Инклюзивное образование: опыт, перспективы развития

Раённыя падзеі

С 1996 года в нашей СШ № 3 города Дятлово оказываются образовательные услуги и создаются такие условия, при которых все учащиеся, обычные и не совсем обычные дети, ежедневно открывают для себя мир знаний, стремятся к победе и добиваются результатов.

Приобретенный опыт работы, с не совсем обычными детьми, стал следствием понимания необходимости перехода к инклюзивному образованию. Наша школа сегодня – это участник реализации экспериментального республиканского проекта «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования».

На начальном этапе реализации экспериментального проекта основной упор был сделан на создание безбарьерной образовательной среды. Так, вход в школу оборудован современным пандусом; коридор 2-го этажа и санузел оборудован поручнями. В учебных кабинетах создано доступное развивающее пространство: приобретены два комплекта мебели и средства обучения, компьютерная техника; созданы игровая зона и зона релаксации, развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития сенсорного опыта, мелкой моторики. Новым подходом в созданиии адаптивной образовательной среды  стало введение на основании решения районного исполнительного комитета в штатное расписание школы ставки помощника воспитателя для сопровождения учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, за что мы очень благодарны районному исполнительному комитету, отделу образования.

На сегодняшний день открыто два инклюзивных класса на первой ступени общего среднего образования. В инклюзивных классах учебный план предполагает совместную деятельность учителя класса и учителя-дефектолога, учителя физической культуры и здоровья. Данная форма работы помогает учащемуся с особенностями психофизического развития быть в общем составе класса полноценным участником учебного процесса, так как учитель-дефектолог помогает организовать учителю совместную деятельность на уроке всех учащихся, адаптировать и дифференцировать учебный материал, организовать совместную деятельность особым учащимся, что позволяет им не потеряться в многообразии деятельности, помогает вовремя сосредоточиться и переключиться, выполнить посильные задания в полном объеме. Учитель физической культуры и здоровья для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата проводит занятия «Адаптивная физическая культура», где используются упражнения спортивно-оздоровительного характера, которые помогают адаптироваться к нормальной социальной среде, преодолеть психологические барьеры, препятствующих ощущению полноценной жизни.

Конечно же, важную роль в организации инклюзивного пространства в учреждении образования играет методическая подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с особенностями психофизического развития.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам инклюзивного образования в учреждении на ряду с традиционными формами обучения такими как инстуктивно-методические совещания, методические консультации, семинары, мы очень много внимания уделили изучению отчественного и зарубежного опыта, являлись активными участниками международного проекта ТЕМПУС INOVEST, а также педагогам оказывались консалтинговые услуги научным руководителем и специалистами Дятловского районного ЦКРОиР.

Безусловно, все проводимые мероприятия способствовали повышению профессиональной грамотности педагогов по вопросам инклюзивного образования, о чем свидетельствует трансляция опыта работышколы на районном уровне через проведение открытых учебных занятий, через участие в областном фестивале «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет»,  на международном уровне  через участие в семинаре «Непрерывный профессиональный рост учителя в условиях современной школы» (г.Кишинев, Молдова). Опыт работы учителей-дефектологов отмечен дипломом 2 степени Министерства образования на республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения». Существенную помощь не только педагогам, но и всем участникам образовательного процесса оказывает функционирующий блог учителей-дефектологов «Семицветик» для организации дистанционного обучения.

Наиболее сложным этапом в работе было формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. На это мы направили все силы, чтобы наши “особенные” ученики были включены во все сферы школьной жизни. Полученные на учебных занятиях знания, умения и навыки они углубляли и развивали на факультативах. Учащиеся начальных классов посещали группу продленного дня, где получали новый опыт общения. И сегодня мы гордимся тем, что наши ребята — участники праздничных концертов, фестивалей творчества, утренников, творческих выставок на школьном, районном и областном уровнях. Благодаря активному включению ребят в жизнь школы, их взаимодействию со здоровыми сверстниками повлияло на то, что за последнее время существенно изменилось отношение к “особым” учащимся у всех участников образовательного процесса.

Первыми помощниками в вопросах инклюзивного обучения и воспитания детей стали наши родители, для них организована работа родительского лектория; проводятся дни открытых дверей; издается немало рекламных буклетов; оформлена страница на сайте учреждения образования по организации инклюзивного образования.

К сожалению, сегодня все больше приходят дети с различными видами нарушений, поэтому возникают значительные трудности в определении эффективности психолого-педагогической поддержки, условий адаптации среды, и разработки рекомендаций для педагогов и родителей. И здесь встает проблема научно-методического обеспечения,  наличия разработанных механизмов, методик и технологий организации инклюзивных мероприятий и создания инклюзивного образовательного пространства. Надеемся, что по итогам реализации экспериментального проекта будут предложены, в том числе и нами, для внедрения в практику современные эффективные подходы к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития.

Каждый согласится с тем, что счастье детей в наших руках. И совершенно не важно, какой у них цвет кожи, разрез глаз, имеют ли особенности в развитии или нет, задача взрослых, с которой, уверена, мы справимся – вводить ребенка в социум и формировать полноценную личность.

Пользуясь возможностью разрешите поздравить с наступающим Днем знаний, который всегда врывается в жизнь шумно, звонко, неожиданно. Хотя его ждут все и всегда. Он особенный: чистый, как осеннее небо, добрый, как первая учительница, и торжественный, как любое важное событие в жизни человека. Пусть тепло Вашей души вернется к вам любовью Ваших учеников. Пусть никогда вас не покидает удача, в сердце хватает радости и вдохновения. Пусть новый учебный год, подарит вам новые свершения и начинания. С праздником!

Е. Баклага,
заместитель директора СШ №3 г. Дятлово



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *