Осторожно – вишинг!

Здарэнні і бяспека Свежыя навіны

В Республике Беларусь, в том числе на территории Дятловского района, острой остается проблема хищений денежных средств со счетов белорусов мошенниками, которые звонят на телефоны под видом «лжебанкиров» и выведывают конфиденциальную информацию.

С начала этого года в стране совершено свыше 10 тысяч киберпреступлений, что на 53 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти на 70 % увеличилось количество хищений имущества путем модификации компьютерной информации, при этом существенный рост произошел за счет хищений в крупных и особо крупных размерах.

Наиболее часто встречаются три основные типа дистанционного хищения средств со счетов граждан:

  1. Самая распространенная схема – «звонок из банка». Под видом работника банка звонящий сообщает, что кто-то пытается перевести со счёта жертвы деньги, и для блокировки операции просит назвать номер банковской платежной карты и CVV-код. Расчет при этом идет на стрессовую ситуацию, в которой оказывается жертва и секундную утерю ею концентрации внимания. Если реквизиты названы, преступник моментально обнуляет счёт, переведя деньги себе.
  2. Вторая схема – «получение кредита». На телефон жертвы поступает звонок через мессенджер (как правило, Вайбер) от злоумышленника. Тот представляется высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов (информацию о милиционерах и номера служебных телефонов найти не составляет труда). Он сообщает, что якобы со счета жертвы кто-то пытается вывести все деньги и предлагает совместно поймать преступника за руку: для этого от жертвы требуется открыть кредитную линию в банке и сообщить «лжесотруднику» реквизиты счёта. Если жертва следует алгоритму, то преступник похищает все деньги, оставляя пострадавшего с обязательством погашения кредита.
  3. Суть третьей схемы заключается в получении дистанционного доступа к мобильному устройству жертвы. Как и в предыдущих схемах, злоумышленник под видом работника банка сообщает об угрозе, нависшей над банковским счетом жертвы. Якобы для защиты счета просят абонента установить на своем телефоне программу удаленного доступа (AnyDesk, TeamViewer и др.) и предоставить им код доступа. Если жертва соглашается, то преступники получают полный контроль над устройством: как правило, они заходят в приложение интернет-банкинга на телефоне владельца и переводят деньги с его счёта на свой собственный.

Чтобы избежать подобных проблем, придерживайтесь правил безопасности:

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону незнакомым лицам персональные данные, коды из СМС и так далее. Работники банков или правоохранительных органов владеют необходимой информацией, спрашивать вас им не требуется.
  2. Ни в коем случае не предоставляйте доступ к устройству посторонним лицам. Не устанавливайте по их просьбам программы и не сообщайте коды доступа.
  3. Заблокировать ваш карт-счет работники банка могут и без вашего участия, поэтому все подобные звонки – очевидное мошенничество.
  4. Если у вас возникли сомнения в отношении происходящего, незамедлительно обратитесь в банк и сообщите о звонке.
  5. Обезопасьте свой основной банковский счет! Для совершения онлайн-платежей откройте в том же банке другой счет, который сможете пополнять при необходимости. И если даже этот счет будет скомпрометирован, ваш основной останется в безопасности.
  6. Нередки случаи, когда под предлогом позвонить родственнику неизвестные просят воспользоваться вашим телефоном и, получив его, моментально открывают микрокредит и переводят деньги себе на счёт. В итоге мошенник получает ваши деньги, а вы – кредитные обязательства по выплате.

В любой ситуации необходимо проявлять бдительность и помнить, что абсолютное большинство киберпреступлений совершается из-за неосмотрительности со стороны самого слабого звена информационной системы – человека.

Игорь ХИТРО,
заместитель начальника ОВД Дятловского райисполкома

Подписывайтесь на телеграм-канал «Дятлово ОНЛАЙН» по короткой ссылке @gazeta_peramoga



Теги: