Что сносить, а что реконструировать и в какие сроки – вот в чем был вопрос в 2021 году. К этому времени уже стало понятно: такие территории ООО “МотоВелоЗавод” ни к чему. Производство успешным назвать было нельзя. Территория в центре города – “золотая” для строительства жилья. Но требование Президента было железным: никаких жилых квадратов. Нужно размещать производственные площади Минского городского технопарка. В выпуске YouTube-проекта БЕЛТА “По факту: решения Первого” мы расскажем, какой подарок Александр Лукашенко не отдаст государству, какие преференции дает резидентство в технопарке и почему локализацию Президент называет важнейшим вопросом.
Когда в Минске появился мотоциклетно-велосипедный завод
Мотоциклетно-велосипедный завод в Минске начали строить в 1945 году. Через пару лет с конвейера сошли первые велосипеды. Они пользовались высоким спросом. К 1950 году были проданы первые 100 тыс. Через год завод начал выпускать мотоциклы. Легендарный “Минск” стремительно набирал популярность не только в СССР, но и на мировом рынке. Создавались даже фан-клубы “Минскача” – так называли двухколесную мечту всех советских мальчишек. Но потом пришли девяностые. И у завода настали другие – тяжелые – времена. Нина Михалицына их хорошо помнит. Пришла работать на завод в 1986 году.
“Сразу было неплохо при государстве. Потом частники пришли, все развалилось. Как и везде в трудные девяностые годы. Было всякое, конечно: и зарплаты не было, и работы не было. Но все восстановилось, слава богу. Работаем. Думаю, и дальше будем работать”, – рассказала слесарь механосборочных работ, бригадир на конвейере Нина Михалицына.
Сейчас Нина Михалицына и ее коллеги работают в светлом благоустроенном цехе на современных станках и новом конвейере. Это результат масштабной модернизации.
“Если раньше мы выпускали два-три наименования велосипедов, то сейчас выпускаем порядка 120 наименований велосипедов разной модификации. Где-то 14 наименований мотоциклов. Выпускаем квадроциклы, самокаты, электровелосипеды. Работаем на качество”, – отметила Нина Михалицына.
“Так жить нельзя! И вы так больше жить не будете! Что здесь будет сделано? Здесь будет создан Минский технопарк. И на этой площадке – основное производство мотовелозавода. Мы создать его должны на базе третьего корпуса. Это будет самое хорошее, красивое и передовое предприятие, где вы будете работать и за пятилетку увеличите производство техники в два раза. В центре города мы сохраним эту площадку как производство. Но чистую – здесь не будет ни литья, ни нефтепродуктов никаких. Здесь будет чистая площадка. И вторая особенность этой площадки – технопарка – будет заключаться в том, что это будет исключительно производство. Никаких посредников и даже никакой торговли. За исключением того, если здесь будут базироваться люди, которые будут торговать продукцией на экспорт”, – заявил Александр Лукашенко во время посещения мотовелозавода в марте 2021 года.
Что Лукашенко потребовал от мотовелозавода
В 2021 году на заводе все выглядело по-другому. Президент, посещая предприятие, поручил создать условия для максимальной локализации. Александр Лукашенко отметил, что белорусский производитель занимает около трети внутреннего велосипедного рынка. И поручил за пятилетку увеличить долю до 50-60%.
“Я абсолютно точно определился, что в этой пятилетке мы должны иметь суперобразцовое производство на этой площадке. И мотовелозавод останется таким же брендом для Беларуси, как он когда-то был. Мы все должны сделать для того, чтобы мы получили хорошее производство”, – поручил тогда Президент.Одно из главных требований Президента – производить свое. То есть заниматься не просто сборкой импортных деталей, а создавать мотоциклы и велосипеды из отечественных комплектующих.
Александр Лукашенко потребовал большей локализации на отечественных производствах, и в частности на мотовелозаводе, во время посещения этого предприятия в августе 2022 года.
Президент обратил внимание, что многие комплектующие закупаются за рубежом, и подчеркнул, что надо стремиться к тому, чтобы делать свое. Например, по отдельным изделиям локализация была только порядка 20%, а в условиях нынешней обстановки в мире, санкционного давления такой подход несет в себе определенные риски.
“Мы должны делать свое! – подчеркнул глава государства. – То, что завез запчасти, собрал здесь… Это хорошо с китайцами (комплектующие мотовелозавод закупает в Китае. – Прим. БЕЛТА) у нас добрые отношения. Это должно быть свое, насколько возможно. И так по всем мотоциклам и велосипедам”.
Хит производства сегодня – мотоцикл Д4-125. Он занимает 58% от общего объема. В этом году Президенту представили и новинки: электросамокаты и велосипеды, гибриды.
Как изменился завод после модернизации
После модернизации открыли три цеха: сборки, производства рам, покраски. Сохранили и оборудование времен Советского Союза. Оно в рабочем состоянии и справляется со своими задачами. Сейчас локализация производства некоторых моделей достигает 70%.
“Локализация для нас – важнейший вопрос. Это не просто имиджевый проект. Мы тракторы делали в советские годы, автомобили (МАЗы), велосипеды, мотоциклы – да, имидж. Но в чем суть этой проблемы. Мы остановились на том, что надо развивать свои школы. То, что нам досталось от тех поколений, надо не только сохранить, надо развивать и модернизировать. Мы этим путем пошли, и в этом плане и мотовелозавод в этот список попал. Нам надо развивать то, что мы умеем делать и что уже сделано. И мы знаем, как это сделать”, – подчеркнул Александр Лукашенко, посещая мотовелозавод в январе этого года.
Президент не раз подчеркивал: важно не только сохранить бренд, но и школу. Некоторые сотрудники мотовелозавода десятки лет здесь работают. Старшее поколение передает опыт молодым сотрудникам. Никита Уласин пришел на завод три года назад по распределению. И остался. Сначала был обычным сварщиком. Потом на предприятии появились роботизированные комплексы. Писать программы для такого высокотехнологичного оборудования молодому человеку нравится: говорит, работа – сродни программированию.
“Роботизированный комплекс состоит из робота, стола, который поворачивается, и, в принципе, все. Основная задача – это, конечно, качественно и быстро варить детали. Заменять несколько процедур, которые выполняют несколько человек на производстве”, – рассказал оператор автоматов и полуавтоматов Никита Уласин.
Сколько велосипедов и мотоциклов в месяц производят на мотовелозаводе
В месяц на заводе производят около 600 мотоциклов и шесть тысяч велосипедов. Экспортируют 36%. В основном в Россию. Продвигать двухколесную технику на внутреннем рынке помог кредит “На родныя тавары”. Можно приобрести продукцию белорусских производителей сроком до трех лет с фиксированной ставкой 4%.
![](https://diatlovonews.by/wp-content/uploads/2025/01/GOR_1258_result.jpg)
Александра Лукашенко не раз видели на мотоцикле. Например, в 2016-м президент на Harley-Davidson принял участие в международном байкерском фестивале. А на “Урале” с коляской с проблесковым маячком глава государства поздравил с 85-летием ГАИ Беларуси. Возможно, скоро мы увидим Президента, управляющего мотоциклом “Минск”.
От имени всего коллектива сотрудники мотовелозавода, расположенного на территории Минского городского технопарка, поблагодарили главу государства за своевременно принятые решения по сохранению и возрождению предприятия. “Мы знаем ваше особое отношение к нашим национальным брендам – “Минск” и “Аист”. И хотели бы вручить вам, первому Президенту Республики Беларусь первый мотоцикл “Минск”, произведенный на новых модернизированных линиях предприятия”, – отметил представитель мотовелозавода.
Александр Лукашенко, поблагодарив за это, с долей юмора заметил: “Все подарки отдаю государству, но мотоцикл не отдам. По крайней мере до весны. Весной сфотографируюсь специально, “Пул Первого” (Telegram-канал. – Прим. БЕЛТА) выложит это все… Белорусский мотоцикл. Хоть у меня есть и другие мотоциклы, но этот – это родное дитё. Поэтому я вам очень благодарен. Спасибо!”
Какие преференции есть у резидентов технопарка
На данный момент на территории реконструированной площадки технопарка – 140 резидентов. Все помещения заняты. Расписаны даже те корпуса, которые пока не готовы к размещению производств. Во время посещения технопарка в этом году Александр Лукашенко ознакомился с работой некоторых частных компаний.
“Резидентство в технопарке – это некоторые арендные льготы. Это и финансовые льготы в виде налоговых преференций. Резидентство в технопарке позволило нам за относительно короткий срок уже масштабироваться. Потому что мы начали с площадей 600 кв.м, а сегодня наша суммарная площадь производств – 1800 кв.м. Расширение площадей на территории технопарка нам дало возможность структурировать производство, прозонировать его по производственным участкам”, – рассказал заместитель директора частного предприятия “ГлобалПродСервис” Александр Кушнир.
Кроме того, например, для “ГлобалПродСервис” важно размещение производственных площадей в центре города. И возможность масштабироваться в рамках одной локации. Компания занимается производством оборудования для переработки масличных культур. Раньше в Беларуси такое оборудование не выпускали. Приходилось все необходимое импортировать. Теперь Беларусь может поставлять такую технику на экспорт.
“Сейчас мы планируем – горисполком будет на территории Минска создавать пять примерно технопарков. Постепенно будем подобные – больше, меньше – создавать технопарки. На заводе “Горизонт”, как мы его раньше называли, будем соответствующие производства развивать – высокотехнологичные. Там уже меньше будет железа и больше мозгов”, – сказал Президент во время посещения площадки ООО “Минский городской технопарк” в январе этого года.
БелТА
Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga
#Президент