История станции «Новоельня». Ко Дню железнодорожника

Падзеі

Как появилась станция «Новоельня»

В 1931 году было принято решение построить железную дорогу Беловеж – Новогрудок – Ошмяны. Под это в Варшаве (на территории Западной Беларуси, до сентября 1939 года, которая находилась в составе Польши) спланировали в 91 миллион злотых. Да денег не нашлось, и проект вместе с решением остался на бумаге.

И железная дорога на Новогрудок пролегла по другому маршруту, пройдя через горпоселок Новоельня на современной Дятловщине. Сначала это была узкоколейка, которая вела из Новоельни в Новогрудок и дальше в Любчу. А начиналось все с 1862 года. Именно тогда пинские купцы заказывали перед местными властями строительство железной дороги, которая привлекла бы к себе производство «богатого Новогрудского уезда». В те годы  она не прошла. Но уже в 1881-м, когда в южной части Новогрудского уезда появилась магистральная линия Смоленск – Брест, «мечта купцов» будто бы замаячила более отчетливо. Но узкоколейка пролегла только с началом Первой мировой войны.

Осенью 1915 года германские армии заняли западную часть Беларуси. Исходя из военных нужд, германское командование в 1916 году приступила к строительству узкоколейки — от станции Новоельня до линии фронта. Для этого вырубали лес, реквизировали лошадей. На строительстве работало практически все трудоспособное население окрестности. Меньше чем за год железную дорогу построили. Основная линия проходила от станции Новоельня к городку Любча.

А в 1931 году возобновился так и не осуществленный ранее глобальный проект «большой дороги». В 1947-м узкоколейка возобновила свою стабильную работу после военного лихолетья. Дорога – теперь уже в составе БЖД – начала называться 12-й дистанцией Белорусской железной дороги. По узкоколейке в колхозы доставлялись новая техника, минеральные удобрения, вывозился в поселок Новоельня выращенный урожай.

Стальная магистраль должна была пройти по старому маршруту дальше, до Новогрудка. В 1961 году в Правительство республики был подан запрос о строительстве широкой железной дороги от Новоельни к Новогрудку. Но вместо какого-то положительного решения в середине 1960-х годов узкоколейку разобрали.

Н. ОВЕРЧУК

Фото В. ОЛЕХНОВИЧА



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *