансовой устойчивости и прибыльности работы организаций.
Государственная поддержка субъектам хозяйствования в текущем пятилетии будет оказываться лишь при условии существенного сокращения материало– и энергоемкости продукции. Это будет одним из ключевых показателей эффективности хозяйствования и критерием стимулирующих выплат работникам.
Основными направлениями снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются:
сокращение условно–постоянных и непроизводственных расходов;
технологическое переоснащение промышленных производств;
установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов за счет сокращения отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных ресурсов;
внедрение современных систем управления ресурсами, оптимальных схем и источников энергоснабжения промышленных объектов, режимов их работы.
Снижение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и повышение их качества станут обязательными критериями при формировании и защите ежегодных бизнес–планов организаций.
Особое внимание будет уделено совершенствованию систем управления качеством, унификации технических нормативных актов с требованиями наиболее перспективных международных стандартов. Планируется усиление контроля за качеством выполнения отраслевых технологических регламентов.
Повышение конкурентоспособности традиционных отраслей промышленности
Производственные мощности отечественных предприятий будут оптимизированы исходя из реального спроса на выпускаемую продукцию на внешнем и внутреннем рынках.
Предусматриваются повышение технического уровня действующих мощностей и вывод из эксплуатации избыточных. Ориентиром эффективности являются внедрение в производство современных технологий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и создание новых производств с уровнем производительности труда не ниже среднеевропейского.
Политика рационального импортозамещения будет направлена как на увеличение локализации сборочных производств, так и на производство экономически эффективной импортозамещающей продукции. Целевая задача — создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Реализация этого направления позволит достичь прироста ежегодной выручки от реализации продукции не менее чем на 600 млн. долларов США в промышленности и сфере услуг.
В производстве машин и оборудования необходимо создать новые модификации тракторов, оснащенных двигателями самых прогрессивных стандартов, расширить производство энергонасыщенных тракторов, освоить производство дизельных двигателей для автомобильной, тракторной и внедорожной техники экологического класса Евро–5 и Евро–6.
В автомобилестроении предстоит освоить выпуск технически сложных узлов и деталей, расширить использование современных композитных конструкционных материалов, электромеханических и гибридных силовых установок, внедрить интеллектуальные системы контроля за технологическими процессами и управления ими.
В транспортном машиностроении будет освоено производство малотоннажных грузовых автомобилей, микро– и электроавтобусов, большегрузных автомобильных кранов и другой импортируемой в настоящее время техники. Расширится модельный ряд пригородных и междугородних автобусов. Будет введена первая очередь нового завода по выпуску легковых автомобилей.
В производстве электротехники планируется освоить выпуск трансформаторов для стран Европейского союза с минимальным уровнем потерь, электродвигателей повышенного и высокого классов энергоэффективности, оборудования для сборки полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, расширить ассортимент бытовой техники с улучшенными качественными характеристиками.
В металлургии будет создано производство специальных сталей, высокоточного литья, металлокорда для крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, организована линия по производству труб нефтегазового назначения, построен завод по выпуску тонкой белой жести для нужд пищевой промышленности.
Развитие химического производства будет осуществляться в увязке с модернизацией нефтепереработки. Предусматриваются создание мощностей малотоннажной химии, современных комплексов по производству полиэфирной продукции, организация производства азотной кислоты и освоение выпуска новых видов волокон, конструкционных материалов и изделий.
Выход на полную мощность модернизированных производств в деревообработке и целлюлозно–бумажной промышленности позволит увеличить с 42 до 60 процентов долю продукции глубокой переработки древесины и заместить экспорт древесного сырья продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Планируется завершить модернизацию крупнейших предприятий легкой промышленности на базе лучших мировых технологий. Расширится ассортимент и вырастет конкурентоспособность продукции текстильной, швейной и кожевенно–обувной отраслей. Курс будет взят на максимальное замещение импортной одежды, обуви качественными и современными товарами отечественного производства. Важный вклад будет внесен динамично развивающимися частными производственными предприятиями этой отрасли. Планируется повсеместное распространение опыта работы Брестской области в данном направлении.
Главными целями развития энергетики являются повышение эффективности и надежности функционирования энергосистемы с учетом ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС, обеспечение потребности экономики республики и населения в энергоресурсах.
Предстоят формирование оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и его интеграция в создаваемый общий рынок ЕАЭС.
Будет обеспечена диверсификация видов и поставщиков топливно–энергетических ресурсов, в том числе путем строительства и поэтапного ввода в эксплуатацию двух блоков Белорусской АЭС к 2021 году, наращивания объемов использования местных топливно–энергетических ресурсов.
С 2019 года планируется минимизировать импорт электроэнергии и реализовать межотраслевой комплекс мер по стимулированию потребления электроэнергии в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, а также по ее эффективной интеграции в энергосистему страны. Предусматривается принять меры по экспорту электроэнергии в страны Европейского союза.
К концу пятилетия будет обеспечено сокращение использования природного газа по сравнению с 2015 годом в объеме порядка 1,5 млн. тонн условного топлива.
Совершенствование тарифной политики в сфере электро– и теплоснабжения будет осуществляться посредством ужесточения контроля за уровнем и структурой затрат, сокращения перекрестного субсидирования, стимулирования энергопотребления в период непиковых нагрузок. Предусматривается оптимизация тарифов на электроэнергию, используемую для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Снижение себестоимости электрической и тепловой энергии будет осуществляться за счет реализации энергоснабжающими организациями эксплуатационно–технических и энергосберегающих мероприятий, сокращения непроизводственных расходов административно–управленческого персонала и прочих расходов, включаемых в затраты на производство энергии.
Основные цели нефтепереработки — обеспечение экономически эффективного производства важнейших видов нефтепродуктов и сырья для нефтехимического комплекса, наращивание экспортного потенциала страны. Для их достижения предусматривается реализация инвестиционных проектов, направленных на увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов, обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза.
В результате реализации данных проектов глубина переработки нефти в 2017 — 2018 годах составит 90 процентов по каждому нефтеперерабатывающему заводу.
Основной целью развития газового сектора является надежное обеспечение природным газом потребителей в востребованных объемах.
В целях сдерживания падения добычи нефти в республике будут реализованы инновационные методы ее разведки и добычи. Планируется расширить присутствие белорусских компаний на энергетических рынках за рубежом.
Задачами энергетической политики останутся снижение энергоемкости валового внутреннего продукта и обеспечение энергетической безопасности Беларуси.
За текущую пятилетку производство промышленной продукции увеличится на 9,1 — 15,2 процента.
Обеспечение конкурентных преимуществ в сельском хозяйстве
Отечественное сельское хозяйство выйдет на качественно новый уровень развития за счет повышения финансовой устойчивости и технологического уровня. Продолжится работа по привлечению в агропромышленный комплекс частных инвесторов на принципах окупаемости и эффективности.
Акцент будет сделан на строгом соблюдении технологических требований, обеспечении производственной дисциплины и эффективной организации труда.
Предстоит решение следующих задач:
реструктуризация и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, совершенствование системы имущественных отношений;
повышение ответственности председателей райисполкомов за обеспечение безубыточной работы сельскохозяйственных организаций с учетом мер государственной политики в агропромышленном комплексе;
наращивание и диверсификация высокодоходного экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
формирование механизма, стимулирующего сельскохозяйственных производителей к снижению затрат и эффективной деятельности;
совершенствование системы управления агропромышленным комплексом.
Повышение эффективности растениеводства будет обеспечиваться на основе углубления специализации производства продукции с учетом почвенно–климатических и экономических условий хозяйствования, оптимизации структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, совершенствования сортов и создания высокоурожайных культур.
Снижение удельного уровня затрат на производство продукции растениеводства будет обеспечено посредством широкого использования в земледелии информационных технологий и внедрения точного земледелия.
В результате намеченных мер урожайность зерновых культур к 2020 году составит не менее 41 центнера с гектара, что позволит получить до 10 млн. тонн зерна.
Будет решена задача по обеспечению потребности внутреннего рынка в основных видах плодоовощной продукции, наращиванию экспорта свежих овощей, фруктов, ягод и продуктов их глубокой переработки.
Развитие животноводства будет направлено на повышение его эффективности и расширение экспортной ориентированности.
Выполнению поставленных задач будут способствовать улучшение селекционно–племенной работы в животноводстве, обеспечение поголовья скота и птицы отечественными сбалансированными кормами, в том числе белком.
Намечено завершение ранее начатого строительства животноводческих объектов с высокой степенью строительной готовности, заполнение их высокопродуктивным племенным скотом. Новое строительство будет осуществляться на конкурсной основе исходя из принципов окупаемости проекта и возможности обеспечения возврата кредитных ресурсов, подтвержденных источников финансирования.
Реализация намеченных мер позволит увеличить производство продукции животноводства на 18,3 процента к уровню 2015 года. Средний удой молока от коровы в 2020 году составит не менее 6500 килограммов; среднесуточные привесы на выращивании и откорме крупного рогатого скота — не менее 700 граммов, свиней — 600 граммов, птицы — 62 граммов.
Предусматривается формирование условий для эффективного производства и реализации органической сельскохозяйственной продукции.
Структурные преобразования в агропромышленном комплексе предусматривают:
совершенствование системы и механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса, в том числе посредством оптимизации функций и состава органов государственного управления;
создание крупных кооперативно–интеграционных формирований, объединяющих производство сельскохозяйственного сырья, переработку и сбыт конечной продукции, в том числе продуктовых компаний (холдингов);
реформирование убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их финансовое оздоровление;
передачу в доверительное управление и продажу устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных унитарных предприятий как имущественных комплексов, переход на новые формы и методы предпринимательской деятельности, включая развитие малого агробизнеса.
Реализация намеченных мер позволит увеличить рентабельность продаж с 2,4 процента в 2015 году до 10 процентов в 2020 году, создать дополнительно не менее 3,5 тыс. рабочих мест в сфере агробизнеса, нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания до 7,5 млрд. долларов США.
Лес — богатство Беларуси

Лес — драгоценный дар природы, легкие страны. Полная и эффективная переработка древесины и одновременно сбережение леса — вот две ключевые задачи в лесной отрасли.
Базовые направления:
увеличение доходов лесного хозяйства за счет прироста расчетной лесосеки и оптимизации процентного соотношения площадей эксплуатационных и защитных лесов;
совершенствование методов лесоустройства в местах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства;
расширение посева и посадки хозяйственно–ценных пород, создание плантационных лесных культур целевого назначения;
развитие рынка услуг по заготовке древесины;
техническое переоснащение лесного хозяйства.
Планируется увеличение протяженности дорожно–транспортной сети в лесном фонде не менее чем на 600 километров за пятилетку, а также комплексная механизация лесосечных работ с обеспечением доли заготовки древесины техникой нового поколения до 65 процентов.
В результате объемы заготовки древесины в 2020 году по сравнению с 2015 годом увеличатся более чем в 1,2 раза, а площадь лесов не сократится.
Будет сформирован полноценный рынок лесных ресурсов, полностью обеспечивающий потребности отечественной деревообрабатывающей и целлюлозно–бумажной промышленности.
Рост эффективности строительства, обеспечение населения качественным и доступным жильем
Основными задачами развития строительного комплекса являются повышение качества строительства и снижение сметной стоимости строительства, рост экспорта строительных услуг.
Будут созданы все необходимые условия для активизации жилищного строительства граждан и юридических лиц.
В целях улучшения жилищных условий населения, обеспечения доступности возводимого жилья предусматривается дальнейшее развитие рынка арендного жилья в увязке с финансовыми ресурсами, в том числе за счет средств организаций и частных инвесторов.
Важным направлением развития жилищного строительства станет поддержка индивидуального строительства, малоэтажного домостроения, в том числе деревянного.
В целях развития индивидуального жилищного строительства будут внедряться прогрессивные технологии, прежде всего модульные конструкции, обеспечивающие высокие темпы и низкую стоимость строительства.
Большое внимание будет уделено строительству многоквартирного доступного и комфортного жилья типовых потребительских качеств с выходом на 100–процентное энергоэффективное исполнение в 2020 году.
Предусматривается выделение в достаточном количестве земельных участков под индивидуальную застройку и их обеспечение в полном объеме инженерной инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение), включая расположенные в сельской местности. Предусматривается активная застройка в городах–спутниках, определенных решениями Президента Республики Беларусь. Модель их развития будет комплексной — создание социальной и производственной инфраструктуры, новых рабочих мест.
Для этого будут внедрены особые финансовые механизмы для строительства инфраструктуры за счет местных бюджетов и привлечения частного капитала.
Акцент будет сделан на внедрение прогрессивных схем: жилищных строительных сбережений, современной системы доступного ипотечного кредитования, лизинга жилых помещений.
Будет продолжена работа по сдерживанию роста стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, в том числе строящегося с государственной поддержкой, за счет строительства жилья по проектам экономичных жилых домов типовых потребительских качеств и снижения затрат на строительство на всех стадиях инвестиционно–строительного цикла.
Финансовые средства, которые граждане тратят на приобретение и строительство жилья, будут освобождены от декларирования и предъявления налоговых претензий.
Одним из ключевых показателей эффективности работы строительного комплекса будет соответствие стоимости квадратного метра жилья средней заработной плате по стране.
Предусматриваются:
снижение сметной стоимости строительства за счет оптимизации затрат по полному циклу строительных работ (от проектирования до ввода в эксплуатацию объекта) и сокращения их продолжительности;
внедрение системы управления качеством строительных проектов;
улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик возводимых зданий и сооружений с постепенным их приближением к передовым международным стандартам;
расширение объемов строительства объектов «под ключ» и внедрение современных технологий для возведения энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений;
активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны.
Планируется обеспечить более широкое применение отечественных строительных материалов с высокими техническими характеристиками.
Доля использования отечественных сырья и материалов в строительстве увеличится до 85 процентов в 2020 году.
В результате принятых мер предусматривается доведение доли индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья до 40 процентов, доли жилья в малых городах — не менее чем до 10 процентов от объема ежегодного ввода в эксплуатацию общей площади жилья.
За пятилетие планируется строительство 18 млн. кв. метров жилых помещений, в том числе 1,55 млн. кв. метров для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку.
Реализация намеченных мер позволит повысить обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя с 26,5 кв. метра в 2015 году до 27,3 кв. метра в 2020 году.
Повышение качества услуг и снижение затрат в жилищно–коммунальном хозяйстве
Основными целями функционирования жилищно–коммунального хозяйства являются повышение эффективности и надежности его работы, предоставление услуг надлежащего качества и в востребованных объемах при одновременном снижении затрат на их оказание и обеспечении прозрачности формирования стоимости таких услуг.
Будет продолжена комплексная автоматизация и диспетчеризация объектов жилищно–коммунального хозяйства.
Совершенствование структуры управления отраслью предполагает разделение функций заказчика и исполнителя жилищно–коммунальных услуг, развитие конкурентной среды и создание условий для привлечения в сферу обслуживания и ремонта жилищного фонда организаций различной формы собственности.
Планово–расчетные цены в жилищно–коммунальном хозяйстве будут формироваться на основе прогрессивных стандартов, недопущения сверхнормативных потерь и носить стимулирующий характер. Система утверждения тарифов будет прозрачной для потребителей, а их обоснованность — контролироваться местными органами власти и на республиканском уровне.
Важной задачей является снижение зависимости от стоимости импортных энергоресурсов посредством увеличения доли местных видов топлива до 52 процентов от общего объема потребления в 2020 году.
Планируется увеличить объемы капитального ремонта жилищного фонда до 3 процентов в год от общей площади многоквартирного жилья, заменить и модернизировать за пятилетие более 11 тыс. лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.
В 2020 году все потребители страны будут обеспечены водоснабжением питьевого качества.
В 2016 году планируется достичь 50–процентного уровня возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно–коммунальных услуг за счет снижения затрат организаций, оказывающих жилищно–коммунальные услуги, и запланированного повышения тарифов.
Начиная с 2017 года повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно–коммунальных услуг будет осуществляться в увязке со снижением затрат на их оказание, ростом доходов населения.
Развитие системы безналичных жилищных субсидий будет направлено на целевую поддержку уязвимых слоев населения, нуждающихся в возмещении за счет средств бюджета части платы за жилищно–коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями.
Развитие транзитной привлекательности и индустрии гостеприимства
Основой развития транзитной привлекательности и создания индустрии гостеприимства будет повышение эффективности использования выгодного географического положения страны. Беларусь станет крупнейшим региональным логистическим центром.
Гостеприимство как комплексная форма обслуживания туристов будет охватывать транспортную сферу, гостиничный и ресторанный бизнес, индустрию развлечений.
Расширение транзитного потенциала планируется достигнуть путем модернизации международных транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, расширения пропускной способности пунктов на государственной границе. Особое направление — развитие белорусского участка Экономического пояса Шелкового пути, соединяющего европейский и евразийский рынки.
Предусматривается завершить строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска, скоростных автодорог, связывающих столицу с областными центрами, и второй взлетно–посадочной полосы в Национальном аэропорту.
Будет построено и реконструировано более 1 тыс. километров республиканских дорог. Это практически в 2 раза больше, чем в предыдущей пятилетке (565 километров).
Предусматривается активное развитие внутреннего водного транспорта с выходом на международные перевозки.
Продолжится строительство транспортно–логистических центров, обеспечивающих полный цикл услуг по доставке грузов клиенту «от двери до двери» и максимальный спектр логистических услуг.
Широкое использование возможностей государственно–частного партнерства, концессионных соглашений позволит привлечь частный капитал в развитие транспортной инфраструктуры.
Развитие потребительского рынка будет направлено на максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах преимущественно отечественных производителей.
В этих целях предусматриваются:
совершенствование торговой сети путем формирования оптимального соотношения крупных розничных торговых сетей и магазинов шаговой доступности;
внедрение новых форм продажи товаров (торговли по образцам, через интернет–магазины);
стимулирование производства и продаж отечественных товаров и услуг;
расширение и обновление обязательного ассортиментного перечня отечественных товаров;
расширение сферы применения безналичных расчетов с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа.
Реализация намеченных мер по развитию торговли позволит повысить обеспеченность населения торговой площадью с 551 до       620 кв. метров на 1000 человек, увеличить долю интернет–торговли в розничном товарообороте до 3,5 процента. Удельный вес продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота в 2020 году будет составлять не менее 85 процентов.
В сфере общественного питания будет продолжена работа по оптимизации его инфраструктуры, развитию сети объектов быстрого обслуживания с белорусской национальной кухней, внедрению современных технологий приготовления пищи, активному развитию придорожного сервиса.
Выход на качественно новый уровень развития рынка туристических услуг будет обеспечен посредством:
развития наиболее перспективных видов туризма (культурно–познавательного, медицинского, оздоровительного, спортивного);
ослабления визовых требований для въездных туристов в целях привлечения большего количества иностранных гостей;
повышения качества обслуживания туристов на основе внедрения международных стандартов;
внедрения передовых технологий и инструментов в систему продвижения туристических услуг Беларуси на мировом рынке;
использования механизма государственно–частного партнерства для вовлечения отечественных и зарубежных инвесторов в развитие туристической инфраструктуры.

РОСТ ЭКСПОРТА И ВЫХОД НА НОВЫЕ РЫНКИ

В предстоящем пятилетии внешнеэкономическая деятельность будет направлена на обеспечение сбалансированности внешней торговли на основе опережающих темпов роста экспорта, использования конкурентных преимуществ страны, эффективного участия в международном разделении труда и интеграционных процессах.
Основные направления внешнеэкономической деятельности:
повышение эффективности национальной системы стимулирования и продвижения экспорта, его таможенного администрирования;
переориентация товарных потоков на новые перспективные рынки при закреплении позиций на традиционных рынках;
расширение торгово–экономических связей с различными странами, региональными объединениями и международными экономическими организациями, в том числе с ВТО.
Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе станет интенсификация партнерства со странами Европейского союза в сферах торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.
Будет активизирована работа по развитию экономического взаимодействия со странами «дальней дуги» в Азиатском, Латиноамериканском, Ближневосточном и Африканском регионах, по выходу и закреплению на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.
Для решения поставленных задач предусматривается:
улучшение товарной структуры экспорта путем увеличения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, номенклатуры товаров с высокой добавленной стоимостью, сокращения удельного веса сырьевого экспорта;
опережающее развитие экспорта услуг, в том числе за счет более эффективного использования транзитных возможностей республики и ускоренного развития наукоемких видов услуг;
обеспечение пакетного принципа продаж, предусматривающего предложение с основным продуктом комплекса сопутствующих товаров и услуг (полноценное пред– и послепродажное обслуживание, консультации, поставка запасных частей, расходных материалов);
диверсификация экспорта;
создание специализированных агентств по продвижению экспорта, осуществляемого субъектами малого и среднего предпринимательства, совершенствование национальной системы экспортного финансирования.
Важным вектором внешнеэкономической деятельности является восстановление присутствия на традиционных рынках, в первую очередь Российской Федерации и ЕАЭС, рост экспорта в Европейский союз, освоение и закрепление белорусских производителей на новых нишах мирового рынка.
В число важнейших направлений внешнеэкономической деятельности в текущем пятилетии входит развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Реализация данного направления предусматривает:
создание условий для развития единого рынка товаров и услуг путем системной работы по ликвидации изъятий и ограничений во взаимной торговле стран — членов ЕАЭС, формирования совместных механизмов страховой, кредитной, лизинговой, выставочно–ярмарочной поддержки экспорта;
формирование согласованной промышленной, аграрной, энергетической и транспортной политики;
углубление производственной интеграции, реализация совместных научно–производственных программ развития приоритетных видов экономической деятельности.
Союзное государство Беларуси и России останется ядром интеграционных процессов в регионе СНГ. Совместные белорусско–российские проекты в промышленности, сельском хозяйстве, научно–техническом, военном и социальном сотрудничестве усилят конкурентные преимущества субъектов хозяйствования двух стран на взаимовыгодной основе.
Будет обеспечена планомерная диверсификация экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками — ЕАЭС, Европейского союза, стран «дальней дуги» и иных стран, что позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости Республики Беларусь от экономики отдельных стран — торговых партнеров.
Диверсификация внешних рынков будет осуществляться путем освоения рынков стран Европейского союза, США, Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, активизации сотрудничества с Китаем и Индией.
Для развития этого направления необходимы разработка и реализация региональных экспортных стратегий, развитие логистической инфраструктуры, включая собственные терминалы в морских портах, использование экономической дипломатии и повышение уровня квалификации специалистов в области внешнеэкономической деятельности.
Главными индикаторами эффективного развития внешнеэкономических отношений являются рост экспорта товаров и услуг за пятилетие на 21 — 25 процентов, превышение темпов роста экспорта над импортом, а также поставка на экспорт не менее 65 процентов произведенной промышленной продукции.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

Социальная политика государства будет направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни белорусских граждан, укрепление демографического потенциала.
Улучшение демографического потенциала страны и укрепление здоровья народа
Целью демографической политики являются стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
В числе основных задач — укрепление здоровья населения, развитие системы поддержки семей с детьми, регулирование внешних миграционных процессов.
В сфере здравоохранения будет обеспечиваться оказание необходимого объема качественной медицинской помощи каждому жителю независимо от его места проживания. Многие виды высокотехнологичной помощи станут обычной практикой в регионах.
Продолжится поэтапное внедрение организации работы участковой службы по принципу врача общей практики, команды — врач, помощник врача по амбулаторно–поликлинической помощи, медицинская сестра.
Планируется введение (строительство) объектов, в том числе учреждений здравоохранения, в новых районах городов, строительство спального корпуса центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями в г. Бресте, диспансерного корпуса ГУ «Республиканский научно–практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова», строительство детской больницы в г. Гомеле.
Расширятся перечни платных медицинских услуг, включая сложные и высокотехнологичные операции. Для этих целей будут созданы крупные частные медицинские центры, в том числе за счет иностранных частных инвесторов с традиционно развитой медициной.
Завершится формирование единого информационного пространства здравоохранения, в том числе внедрение электронной карты пациента, электронного рецепта, будет обеспечено развитие средств телемедицины для улучшения качества диагностики и образовательного процесса, проведение мониторинга состояния здоровья.
Реализация данных мер позволит обеспечить в 2020 году:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года;
снижение детской смертности до уровня не более 40,5 случая на   100 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 18 лет;
снижение смертности трудоспособного населения до 3,8 случая на 1 тыс. человек;
увеличение доли врачей, работающих по принципу врача общей практики, в системе оказания первичной медицинской помощи до 100 процентов.
Поддержка семей с детьми, укрепление института семьи являются общенациональными задачами в текущем пятилетии. Политика государства будет направлена на развитие системы охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование форм социальной защиты семей с детьми.
Продолжится использование созданных механизмов поддержки семьи — формирование семейного капитала, оказание материальной помощи многодетным семьям к учебному году, предоставление широкого спектра социальных услуг семьям с детьми.
Одним из главных компонентов государственной семейной политики станет укрепление семейных ценностей путем развития информационной среды в целях формирования в обществе позитивного образа семьи с детьми, реализации мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и обеспечение семейного благополучия.
Это позволит закрепить положительные тенденции рождаемости и обеспечить повышение коэффициента рождаемости с 12,5 промилле в 2015 году до 13 промилле в 2020 году.
Основная задача миграционной политики Республики Беларусь — повышение эффективности управления миграционными потоками.
Регулирование внешних миграционных процессов будет направлено на содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Беларусь, принятие мер по сокращению оттока образованной молодежи из страны, а также по закреплению иностранных специалистов в организациях республики.
В целом результатом реализации намеченных мер демографической политики должна стать стабилизация численности населения на уровне 9,5 млн. человек.
Обеспечение эффективной занятости населения
Государственная политика будет направлена на обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и ее территориальной мобильности.
Будет обеспечен переход от политики сохранения рабочих мест к политике получения максимального эффекта от одного рабочего места, совершенствования структуры занятости путем перераспределения рабочей силы в растущие сектора экономики, включая высокотехнологичную и наукоемкую сферы.
Особое внимание будет уделено предоставлению первого рабочего места всем выпускникам учреждений высшего, среднего специального и профессионально–технического образования.
Важной задачей остается совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. Предусматривается обеспечить сокращение профессионально–квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочих мест путем организации опережающей профессиональной переподготовки работников, внедрения новых форм обучения, в первую очередь непосредственно на производстве.
Реструктуризация производства будет носить социально ответственный характер, а также будет направлена на смягчение ее негативных последствий и содействие трудоустройству граждан на новые рабочие места — не менее 50 тыс. ежегодно.
Реализация мер по повышению трудовой мобильности рабочей силы будет способствовать перераспределению кадров в регионы с дефицитом трудовых ресурсов.
Продолжится работа по стимулированию экономической активности незанятого населения посредством развития предпринимательства, расширения гибких форм трудовой деятельности, надомного труда. Будут созданы максимально благоприятные условия для самозанятости населения.
Предусматриваются внедрение и развитие механизмов интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Целенаправленные меры активной политики на рынке труда позволят в ходе структурных преобразований экономики удержать официально зарегистрированную безработицу в пределах 2 процентов от численности экономически активного населения.
Рост реальных денежных доходов
Целью политики доходов населения является повышение реального уровня всех видов денежных доходов.
Меры в области оплаты труда будут направлены на последовательное повышение ее реального уровня, снижение разрыва между оплатой труда работников бюджетных организаций и средней заработной платой в экономике.
Реализацию поставленной задачи в реальном секторе экономики планируется осуществлять путем широкого применения гибких систем оплаты труда, обеспечения роста реальной заработной платы, взаимосвязанного с ростом производительности труда.
Повышение заработной платы работников бюджетных организаций до уровня не ниже 80 процентов от средней заработной платы в экономике к 2020 году предусматривается обеспечить посредством оптимизации функций и численности занятых в бюджетной сфере.
Размер минимальной величины, используемой при исчислении ставок (окладов, должностных окладов) работников бюджетной сферы, будет поэтапно приближаться к бюджету прожиточного минимума, в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету.
Повышение социальной защищенности работников планируется обеспечить за счет установления ежегодного размера минимальной заработной платы на уровне минимального потребительского бюджета в среднем на одного члена семьи из четырех человек.
Целью развития пенсионной системы является обеспечение ее финансовой устойчивости и социально приемлемого уровня пенсий.
Предстоит решить следующие задачи:
адаптация пенсионной системы к изменяющимся экономическим и демографическим условиям посредством постепенного повышения общеустановленного пенсионного возраста, оптимизации пенсионных расходов;
поддержание уровня пенсионного обеспечения, а также соотношения размера средней пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы не ниже 40 процентов с учетом финансовых возможностей государства.
Выполнение поставленных задач предусматривается путем постепенного повышения требований по возрасту и стажу для назначения пенсии, стимулирования длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов.
Планируется дальнейшее развитие добровольного страхования дополнительных пенсий в страховых организациях.
Пенсии будут повышаться (индексироваться) с учетом роста среднемесячной заработной платы работников, бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и финансовых возможностей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
Будет продолжена работа по заключению международных договоров для софинансирования государствами выплаты пенсий за работу граждан на их территории.
Планируется, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2020 году по отношению к 2015 году составит 109,5 — 111,6 процента.
Развитие системы социальной поддержки уязвимых категорий граждан
Государственная политика в области социальной защиты населения будет нацелена на повышение доступности и эффективности социальной помощи, дальнейшее развитие системы социального обслуживания и социальной реабилитации инвалидов.
Планируется упрощение процедуры предоставления государственной адресной социальной помощи.
Развитие системы социального обслуживания предусматривается посредством расширения стационарозамещающих форм работы, применения механизма государственного социального заказа, улучшения материально–технической базы учреждений соответствующей сферы.
Предстоит реализовать меры по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц.
Намечены меры по реконструкции и строительству 16 объектов в стационарных учреждениях социального обслуживания, их капитальному и текущему ремонту, оснащению медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием, автомобильным транспортом.
Планируются совершенствование механизма материальной поддержки безработных путем привязки размера пособия по безработице к бюджету прожиточного минимума, а также рассмотрение вопроса о внедрении в Республике Беларусь системы страхования от безработицы.
Особое внимание будет уделено внедрению механизмов, направленных на усиление социальной поддержки малообеспеченных групп населения, а также нуждающихся в дополнительной поддержке, в целях смягчения последствий повышения тарифов на услуги жилищно–коммунального хозяйства путем предоставления безналичных жилищных субсидий.
Дальнейшее совершенствование адресной поддержки уязвимых категорий граждан позволит сохранить уровень малообеспеченности населения в социально приемлемых размерах — до 5,5 процента в 2020 году.
Развитие физической культуры и спорта
Государственная политика будет направлена на приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, сохранение устойчивой позиции Беларуси в числе сильнейших спортивных государств.
Продолжится работа по внедрению новых форм физкультурно–оздоровительной и спортивно–массовой работы среди всех слоев населения.
Предусматривается дальнейшее укрепление материальной базы национальных команд Республики Беларусь по видам спорта, создание специализированных центров подготовки спортсменов.
Предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на формирование и обеспечение работы оздоровительных групп для лиц с ограниченными возможностями, дальнейшее развитие параолимпийского и специального движений.
Главным ориентиром развития физической культуры и спорта станет доведение числа занимающихся физической культурой и спортом до не менее чем 25 процентов от общей численности населения в 2020 году. В области спорта высших достижений — поддержание спортивного рейтинга Республики Беларусь на мировой арене по олимпийским дисциплинам на уровне не ниже 25–го места ежегодно.
Рост качества и доступности образования
Первоочередной задачей является совершенствование национальной системы образования путем повышения доступности и качества образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан.
Важным направлением развития образования определено совершенствование системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа «образование через всю жизнь».
В качестве ключевых задач определены интеграция системы образования и отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, подготовка высококвалифицированных кадров.
В сфере дошкольного образования акцент будет сделан на обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги, в том числе на платной основе. Предусматриваются меры по расширению многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, совершенствованию образовательного процесса на основе преемственности дошкольного и общего среднего образования I ступени, а также повышению уровня квалификации воспитателей.
В системе общего среднего образования предусматривается проведение целенаправленной работы по оптимизации сети учреждений общего среднего образования, обновлению содержания и учебно–методического обеспечения образования. Планируется обеспечить учреждения общего среднего образования современными средствами обучения и учебным оборудованием, включая средства информатизации.
Особое внимание будет уделено вопросам расширения профильного обучения на III ступени общего среднего образования (X — XI классы).
Будет внедрена независимая оценка качества общего среднего образования.
Развитие профессионально–технического, среднего специального и высшего образования планируется направить на наиболее полное обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах.
Будет обеспечена наиболее полная интеграция учебных программ профессионально–технического, среднего специального образования и программ высшего образования.
Предполагается формирование национальной системы образовательных информационных ресурсов и электронных услуг.
Необходимо создать эффективный механизм взаимодействия системы профессионального образования с организациями — заказчиками кадров.
Предусматривается реализация комплекса мер по повышению конкурентных преимуществ национальной системы высшего образования в международном образовательном пространстве.
Планируются повышение социального статуса педагогических работников, разработка профессионального стандарта педагога, укрепление кадрового потенциала учреждений образования с учетом современных требований к их отбору и подготовке, оплате труда.
Пристальное внимание будет уделено мерам по расширению безбарьерной среды в учреждениях образования для лиц с особенностями психофизического развития. Одним из важных направлений станет развитие инклюзивного образования. Планируется к 2020 году увеличить охват инклюзивными формами образования до 80 процентов детей с особенностями психофизического развития.
Развитие национальной культуры и творческого потенциала белорусского народа
Развитие национальной культуры будет нацелено на сохранение культурной идентичности белорусского народа, национальных творческих традиций, укрепление положительного имиджа Беларуси в международном культурном сообществе.
Для более широкого использования потенциала белорусского культурного ландшафта и вовлечения его в туристический оборот предусматривается создание современных центров культуры и услуг, основанных на местных традициях и историко–культурных ценностях.
Предстоит создать систему мониторинга состояния историко–культурных ценностей на постоянной основе, что позволит дать объективную оценку художественным и техническим особенностям объектов, для включения их в досье, которое будет представлено в Предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО за 2016 — 2020 годы.
Планируется увеличить долю отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко–культурных ценностей Республики Беларусь, с 15 процентов в 2015 году до 30 процентов в 2020 году.
Получит развитие система непрерывного художественного образования, будет оказываться поддержка талантливой молодежи в реализации творческих проектов.
Намеченные меры позволят расширить доступ к культурным благам для различных категорий населения.
Поддержка молодого поколения и его вовлечение в создание экономики знаний
Экономика знаний — это новая, молодая экономика. Именно молодое поколение граждан Беларуси должно сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития. Будут существенно расширены меры поддержки талантливой, одаренной молодежи. Разработана специальная система грантов, позволяющая учиться в ведущих мировых образовательных центрах при условии дальнейшей работы в Беларуси.
Система гарантии первого рабочего места для выпускников будет сохранена и дополнена мерами содействия молодежной занятости в сфере малого и среднего бизнеса.
Сохранятся все действующие меры поддержки молодой семьи, включая льготное жилищное строительство.
Будет переформатирован действующий кадровый резерв с включением в него перспективных молодых управленцев.
Будут созданы условия наибольшего налогового и финансового благоприятствования для развития молодежного инновационного предпринимательства.
Государство поддержит студенческие стройотряды и волонтерскую деятельность в молодежной среде.
Основными исполнителями государственной молодежной политики станут молодежные организации, включенные в государственный реестр.
Основной приоритет молодежной политики останется неизменным — воспитание в молодом поколении преданности независимой Беларуси и любви к родной земле.
3

ЦЕНТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНАХ

В текущем пятилетии основные усилия будут сконцентрированы на сокращении межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения посредством развития социальной инфраструктуры, постепенного повышения и выравнивания социальных стандартов.
За счет концентрации ресурсов на ключевых направлениях, способных обеспечить максимальное развитие территорий, эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ будут сформированы центры экономического роста, где сосредоточатся современные производственные структуры, объекты инженерно–технической и социальной инфраструктуры.
Важнейшим направлением региональной политики является развитие основных сетей и объектов энергетической, транспортной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры в соответствии со стратегией развития региона. При этом особое внимание планируется уделить применению механизмов государственно–частного партнерства.
Развитие инфраструктуры во взаимосвязи с размещением производств позволит обеспечить развитие территорий со сложным экономическим положением, сократить разрыв в уровне и качестве жизни населения в городах различных категорий и сельской местности.
В отношении предприятий, расположенных на таких территориях, будут приняты обоснованные решения о проведении их реструктуризации или перепрофилирования, развитии новых направлений деятельности. Одновременно будут приняты необходимые меры по трудоустройству работников на новые рабочие места на создаваемых предприятиях в центрах экономического роста.
При этом планируется продолжить работу по поддержке наиболее отстающих регионов посредством создания условий для стимулирования размещения новых организаций, филиалов и цехов действующих производств, прежде всего связанных с обслуживанием сельского и лесного хозяйства, переработкой их продукции, выпуском изделий из местного сырья, развитием сферы услуг для населения и туризма.
Для реализации стратегических направлений развития регионов предусматриваются ключевые проекты с привлечением иностранных инвестиций и вовлечением в инвестиционный процесс неэффективно используемых, а также свободных производственных мощностей.
Перспективными инструментами привлечения иностранных инвестиций являются активизация и углубление межрегиональных китайско–белорусских отношений, реализация совместных проектов для использования каждым из семи регионов не менее 100 млн. долларов в год прямых китайских инвестиций.
В сфере межбюджетных отношений предусматривается установление на постоянной основе правил распределения доходов между бюджетами всех уровней, а также упорядочение процесса распределения субвенций во взаимосвязи с целями государственной политики.
Продолжится работа по развитию территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая проведение необходимых защитных мероприятий, а также радиационный мониторинг и контроль радиоактивного загрязнения окружающей среды и продукции.
Осуществление запланированных мер позволит обеспечить повышение уровня жизни и социального обслуживания населения во всех регионах, добиться положительных изменений в структуре региональной экономики, существенно повысить уровень и эффективность использования местных ресурсов и конкурентных преимуществ каждого региона.

«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА

Главной целью государственной экологической политики является создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Для ее достижения предусматривается снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, повышение эффективности использования природных ресурсов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья со снижением негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия планируется восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений.
В области землепользования главный акцент будет сделан на реализацию Национального плана действий по предотвращению деградации земель на 2016 — 2020 годы. Экономический компонент устойчивого использования земельных ресурсов дополнится завершением второго тура кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения.
Направлениями рационального использования и охраны водных ресурсов станут сокращение загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, внедрение прогрессивных энерго– и ресурсосберегающих технологических процессов, а также совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного водным объектам.
Направлениями повышения эффективности использования минеральных ресурсов станут внедрение современных технологий проведения геологоразведочных работ, добычи и переработки полезных ископаемых, привлечение инвестиций в геологоразведку и горнодобывающую отрасль, воспроизводство минерально–сырьевой базы.
В целях максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов получит дальнейшее развитие система раздельного сбора и сортировки твердых коммунальных отходов. Это позволит увеличить объем сбора и переработки вторичных материальных ресурсов до 800 тыс. тонн, создать предпосылки для реализации принципа «нулевого» захоронения твердых коммунальных отходов.
Предусматривается поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку.
Внедрение современных технологий и технических средств в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды позволит обеспечить потребности населения и государственных органов в качественных прогнозах и защитить общество и государство от опасных природных явлений.
Реализация данных направлений позволит существенно усилить экологическую составляющую социально–экономического развития, создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, внедрить механизмы «зеленой» экономики.

БЕЛАРУСЬ–2020. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В пятой пятилетке мы остановим падение и вернем рост экономики.
Помимо достижения базовых целей (рост ВВП, реальных доходов, продолжительности жизни) мы сделаем самое главное — заложим фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг.
В стране изменится правовой и инвестиционный климат. В течение 2016 — 2017 годов для реализации положений пятилетней Программы будет принято более 160 нормативных правовых актов. Критерии оценки руководящих кадров будут совершенствоваться.
Беларусь станет притягательной для иностранного капитала и компаний, обладающих передовыми технологиями.
Отечественные предприниматели станут главным двигателем в развитии экономики и создании рабочих мест.
Система управления будет компактной, гибкой и современной.
Мы получим эффективного государственного служащего; свободного, творческого предпринимателя–созидателя; общество, в котором каждый человек будет иметь возможность своим трудом заработать себе на достойную жизнь и иметь твердую гарантию надежной социальной защиты государства.
Мы преобразим нашу родную землю, делая ее уютной и процветающей.
Такой мы видим Беларусь через пять лет — в 2020 году.
Такой она обязательно станет.

Все в наших руках!

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие публикации