Недавно Александр Лукашенко рассказал, как запретил правительству жаловаться на санкции.
Логика была простая: если у чиновников будет возможность отвертеться от работы, они обязательно используют эту отмазку. А ведь обычным белорусам, подчеркнул глава государства, без разницы, есть санкции или их нет: люди хотят спокойно жить и работать. Параллельно вопросом номер один для Совета Министров оставалось развитие импортозамещения. И такой подход, как показало время, оправдал ожидания. Все новые и новые ограничения, ложившиеся на белорусскую экономику, были неприятны, но не смертельны. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА “По факту: решения Первого” мы расскажем, зачем Александр Лукашенко требует напрягать промышленность и как связаны с политикой импортозамещения посевы подсолнечника на экспериментальных полях Президента. Почему Западу не удалось поставить Беларусь и Россию на колени и что белорусский лидер называет основой для дальнейшего развития Евразийского экономического союза. А еще давайте обсудим, возможно ли нашим странам справиться с культурным “импортозамещением”.
Когда Беларусь стала заниматься импортозамещением
Иногда может создаться впечатление, что импортозамещением в Беларуси начали заниматься в последние годы, когда на нашу страну обрушилось небывалое санкционное давление. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Да, в условиях санкций импортозамещение стало более агрессивным, но его история у нас в стране насчитывает более двух десятилетий.
Первая целевая программа по импортозамещению появилась в Беларуси в 1997 году, а с 2001-го их стали принимать на пять лет. За первую пятилетку, с 2001 по 2005 год, было выполнено три сотни проектов и изготовлено импортозамещающей продукции на более чем $2 млрд. Дополнительно получилось создать 2,6 тыс. рабочих мест, а часть произведенной продукции поставить на экспорт, что принесло Беларуси еще почти $1 млрд в торговле.
Вторая пятилетка стала более эффективной: число импортозамещающих проектов выросло в четыре раза, производство продукции превысило $11 млрд и треть из этого ушла на внешние рынки. Сравните эти цифры с данными последних лет.
“По итогам 2023 года мы уже достигли производства импортозамещающей продукции в $30 млрд. Только за три года мы приросли на $6 млрд. Доля импортозамещающей продукции в общем объеме промышленной продукции занимает уже 45%. Половина такой продукции уже экспортируется”, – рассказал начальник главного управления экономики промышленности Министерства экономики Владимир Лобанов.
Почему Лукашенко уделяет столько внимания импортозамещению
Александр Лукашенко не зря подчеркивает: у Беларуси нет другого выхода – надо, чтобы все было свое, ведь это одна из гарантий суверенитета. Вот почему все поездки Президента так или иначе связаны с вопросами импортозамещения. И отсюда требование главы государства: по максимуму загружать отечественную промышленность.
В августе 2022 года, посещая мотовелозавод в Минске, Президент даже устроил неожиданный допрос руководителю предприятия, который решил продемонстрировать одну из последних моделей мотоциклов. Внешне он был действительно симпатичный, но какие комплектующие использовались в производстве?
– Что тут свое? – спросил Александр Лукашенко.
– Свое – дизайн-проект, дизайн-идея, компоновка, сбор всех комплектующих различных производителей, – рассказал Николай Ладутько, который в то время руководил заводом.
– Значит, ничего своего.
– Но мы делаем мелкую узловую сборку, это тоже работа.
– Фара чья?
– Фара китайская.
– Щитки?
– Щитки тоже.
– Двигатель? – не теряя надежду, продолжал допытываться Президент, хоть заранее и сам знал все ответы.
– Двигатель китайский.
– Китайский. Локализации здесь нет. Завтра санкции ввели, закрылось производство, как будешь производить?
– Если закроется производство, то мы тогда начнем делать щитки.
Кстати, политика импортозамещения касается не только тяжелой промышленности. Просто эта отрасль всегда на слуху.
“Это везде: и деревообработка, и легкая промышленность, и пищевая промышленность. В рамках импортозамещения у нас участвуют семь регионов и 10 министерств и концернов. Также привлекаем потенциал нашего научного сообщества. Ежегодно научными организациями Беларуси заключается более трех тысяч хозяйственных договоров для создания импортозамещающей продукции для реального сектора экономики”, – отметил Владимир Лобанов.
Пару лет назад во время одной из поездок по регионам Президент поинтересовался у аграриев, насколько перспективно расширять в стране посевы подсолнечника. Оказалось, и этот вопрос касается импортозамещения: подсолнечное масло Беларусь импортирует. Предложения были разные. Но Александр Лукашенко все же поручил на экспериментальных президентских полях опробовать посевы подсолнечника, чтобы окончательно определиться с решением.
Какая конечная цель у белорусского импортозамещения
Импортозамещение – это долгоиграющий стратегический национальный проект. Во многом он задает магистральные направления для развития промышленного комплекса Беларуси. Не зря в стране сформировали объемный перечень импортозамещающей продукции. В него вошли три тысячи товаров со значительным экспортным потенциалом и возможным объемом производства более чем в $25 млрд. Чувствуете, какой потенциал?
Каждая позиция в перечне прошла несколько этапов комплексного анализа. Сперва изучался спрос на данный товар на внутреннем рынке. Затем детально рассматривалось, какие имеются компетенции, сырьевая база, технологические заделы и индустриальные площадки для организации производства отечественного аналога. Потом продукция проходила оценку с точки зрения конкурентоспособности по цене и качеству. И, наконец, был проанализирован общий эффект от такого производства для экономики.
“Общая цель – повышение локализации производств. То есть освоение новых технологических операций. И именно через это мы рассматриваем все остальные вопросы. В частности, все льготы, преференции, господдержку – она должна предоставляться только тем, кто реально достиг необходимого уровня локализации в производстве. И, конечно, все это должно быть экономически обосновано”, – обратил внимание глава правительства.
Можно ли добиться технологического суверенитета
Сегодня у экономистов только и разговоров, что об импортозамещении и… технологическом суверенитете – именно он главный тренд будущего.
Экономический аналитик, кандидат экономических наук Георгий Гриц отмечает, что Беларусь занимается импортозамещением уже много лет. Но в последние годы подходы и принципы стали меняться.
В то же время, по его словам, необходимо понимать, что добиться технологического суверенитета во всех отраслях в принципе невозможно, ведь речь идет о триллионах и триллионах долларов. Для сравнения: ВВП Беларуси за прошлый год составил около $70 млрд.
Поэтому очень важно находить партнеров. И, конечно, наш главный союзник в этом деле – Российская Федерация. Зримые результаты в белорусско-российском сотрудничестве есть не только в традиционных отраслях. Реальные успехи, настоящие прорывы достигнуты по таким сложнейшим наукоемким направлениям, как материаловедение, авиастроение, микроэлектроника и космические исследования.
“Главная задача в промышленной сфере – активизация сотрудничества в сфере импортозамещения. Здесь очень много сделано. Мы многое поняли, что не понимали еще два года тому назад. Нас не удалось поставить на колени. Наоборот, мы мобилизовались и сделали немало”, – сказал Александр Лукашенко на заседании Высшего государственного совета в начале этого года.
Какие импортозамещающие проекты реализуют Беларусь и Россия
Сегодня Россия готова выделить Беларуси дополнительные средства на реализацию совместных проектов в импортозамещении. Открытая в конце 2022 года кредитная линия на 105 млрд российских рублей уже расписана на масштабные инвестиционные проекты.
Давайте посмотрим еще шире – промышленная кооперация в ЕАЭС позволит создавать продукцию под евразийским брендом с максимальной степенью локализации, а также формировать новые импортозамещающие проекты. Расти есть куда.
“Более четверти ввозимых в союз промышленных товаров (примерно на $70 млрд в год) может быть замещено продукцией национальных производителей. Огромный кусок. Дай бог освоить. Четвертая промышленная революция дает шанс для эффективной реализации импортозамещающих инициатив в реальном секторе экономики на региональном уровне. Вне зависимости от дальнейшей динамики наших отношений с так называемыми западными партнерами технологический суверенитет и замещение критического импорта останутся основой для дальнейшего развития нашего союза”, – считает Президент Беларуси.
Как космос и мирный атом обеспечивают технологический суверенитет
Понятие “технологический суверенитет” заиграло новыми красками относительно недавно. Но Беларусь всегда смотрела в будущее. Возьмем последнее громкое событие – полет в космос первой белорусской космонавтки. Невежды отмахиваются: “Просто взяли ее, посадили на корабль и отправили на МКС. Ну что тут такого?” А ведь Беларусь начала формировать свои компетенции в этой сфере еще в советские годы: ученые и инженеры разрабатывали оборудование для космической индустрии всего Советского Союза. Сегодня они продолжают свою работу и делают ее на высшем уровне. Поэтому участие Марины Василевской в экспедиции на МКС – очередной логичный шаг для Беларуси.
Еще один пример – Белорусская атомная электростанция. Ее строительство не просто позволило заместить несколько миллиардов кубометров природного газа, но и открыло горизонты для новых высокотехнологичных производств – полет фантазии неограничен.
Почему Лукашенко призывает к культурному “импортозамещению”
Кстати, а что насчет культурного “импортозамещения”? Сразу оговоримся: речь не о запрете всего чужого. А о продвижении национальной культуры. Как нам сделать так, чтобы наши граждане все больше и больше отдавали предпочтение своему, родному. Вопрос, конечно, скорее философский. Но и откладывать его на потом не стоит.
“Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном “импортозамещении”. Скажу прямо и, кстати, тоже опираясь на мнения неравнодушных людей: действительно, пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали”, – считает Президент Беларуси.
С таким заявлением он выступил во время прошлогоднего Послания белорусскому народу и Национальному собранию, подчеркнув, что надо активней продвигать национальные традиции и символы, своих артистов и художников и так далее. Тем более что спрос на отечественное растет.
Импортозамещение – дело тонкое. Да, на словах все звучит красиво, и цифры вроде бы это подтверждают. Но Беларусь не строит иллюзий. Неспроста Александр Лукашенко подчеркивает: импортозамещение – это не только шанс, но и тяжелая работа. Трудно. Сложно. Но надо выдержать и выстоять.
На прошедшем 9 апреля совещании по развитию промышленности глава государства отметил, что Беларусь умеет создавать хорошую технику, однако локализация порой очень отстает.
“Каждая критическая позиция показывает наши слабые места. Именно по ним конкуренты потом бьют санкциями. Необходимо принять меры по обеспечению максимальной технологической независимости и созданию условий для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. И это стратегическая задача для нашего промышленного комплекса. Нужно выстроить надежную защиту от любых внешних факторов – еще одна задача для всех. Вот почему так жизненно важно импортозамещение, которым надо нам заниматься постоянно. Сегодня это приоритет приоритетов”, – резюмировал Президент.
БелТА
Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga