Страхование по безработице

Падзеі

Федерация профсоюзов Беларуси инициирует введение fp и страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства нанимателя

В Доме профсоюзов состоялся круглый стол по обсуждению перспектив внедренияв стране страхования по безработице и страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства нанимателя. В мероприятии приняли участие международные эксперты, представители министерств труда и социальной защиты, экономики, финансов, Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук, наниматели, депутаты Палаты представителей.

Данный вопрос председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда обсуждал на рабочей встрече у Главы государства в декабре 2015 года. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поддержал инициативу национального профцентра изучить и предложить приемлемый вариант такого механизма в нашей стране, отметив, что социальная защита трудящихся – общая задача государственных органов и профсоюзов.

Сегодня профсоюзы обеспокоены процессами, происходящими в экономике. Речь идет о возрастании конкуренции на рынке труда, вынужденной неполной занятости, задолженности предприятий по выплате заработной платы.

Справочно. Численность зарегистрированных безработных на 1 апреля 2016 г. – 53,5 тыс. человек. Коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 1,5 на 1 января 2016 г. до 1,83 безработных на одну вакансию на 1 апреля 2016 г.

«Федерация профсоюзов Беларуси и входящие в нее отраслевые профсоюзы всегда чутко реагируют на любые проблемы, возникающие в социально-трудовой сфере. И стараются вырабатывать способы их разрешения в тесном сотрудничестве со своими социальными партнерами: государственными органами и нанимателями, — подчеркнул председатель ФПБ Михаил Орда. – Сегодня, когда мы столкнулись с рядом сложностей в экономике страны, есть вопросы, которые касаются обеспечения полной и эффективной занятости. За последний год мы наблюдаем увеличение вынужденной неполной занятости, есть предприятия, которые не в состоянии своевременно выплачивать заработную плату. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос достаточности тех страховочных механизмов, которые сегодня есть у нас и которые должны смягчать последствия всех этих негативных процессов для трудящихся. Мы внимательно проанализировали наше законодательство, посмотрели на мировой опыт и видим, что есть необходимость в повышении уровня действующих гарантий на основе внедрения принципиально новых подходов».

Международный опыт свидетельствует, что страхование по безработице и страхование на случай утраты заработка по причине банкротства предприятия являются действенными мерами защиты трудящихся.

В частности, участники круглого стола имели возможность ознакомиться с опытом работы в данном направлении Литвы и Латвии.

Справочно. В Литве действует гарантийный фонд на случай банкротства предприятий. В этот фонд все юридические лица, которые по законодательству страны могут попасть под процедуру банкротства, отчисляют 0,2% от фонда заработной платы. Из этих средств работники предприятий-банкротов получают все причитающиеся по законодательству выплаты. Управляет данным фондом трехсторонний совет из представителей нанимателей, правительства, профсоюзов.

В Латвии с 1991 года действует система социального страхования по безработице, отчисления производят наниматели и работники. Пособие по безработице рассчитывается в зависимости от продолжительности страхового стажа. При стаже до 9 лет, пособие определяется в размере 50% от средней зарплаты, если страховой стаж 10-19 лет — 55%, 20-29 лет — 60%, свыше 30 лет — 65% средней зарплаты. Сумма выплат производится из расчета среднего заработка за предыдущие 12 месяцев. При этом система выплаты пособия по безработице имеет ограничения по длительности, что стимулирует человека на активный поиск работы.

Надо отметить, что в Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателейи профсоюзов на 2016-2018 годы закреплено обязательство сторон работать над повышением пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума.

Вместе с тем сегодня Федерация профсоюзов Беларуси инициирует внедрение дополнительного механизма защиты работников – страхования по безработице. Это позволит не допустить резкого снижения уровня жизни человека: как правило, страховые выплаты увязаны с размером прежнего заработка и страховых отчислений работника.

Внедрение подобного механизма требует проработки ряда вопросов. В частности предстоит определить, какими должны быть минимальный страховой стаж и длительность периода выплаты пособия, как будет финансироваться система страхования.

Как отметил Олег Токун, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в предыдущие годы проблема безработицы была не актуальна для страны, как правило, число вакансий превышало количество безработных в 2 – 2,5 раза. Соответственно, и вопрос повышения пособия по безработице или внедрения механизмов страхования по безработице был не актуален. Но в последнее время ситуация на рынке труда изменилась: количество безработных увеличивается, вакансий – сокращается, поскольку активно проходит модернизация, реструктуризация предприятий. Значит, целесообразно решать вопрос повышения пособия по безработице. Что касается внедрения страхования по безработице, то в Государственной программе содействия занятости населения рассмотрение этого вопроса запланировано на 2016-2017 годы.

Все участники круглого стола согласились, что требуется оперативное решение данного вопроса.

Вопрос внедрения страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства нанимателя также получил широкое обсуждение во время круглого стола. Участники мероприятия отметили своевременность инициативы национального профцентра в этой сфере.

Александр Мирониченко, директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, отметил, что данная тема актуальна для страны. Как решать вопрос защиты работников в случае банкротства предприятия, предстоит решить в ближайшее время. «Безусловно, в обсуждении должны принять участие и правительство, и профсоюзы, и наниматели», – подчеркнул Александр Иванович.

Участники круглого стола поддержали необходимость внедрения подобного защитного механизма в нашей стране. «Процедура банкротства, санации предприятия –

это поиск возможности перезапустить предприятие. Но в этой ситуации люди оказываются незащищены – у предприятия, пока оно ищет пути перезапуска, просто нет средств, чтобы рассчитаться с людьми. Солидарная система ответственности предприятий поможет защитить в таких ситуациях всех работников», – подчеркнул Михаил Орда.

По итогам работы круглого стола планируется выработать предложения, которые будут направлены профсоюзной стороной в правительство, а также в план подготовки законопроектов на 2017 год. Кроме того, итоги работы круглого стола будут рассмотрены на одном из предстоящих заседаний Национального совета по трудовым и социальным вопросам с целью максимально согласовать позиции всех социальных партнеров по этому вопросу.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *