Полоцкий собор 1839 год. Возвращение униатов в православие

Культура і адпачынак Свежыя навіны

В конце XVI в. в пределах Речи Посполитой была введена церковная уния – соединение православных с католиками.

Это событие, произошедшее в 1596 г. в Бресте, не являлось искренней попыткой восстановить утраченное христианское единство на основании уважения и равноправия. Согласно замыслу правительства Польско-Литовского государства и руководства католической церкви, уния должна была вытеснить Православие из духовной жизни белорусского и украинского народов, со временем плавно перейдя в католичество.

Поэтому, рассматривая унию как инструмент миссии, римские папы на первое время оставляли униатам присущие Восточной Православной Церкви Богослужения, но исповедание веры в униатской церкви было чисто католическим. Это должно было обмануть неискушенных в богословии верующих.

Однако основанная на нарушении религиозно-нравственных норм уния привела не к уничтожению Православной Церкви на землях Речи Посполитой, а лишь к расколу белорусско-украинской церкви на униатов и тех, кто остался верен Православию.

Тем не менее, под жестоким давлением правителей-католиков, действовавших совместно с латинскими миссионерами, униатство в XVII и XVIII вв. широко распространилось среди белорусов.

Униаты захватили почти все храмы и монастыри нашей земли. Был создан для пропаганды унии и постепенного внедрения в ее богослужебную практику орден базилиан. Насаждались традиции, свойственные латинскому обряду, введения в церковную проповеди и делопроизводства польского языка. В результате деятельности базилиан уния постепенно перерождалась в латинство, и в итоге должна была раствориться в польском католицизме.

После того, как в первой трети XVIII в. стало очевидным направление развития униатской церкви, в среде ее духовенства разгорелась острая борьба. Приходские священники выступали за сохранение православной обрядности. Они, будучи близки к простому народу, хорошо знали его приверженность к православию. Возникшее противостояние было неравным.

У сторонников униатской церкви было несравненно больше сил и средств, они имели высоких покровителей в лице местных землевладельцев-католиков, польских ксендзов и даже среди российских чиновников. Невозможность остановить растворение унии в польском католицизме, которое вело к денационализации белорусов, подтолкнуло в 1820-е гг. часть наиболее образованных и деятельных священников к мысли о необходимости сближения унии с Православием. Из этой среды в 1827 г. вышел проект общего возвращения униатов в Православие. Его автором являлся молодой прелат Иосиф Семашко. Возведенный в 1829 г. в сан епископа, он возглавил многочисленных сторонников Православия и постепенно сумел добиться от российского правительства реализации своего проекта.

В 1839 г. на соборе униатского духовенства в Полоцке было объявлено об отказе от союза с Римом и возвращении униатов к вероисповеданию своих предков. В результате с Православной Церковью воссоединились более 1 500 000 верующих.

Иерей Иоанн КИСЕЛЬ,
благочинный Дятловского церковного округа