Указ №78 Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 года
О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь
Главным приоритетом социально-экономической политики Республики Беларусь является человек, поддержка семьи, детей и стариков. За годы независимости страны сформировано государство для народа. Развивается образование, здравоохранение, инфраструктура, укрепляется национальная безопасность.
Нарастание негативных явлений в мировой экономике, сокращение спроса на наших традиционных экспортных рынках, резкое падение цен на нефть и сырьевые товары, геополитическая нестабильность привели к ухудшению условий внешней торговли Республики Беларусь.
В современных условиях внешнеэкономических процессов и их отрицательного влияния на национальную экономику необходимы своевременные меры по обеспечению экономической безопасности, социальной стабильности и формированию дополнительных условий для возобновления устойчивого экономического роста. Реализация на практике внутренних резервов развития требует инициативной и эффективной работы руководителей предприятий, принятия вертикалью власти решительных и системных мер.
В этих целях п о с т а н о в л я ю:
- Повышение эффективности функционирования экономики:
1.1. Совету Министров Республики Беларусь:
принять дополнительные меры для обеспечения:
прибыльной работы государственных предприятий при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25 процентов;
повышения платежной дисциплины во взаиморасчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке;
роста и диверсификации экспорта;
рационального импортозамещения;
ускоренного развития малого и среднего бизнеса и вовлечения его в экспортную деятельность и импортозамещение;
привлечения иностранного капитала в развитие и создание производств;
экономии ресурсов организациями всех форм собственности и повышения качества производимой продукции (работ, услуг);
совместно с Национальным банком поступательного снижения ставок по кредитам в экономике;
выработать предложения по:
приватизации (отчуждению) объектов государственной собственности на принципах прозрачности, оперативности и эффективности;
применению упрощенных процедур финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;
1.2. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:
обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек;
реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн. долларов США ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников;
обеспечить в течение 2016 года сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму не менее 100 млн. долларов США;
обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь;
активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить широкий и упрощенный доступ к кредитным линиям Китайской Народной Республики, выделяемым на реализацию инвестиционных проектов, установив отраслевые приоритеты их использования. Активно привлекать прямые иностранные инвестиции;
обеспечить в 2016 году снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50 процентов по всему комплексу названных услуг. Дополнительные доходы по системе Министерства энергетики от снижения объемов перекрестного субсидирования направить на снижение тарифов на энергоресурсы для промышленных потребителей в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
1.3. Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук обеспечить активное внедрение отечественных технологий в фармацевтику, агропромышленный комплекс, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов и иные сектора высших технологических укладов;
1.4. руководителям государственных органов:
обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие;
организовать разъяснительную работу с населением для популяризации предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы граждан;
1.5. возложить на председателей районных (городских) исполкомов персональную ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций;
1.6. уполномочить председателей районных (городских) исполкомов принимать в порядке, утверждаемом Президентом Республики Беларусь, оперативные решения по передаче в доверительное управление предприятий как имущественных комплексов устойчиво неплатежеспособных коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, в том числе с правом последующего приобретения таких имущественных комплексов доверительным управляющим, надлежаще выполнившим условия договора доверительного управления, а также по изъятию и предоставлению используемых такими предприятиями земельных участков (при сохранении целевого назначения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда) доверительным управляющим и (или) эффективно работающим субъектам хозяйствования (инвесторам) в установленном порядке;
1.7. установить, что:
основным критерием для оказания государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования является реализация ими в рамках государственных программ инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости;
экспортные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом ”Банк развития Республики Беларусь“ организациям, не являющимся резидентами, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
часть процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами кредитополучателям-нерезидентам для приобретения белорусских товаров (в том числе по лизинговым схемам), компенсируется Республикой Беларусь в 2016 – 2017 годах за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на соответствующие цели;
начальная стоимость продажи предприятий как имущественных комплексов, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, определяется по рыночной стоимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.
- Сбалансированное исполнение бюджета 2016 года и меры социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан:
2.1. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:
реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары;
сформировать в 2016 году резервы в республиканском бюджете в размере до 8 трлн. рублей для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, в местных бюджетах – до 2,8 трлн. рублей для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг;
принять исчерпывающие меры по:
минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7 процента;
оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2016 год, прежде всего за счет уменьшения расходов на:
непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт);
содержание органов государственного управления, местного управления и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих;
возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым в рамках государственных программ и мероприятий (за исключением кредитов на жилищное строительство), увеличив ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта
с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов по этим кредитам;
дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и в бюджет г.Минска;
2.2. руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников);
2.3. Совету Министров Республики Беларусь для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан внести предложения по:
увеличению с 1 марта 2016 г. бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
усилению с 1 марта 2016 г. механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера;
внедрению с 1 октября 2016 г. безналичных жилищных субсидий для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг;
2.4. Советам депутатов областного и базового территориальных уровней рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.
- Обеспечение обслуживания и своевременного погашения валютных обязательств:
3.1. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку:
проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, покрывающего трехмесячный импорт товаров (работ, услуг), а также краткосрочные долговые обязательства Республики Беларусь в иностранной валюте;
обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств, в том числе посредством рефинансирования, под персональную ответственность:
Премьер-министра Республики Беларусь – по погашению валютного долга Правительством и республиканскими органами государственного управления;
Председателя Правления Национального банка – по погашению валютных обязательств Национального банка;
председателей облисполкомов и Минского горисполкома – по погашению валютного долга местных органов управления и самоуправления;
руководителей организаций и коммерческих банков – по погашению валютного долга этих и подчиненных им организаций;
3.2. уполномочить Совет Министров Республики Беларусь на подписание межправительственных и международных договоров, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов от международных финансовых организаций, содержащих положения, отличные от норм законодательных актов Республики Беларусь, с последующей ратификацией таких договоров в установленном порядке.
- Полномочия и ответственность кадров:
4.1. оценку эффективности работы кадров осуществлять по следующим основным критериям:
Премьер-министра Республики Беларусь и его Первого заместителя – по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом Правительства;
Председателя Правления Национального банка – по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Национального банка, наращивания международных резервных активов Республики Беларусь;
заместителей Премьер-министра, Министра иностранных дел – по росту и диверсификации экспорта;
руководителей республиканских органов государственного управления – по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль, рациональному импортозамещению;
председателей областных, Минского городского исполкомов – по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональному импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест;
председателей районных (городских) исполкомов – по числу созданных новых рабочих мест;
руководителей государственных предприятий – по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг);
4.2. для повышения оперативности принимаемых решений, сокращения сроков административных процедур наделить полномочиями Совет Министров Республики Беларусь устанавливать сроки согласования государственными органами, в том числе подчиненными Президенту Республики Беларусь, проектов законодательных актов по важнейшим вопросам государственного регулирования в экономической сфере;
4.3. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь и Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь до 1 июня 2016 г. внести предложения по:
сокращению излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов;
совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в том числе за рубежом), повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития;
совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных организаций, а также организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству;
минимизации надзорных проверок, сокращению надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышению роли прокуратуры в обеспечении законности;
4.4. Совету Министров Республики Беларусь в течение 2016 года обеспечить:
пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы;
корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).
- Обеспечение неприкосновенности собственности:
Генеральной прокуратуре и судам обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией Республики Беларусь гарантии защиты собственности.
- Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитету государственного контроля, Национальному собранию Республики Беларусь, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
- Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.