Учительница английского языка СШ №1 г. Дятлово Ирина Владимировна Дорофейчик и ученики 11 класса Александр Пацынович и Вадим Богдель стали обладателями диплома I степени за участие в седьмом республиканском конкурсе “Энергомарафон”. Победным стал их проект по энергосбережению “Альтернативные источники света и тепла”.

Чем дятловчане удивляли ученых, которые входили в состав республиканского жюри, сколько интересного и полезного они узнали во время работы, корреспондентке рассказала руководитель проекта И. Дорофейчик.

— Ирина Владимировна, удивительно, что вы, учительница английского языка, выбрали такую сложную тему и вместе с учениками смогли с нею справиться на “отлично”.

— Да, когда мы участвовали в областном этапе конкурса, у меня уточняли, действительно ли я филолог, а не физик. Но, знаете, проблема энергосбережения настолько актуальная в мире, что мы рассматривали ее и на уроках английского языка во время работы над темой “Наука и техника”. Решиться на участие помогла поддержка администрации школы, учеников и моих родных. Мой муж Анатолий, сын Александр, дочка Ирина, зять Сергей — энергетики. Дома часто доводится слышать, какие задачи они решают на работе, с какими проблемами сталкиваются, и тема для меня не новая.

На уроке мы с детьми пришли к выводу, что учиться экономить стоит со школы, тогда есть гарантия, что в дальнейшем сберегать энергию будешь и дома, и на рабочем месте. Обсудили, каким образом это делать лучше. Наиболее интересным показалось предложение получать тепловую и электрическую энергию за счет природных источников — солнца и ветра. Эта идея стала основанием для создания проекта “Альтернативные источники света и тепла”.

— Вы с учениками смастерили устройства, которые помогают экономить. Что это за инструменты?

— Мы познакомились с большим количеством теоретической литературы по использованию энергии солнца и ветра, проанализировали метеорологические условия на территории нашего района. Итогом работы стало создание солнечного коллектора для получения горячей воды для хозяйственных нужд, основа которого — змеевик от старого холодильника, коллектора из алюминиевых жестянок для обогрева помещений или теплиц, а также роторного ветрогенератора для освещения участка вечером.

Во время работы над конструкциями мне на глаза попалась небольшая статья в английской газете. В ней рассказывалось о портативных тепловых электрогенераторах на эффекте Пельтье, которые выпускались в 40-х годах, еще до войны. Партизаны использовали их для зарядки радиопередатчиков. Это нас заинтересовало, и мы решили сконструировать паровой двигатель из вторичных материалов для зарядки мобильного телефона.

— Что самое сложное и интересное из ваших устройств? Как быстро получилось его смастерить?

— Не сразу. Сначала для генератора мы воспользовались уже готовым элементом Пельтье, но его мощности не хватало. Тогда решили всю конструкцию сделать собственными руками из вторичных материалов: деталей от старого магнитофона, емкости для сухих продуктов, механизма дверного замка и других. Во время работы нам очень помог мой сын — главный инженер Гродненских электросетей Александр Дорофейчик. Устройство собрали, и оно действует.

— Почему именно ваш проект был признан лучшим?

— Путь к победе был длинный: сначала мы прошли районный этап конкурса, затем областные отборочный и финальный, отборочный республиканский и, наконец, финал в г. Барановичи. Сначала и не верилось, что победили. Поспособствовало то, что, во-первых, для создания всех четырех установок мы использовали только вторичные материалы, а, проще говоря, пустили отходы в доходы. Во-вторых, в нашей стране бесплатная энергия солнца и ветра пока мало используется. В-третьих, все установки были предоставлены не просто на бумаге: их можно было рассмотреть, пощупать. Ученики успешно представили проект с использованием видеозаписей, на которых наши конструкции демонстрировались в действии. Мы кропотливо работали в течение четырех месяцев. Проект “Альтернативные источники света и тепла” — хоть небольшой, но реальный вклад в решение проблемы энергосбережения. Организаторы конкурса это оценили.

— Как собираетесь использовать ваши идеи в дальнейшем?

— Есть надежда в следующем годе получить приглашение на международный конкурс по энергосбережению. А в этом году нам предлагали разделить наш проект на четыре части для участия в международном конкурсе “Энергия и среда”, материалы мы уже отослали. Еще мы представили в Гродно свои рационализаторские предложения для популяризации проекта.

Наши устройства полезны тем, что помогают экономить за счет бесплатных источников энергии. Смастеренные конструкции мы пока что используем дома и в школе. Самую большую установку — роторный ветрогенератор — моя семья собирается отвезти на дачу для освещения участка ночью. Коллектор для обогрева помещений мы с учениками устанавливали на окне в тренажерном зале школы. В солнечные дни эффект чувствительный. Летом активно будем пользоваться солнечным коллектором для получения горячей воды. Идеями можем поделиться с желающими, ведь считаем, что наши изобретения смогут принести пользу любому усердному хозяину.

Беседовала Ирина Кавкель
Фото Виталия ОЛЕХНОВИЧА

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие публикации