Археологи заняты выбором подходящего региона для масштабных исследований. Среди кандидатов — Дятловский район

Падзеі

Несмотря на небольшие размеры нашей страны, с археологической точки зрения она изучена только на 20%. Между тем у Беларуси есть все шансы обрести новые туристические достопримечательности, считает заместитель директора по научной работе Института истории НАН, кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза:

— Я уверен, что есть много интересных объектов, которые скрыты от людских глаз под землей. На данный момент мы довольно подробно исследовали все более или менее доступные места, включая речные бассейны и террасы, где сохранились следы древних поселений. Около 2 тысяч памятников археологии находится в Государственном списке историко-культурных ценностей, еще несколько тысяч входят в реестр археологических объектов. Но нельзя не учитывать, что весьма значительная часть нашей страны покрыта лесными массивами, где раскопки представляют серьезную проблему. 

Историки уверены: для того чтобы иметь представление о том, какими богатствами мы обладаем и стоит ли затевать масштабные работы, нужно сначала составить подробную археологическую карту страны. А значит, необходимо так называемое сплошное обследование территории – с привлечением не только ученых, но и волонтеров, студентов исторических факультетов. В конце 1970-х годов подобное мероприятие было инициировано в Польше. Вся страна была разделена на условные квадраты и исследована буквально по метру. На это ушло несколько лет, да и сейчас поиски не прекращаются. Но эффект оказался значительным – количество уникальных находок и археологических памятников возросло в разы. Например, в 1978 году было известно около 40 тысяч объектов археологии, а на 2005 год – уже более 400 тысяч.

— Конечно, это требует значительных материальных затрат и серьезной научной подготовки, — продолжает Вадим Лакиза. – В прошлом году мы проговаривали этот вопрос среди коллег. В нынешнем стоит задача разработать пилотный проект и соответствующую нормативно-правовую базу. 

Пока что археологи заняты выбором подходящего региона, с которого можно было бы начать масштабные исследования. Среди кандидатов – Ошмянский, Слонимский, Дятловский и Минский районы.

 

 

СБ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *