Родителям на заметку. Аутизм – развитие по-другому

Грамадства Свежыя навіны

“Вы знаете, у нас праздник: Саша согласился надеть новый свитер”, “Сегодня 50 минут ждали белого троллейбуса, на другие не садимся”, “Я больше так не могу: сегодня опять в метро раскричался, кругом толпа, и со всех сторон советы и упреки, мол, избаловала мальчишку, не может успокоить” – родители и родственники детей, страдающих ранним детским аутизмом, наверное, легко поймут радость, горечь и отчаяние, прозвучавшие в этих словах.

То, что посторонним людям часто кажется проявлением избалованности и “испорченности” ребенка, может быть связано с тяжелым нарушением развития – ранним детским аутизмом.

Кто такие дети с аутистическими нарушениями? В качестве наиболее характерных особенностей ребенка с аутистическими нарушениями можно выделить следующие:

  1. Нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, “экстремальное одиночество”.
  2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах:

— в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке;

— в стереотипных движениях (раскачивания, потряхивания рук, кручение веревочки и т.п.);

— в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета, и т.п.

  1. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития: у некоторых детей речь отсутствует, у других – ограничивается речевыми штампами; у части детей присутствует развернутая, на первый взгляд, речь, но лишь в русле собственных интересов, диалог при этом недоступен.

Дети с аутистическими нарушениями очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

Правила общения с ребенком с аутистическими нарушениями:

– необходимо учитывать пресыщаемость в контактах с другими людьми, быть внимательным к устанавливаемому им самим ритму взаимодействия;

– важно создать ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая как у него самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п.;

– очень важно, чтобы взрослые были очень последовательны в отношениях с ребенком и договорились об общих требованиях к нему;

– важно ребенка научить выполнять простейшие поручения, тогда его будет легче организовать в повседневных ситуациях и обучать более сложным навыкам;

– прежде, чем требовать что-либо, понаблюдайте, что ваш ребенок сможет выполнить;

– очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, невыполненными;

– важно простроить пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы ему стало ясно, где он занимается со взрослым, где он одевается, где ест, где удобнее порисовать, а где посмотреть книжки или построить железную дорогу, где он может попрыгать и побыть один;

– дети с аутистическими нарушениями чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции

Елена ЁДА,
воспитатель Дятловского районного ЦКРОиР