Этот музей под открытым небом, пожалуй, многие из нас видели, проезжая через станцию “Барановичи Полесские”. Древние паровозы и вагоны, семафоры и дрезины стоят там в сосновом бору в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. И если вы, уважаемые читатели, до сих пор не были там, самое время стать гостями города Барановичи и расширить свой кругозор. Что недавно и сделали корреспонденты газеты “Перамога”.
Отдел “Железнодорожная техника” был создан в 15-летний юбилей Музея истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. А в этом году сам отдел отмечает свое пятнадцатилетие. 30 июля 1999 года открыла свои ворота первая, и на тот момент единственная в Беларуси, экспозиция железнодорожной техники под открытым небом, которая заработала по инициативе бывшего начальника Барановичского отделения, а затем начальника Белорусской железной дороги Виктора Григорьевича Рахманько. Большую роль в воплощении этой идеи в жизнь сыграл Илья Никонович Малюгин, который возглавлял совет ветеранов отделения железной дороги. Он стал первым научным сотрудником музея и руководителем всех работ по его созданию.
На пьедестале напротив входа в музей мы видим макет паровоза серии “В” в половину натурального размера. Этот паровоз провел первый товаро-пассажирский поезд по маршруту Минск-Барановичи-Брест 16 ноября 1871 года. С этого момента, как многие считают, и начинает свое летосчисление город Барановичи. Открытый шлагбаум дает нам зеленый свет на увлекательное путешествие по музею.
Рядом с макетом паровоза есть схема музея. Все экспонаты имеют таблички с краткой информацией. Они собраны благодаря кропотливой работе людей, которые создавали макеты и готовили оригиналы к экспозиции. Некоторые экспонаты отыскивались не только по всей республике, но и далеко за границами страны.
Большое количество паровозов, пассажирских и грузовых вагонов, возвращает нас в прошлое. Пусть в не такое далекое, но прошлое. Среди экспонатов есть даже трофейный немецкий паровоз ТЭ-5248, сконструированный в 1943 году в Германии.
Один из паровозов открыт для посещения, там можно посидеть на места машиниста и его помощника, прикоснуться, в буквальном смысле этого слова, к истории.
Рядом видим помещение дежурного по станции с колоколом и действующим семафором. Множество специальной техники для ремонта путей на территории музея укрылось в соснах замысловатой формы.
В музее под открытым небом все чувствуют себя комфортно, как на прогулке: одни посетители смотрят экспонаты, другие – отдыхают на расположенных тут скамейках, а дети (особенно мальчики) стараются все потрогать, покрутить и даже попробовать на зуб. Некоторые приходят семьями, даже с детскими колясками.
Тут можно посидеть за настоящей зенитной пулеметной установкой и даже покататься на дрезине.
Уходя после длительного путешествия по территории музея железнодорожной техники, мы обратили внимание, что на одном паровозе появились свадебные замочки. Что ж, возможно мы станем свидетелями еще одной новой доброй белорусской традиции.
Подготовила Наталья ОВЕРЧУК
Фото Виталия ОЛЕХНОВИЧА