Кому Бог не отец, тому церковь не мать

Падзеі

Эти слова еще в третьем веке нашей эры сказал известный христианский богослов, учитель церкви, епископ Карфагена Киприан. Этот христианский проповедник выступал за единство церкви и её иерархической структуры. Во время жестокого гонения императора Деция на христиан, многие из тех, кто причислял себя к верующим, отступили от веры. Желая укрепить дух последователей учения Христа перед испытаниями и не допустить дальнейшего церковного раскола, святитель неоднократно утверждал, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь».

Много воды утекло с тех пор. Сменялись эпохи, одно поколение приходило на место другого, но крылатые слова святителя сохранились в памяти народа. О великом латинском богослове мало кто знает, но его слова живы. А в нынешнее время они даже стали актуальными. «Без Бога не до порога», — когда-то любила говорить моя бабка. Она была набожной женщиной на протяжении всей жизни. Господь послал ей мужа, который также как и она, тянулся к вере. Он прислуживал в церкви, изготавливал свечи, был старостой в церкви.

За исповедничество веры и по ходатайству заместителя председателя сельского совета, которая жила по соседству, местные власти отказали моему деду в трудоустройстве. Но для родителей моей мамы это не стало большим горем. Дедушка был великолепным печником. Своим призванием класть печи он обеспечивал семью всем необходимым. О нем знали не только в той деревне, в которой он жил, но далеко за ее пределами. Слава о моем предке сохранилась до сих пор. Спустя много лет после его смерти, о нем вспоминают добрым словом.

После того, как времена богоборчества закончились, религии разрешили войти в каждый дом, тот, кто когда-то жег иконы, способствовал разрушению и закрытию храмов, унижал и преследовал верующих, в первых рядах оказался у алтаря. Заместитель председателя сельского совета, исправно исполнявшая свои обязанности и пользовавшаяся почетом у своего начальства, оказалась в глубоком почтении у священника, который пришел на место прежнего. Сейчас, некогда преследовавшая верующих, стала приходской старостой и помогает священнику руководить общиной.

В последнее время периодически появляется информация о том, что над православными храмами совершаются акты вандализма. Несколько месяцев назад глумление произошло над храмом в честь Преображения Господня в Дятлово. Как рассказал настоятель православной общины Дятлова протоиерей Николай Пинчук, двери храма были измазаны кровью, на них была нарисована перевернутая пентаграмма. Первыми увидели случившееся верующие, направлявшиеся на молебен в храм. Для города это было потрясением, так как ранее такого в округе не происходило.

Человек, который совершил такой поступок, должно быть, не знал, что древнейший символ (пентаграмма) вплоть до середины 19-го века был христианским. Согласно историческим документам в первые века христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Христа, а у сделавшего христианство государственной религией равноапостольного римского императора Константина I Великого она имелась на печати и амулете. Великий византийский император считал, что благодаря этому символу он нашёл истинную веру и принял христианство. Перевёрнутая пентаграмма изображена также на высших государственных наградах Ордене Красного Знамени СССР и Медали Почёта США.

IMG_8057

Однако случай, который произошел в Дятлово, не единственный. В начале мая в деревне Сынковичи Зельвеского района произошло воровство. Хулиганы мастерски срезали металлические решетки с окна храма в честь святого Архистратига Михаила и вынесли золотые и серебряные украшения, которыми была увешана икона «Всецарица». Этот образ, по словам настоятеля церкви, обладает чудотворными свойствами. К ней приезжают не только со всей Беларуси, но также из России и Украины. Люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией, получают исцеление. Помогает икона Божией Матери также молодым, которые отчаялись иметь детей.

Я не уверен, что люди, совершившие эти поступки, получили моральное удовлетворение. Но что заставило человека так поступить? Отсутствие должного воспитания со стороны родителей или порой безнравственное поведение самих верующих? Желание проявить свою молодецкую удаль или своеобразный способ борьбы с несправедливостью? Можно найти десятки оправданий, но человек должен искать причину не в ком-то, а в первую очередь, в себе. Для язычников обличителем дурных поступков является их совесть, которая у христиан называется голосом Божиим. Для человека, который потерял связь с Творцом, она – зеркало его жизни.

Замечательно о совести сказал известный богослов, епископ Александр Милеант. Он говорит о том, что в Священном Писании совесть называется сердцем, является свидетелем и нашим обличителем перед Судьей, помогает противиться нашим неправедным поступкам и намерениям. «В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25)», — замечает богослов.

Верить в Иисуса Христа или нет, следовать церковным установлениям, соблюдать посты и праздновать христианские праздники или их игнорировать – дело каждого. Верующие и атеисты были во все времена. Насаждать силой веру, как это было в 12-13 веках, считается противоправным. Тем не менее, каждый человек должен руководствоваться при совершении того или иного поступка своим внутренним голосом и помнить, что только в церкви он может получить спасение и облегчение в сложных жизненных ситуациях.

Игорь ЗИНЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *